«Байка́л»
— паровой паром - ледокол российского флота, действовавший на озере Байкал в 1899—1918 годах.
История создания и службы
В начале 1895года по предложению министра путей сообщения князя Хилкова было начато строительство паромной переправы через озеро Байкал для Транссибирской магистрали . Для этого 30 декабря 1895года был заключен контракт с английской фирмой « Сэр В.Г.Армстронг, Витворт и К» на изготовление в разобранном виде парома-ледокола без деревянных работ с запасными частями. Весной 1896 года ледокол был в разобранном виде доставлен для сборки в село Лиственичное . После трех лет постройки он был спущен на воду 17 июня 1899 года .
До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905году «Байкал» и позднее построенная «Ангара» ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая. После этого паромная переправа действовала как резервная, обеспечивая бесперебойное прохождение поездов по магистрали.
С началом гражданской войны паром находился в распоряжении красных и был ими вооружён пушками и пулемётами. После оставления красными Иркутска, «Байкал» был отведён на пристань Мысовую, где, после отступления из Иркутска, располагался штаб и тыловые учреждения красных.
В августе 1918 года , ледокол был расстрелян полевой артиллерией и сгорел у пристани Мысовая.
Дальнейшая судьба
В 1920 году после откачки воды выгоревший корпус судна был отбуксирован в порт Байкал, где простоял как минимум до 1926 года, после этого был порезан на метал, есть вероятность что нижняя часть корпуса до сих пор находится на дне озера в устье реки Ангара . Но точно сохранились передние винты и часть силовой установки.
«Байкал» |
---|
|
|
---|
|
Основная информация
|
---|
Тип | паром-ледокол | Государство |
| Верфь |
Armstrong Whitworth
| Спущено на воду |
17 июня 1899 года
| Введено в эксплуатацию |
1900
| Выведено из состава флота |
1918
| Современный статус | поврежден арт.огнем в 1918 году, после пожара притоплен, позднее разделан на металл |
Параметры
|
---|
Длина | 88.4 м | Ширина | 17.4 м | Средняя осадка |
5.8 м
|
Водоизмещение
| 4200 т |
Технические данные
|
---|
Силовая установка | три паровых машины тройного расширения | Винты | 3 гребных винта (два кормовых и один носовой) | Мощность | 3750 л.с. | Скорость | 12 узлов | Пассажировместимость | 300 чел. | Грузовместимость | 27 товарных двухосных ж.д. вагонов, до 800 т. |
|