«Аско́льд»
— бронепалубный крейсер 1-го ранга; во время Русско-японской войны входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры , базировавшейся в Порт-Артуре . Назван в честь Аскольда — легендарного киевского князя. Из особенностей корабля нельзя не отметить характерный пятитрубный силуэт , единственный в Российском флоте того времени.
История создания и службы
Строился в Киле на немецкой верфи «Германия»; заложен в 8 июня 1899 , спущен на воду 2 марта 1900 , вступил в строй в 1902 . Службу в российском военном флоте начал в составе Балтийского флота, а в 1903 был направлен на Дальний Восток .
В начале Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда.
10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 «Аскольд», на котором держал флаг командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн , вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в неудавшемся прорыве во Владивосток. Прорвавшись вместе с крейсером « Новик » мимо японской эскадры, «Аскольд», получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай , где был интернирован до конца войны. После войны входил в состав Сибирской флотилии.
В начале первой мировой войны «Аскольд», находившийся на Дальнем Востоке, вошёл в состав союзной англо-французской эскадры для действий против германской крейсерской эскадры адмирала Шпее . Позже он был направлен на Средиземное море , где принимал участие в боевых действиях против Турции и Австро-Венгрии , в том числе и в Дарданелльской операции . После длительного ремонта во Франции (с марта 1916) «Аскольд» в июне 1917 под командованием Казимира Кетлинского прибыл в Мурманск и вошёл в состав эскадры Северного Ледовитого океана .
В 1918 захвачен англичанами в Кольском заливе. Крейсер участвовал в операциях интервентов, а позже вошёл в состав британского флота под названием «Glory IV». В 1922 выкуплен Советской Россией, но ввиду плохого технического состояния продан на слом и отбуксирован в Гамбург , где и был разобран.
«Аскольд» |
---|
|
|
---|
Крейсер «Аскольд» в Порт-Артуре, 1904 г.
|
Основная информация
|
---|
Тип
|
бронепалубный крейсер 1-го ранга
|
Государство флага
|
Россия
|
Верфь
|
"Германия", г. Киль
| Строительство начато |
8 июня
1899 года
| Спущен на воду |
2 марта
1900 года
| Введён в эксплуатацию |
1902 год
| Современный статус |
продан на слом в 1922 году
|
Параметры
|
---|
Водоизмещение
|
5905 т
|
Длина
| 132,5 м |
Ширина
| 15 м |
Осадка
| 6,2 м |
Бронирование
|
палуба— 39…51мм,
рубка— 152мм,
щиты орудий— 25 мм
|
Технические данные
|
---|
Силовая установка
|
три вертикальные паровые машины ; 19 котлов Шульца-Торникрофта
|
Мощность
|
19 650 л. с. (14,45 М Вт )
|
Винты
| 3 |
Скорость
| 23,8 узла на испытаниях |
Дальность плавания
| 3140 миль (10-узловым ходом), запас угля— 1300 т |
Экипаж
| 580 офицеров и матросов |
Вооружение
|
---|
Артиллерийское вооружение
|
12 × 152-мм/L45,
12 × 75-мм/L50,
8 × 47-мм , 2 × 37-мм орудий, 2 × 64-мм десантные пушки ,
2 пулемёта
|
Торпедно-минное вооружение
| 6 × 381-мм торпедных аппаратов |
|