Б-37 — советская подводная лодка проекта 641 из состава Северного флота. 11 января 1962 года на ней взорвался весь торпедный боезапас, что привело к гибели 122 человек. История строительства
Б-37 была заложена 18 июля 1958 года на заводе № 196 «Судомех» в Ленинграде. Спуск на воду состоялся 5 ноября того же года. В мае 1959 года переведена по Беломорско-Балтийскому каналу на достроечную базу в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, и 5 ноября 1959 года вступила в строй. 3 января 1960 года вошла в состав 33-й дивизии подводных лодок Северного флота с базированием на Полярный.
История службы
В августе 1960 года приняла участие в учениях «Метеор» в Атлантическом океане.
11 января 1962 года на лодке взорвался боезапас — 11 торпед. Первый и второй отсеки были полностью уничтожены. 59 человек экипажа, находившиеся на борту, погибли, выжили только командир, находившийся в момент взрыва на пирсе, и командир дивизиона движения (БЧ-5), отлучившийся в штаб. В результате взрыва была повреждена и затонула находившаяся рядом подлодка С-350 проекта 633, на ней погибло 11 человек. Также погибло несколько человек из находившихся в тот момент на пирсе. Обе лодки затонули, работы по их подъёму заняли 22 дня. Некоторое время Б-37 стояла у пирса с заглушкой на месте оторванной носовой части. Правительственная комиссия не смогла установить причину взрыва. Основные версии: случайный выстрел из оружия вахтенного, нерегламентный ремонт торпеды паяльной лампой, дефект торпеды.
7 мая 1963 года Б-37 была выведена из состава флота и отправлена на переработку.
Б-37 |
|
|
|
|
История корабля
|
Государство флага
|
СССР
|
Порт приписки |
Северный флот,
Полярный
|
Спуск на воду |
5 ноября
1958
|
Выведен из состава флота |
7 мая
1963
|
Современный статус |
разделана на металл |
Основные характеристики
|
Тип корабля |
Большая подводная лодка |
Обозначение проекта |
проект 641
|
Разработчик проекта |
ЦКБ-18
|
Главный конструктор |
С. А. Егоров, З. А. Дерибин |
Классификация НАТО
|
Foxtrot class |
Скорость (надводная) |
16,8 узла |
Скорость (подводная) |
16,0 узлов |
Рабочая глубина погружения |
280 м |
Предельная глубина погружения |
320 м |
Автономность плавания
|
90 суток |
Экипаж |
70 человек (в т.ч. 12 офицеров) |
Размеры
|
Водоизмещение
надводное
|
1952 т |
Водоизмещение подводное |
2475 т |
Длина наибольшая (по
КВЛ
)
|
91,3 м |
Ширина корпуса наиб. |
7,4 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
5,9 м |
Силовая установка
|
Дизель-электрическая, трёхвальная.
- Три дизеля 37Д по 2000 л.с.,
- Электромоторы 1 x ПГ102, 2700 л.с., 2 x ПГ101, 1350 л.с.,
- Электромотор экономичного хода ПГ104, 140 л.с.
-
АБ
: 4 группы по 104 элемента типа 46СУ
|
Вооружение
|
Торпедно-
минное вооружение
|
6 x 533-мм носовых, 4 x 533-мм кормовых
ТА
, 22 торпеды или 32 мины
|
|