Лидер эскадренных миноносцев «Баку»
— советский лидер эскадренных миноносцев проекта 38 (лидеры ЭМ типа «Минск»), построенный для Советского Военно-Морского Флота в 1930-х годах .
История
«Баку» был заложен по проекту 38 за номером 267 15 января 1935 года на судостроительном заводе №198 в Николаеве . Через год, 10 марта 1936 года (на стапеле в доке № 3 эллинга А ) был перезаложен на заводе №199 Комсомольске-на-Амуре , где получил название «Киев».
Для ускорения постройки лидера «Киев» была использована принципиально новая технология — сборка на горизонтальных стапелях с монтажом механизмов и валопроводов в наливных доках (правда, в результате был увеличен стапельный период) .
25 июля 1938 года лидер был спущен на воду (хотя еще не были завершены работы по второму машинному и третьему котельному отделениям) и переименован в «Орджоникидзе». Достройку планировалось осуществить на плаву во Владивостоке (на ССЗ №202, где была подготовлена сдаточная база). 27 сентября лидер «Орджоникидзе» был отбуксирован в Николаевск-на-Амуре , а затем во Владивосток, куда лидер прибыл только 25 октября . В мае 1939 года лидер приступил к испытаниям [2] , и уже 27 декабря был принят в состав Тихоокеанского флота (ТОФ) ВМФ СССР как «Серго Орджоникидзе».
6 мая 1940 года «Серго Орджоникидзе» был приписан к составу 1-го дивизиона ТОФ, в составе которого уже в июне лидер принимал участие в постановках минных заграждений и сопровождении транспортов . 25 сентября 1940 года лидер был переименован в «Баку».
Великая Отечественная война
В мае 1942 года Ставкой Верховного Главнокомандования (СВГК) было принято решение перебросить с Тихого океана на Северный флот несколько современных боевых кораблей , в том числе и лидер «Баку». В период с 15 июля по 14 октября лидер, в составе Экспедиции особого назначения (ЭОН-18), совершил переход из Владивостока до пролива Югорский Шар , тем самым став одним из первых советских боевых кораблей, совершивших переход Северным морским путем с востока на запад . После перехода кораблей ЭОН-18, приказом командующего флотом Арсения Григорьевича Головко от 24 октября 1942 года в составе Северного флота из трёх дивизионов была создана бригада эсминцев, и лидер «Баку» возглавил 1-й дивизион.
Во время Великой Отечественной войны «Баку» сопровождал союзные транспорты и конвои, участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, входил в состав кораблей охранения, обеспечивавших проводку конвоев . 6 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Баку» был награждён орденом Красного Знамени .
Послевоенное время
В период с 29 октября 1948 года по 30 июля 1954 года лидер «Баку» находился на капитальном ремонте на заводе производственного объединения «Север» в Северодвинске , во время которого, 12 января 1949 года , был переклассифицирован в эсминец .
С 17 февраля 1956 года «Баку» баку был переоборудован в опытовое судно, а затем, 18 апреля 1958 года разоружён и переоборудован в судно-цель (ЦЛ-31). С 31 мая «Баку» становится несамоходной плавбазой (ПБ-32). С 2 июня 1959 года — плавказармой (ПКЗ-171) .
30 июля 1963 года «Баку» был исключён из списков флота, а затем разобран на металл.
Баку |
---|
|
|
---|
Лидер ЭМ «Баку», 1943 год.
|
Основная информация
|
---|
Тип
|
лидер эскадренных миноносцев
|
Государство флага
|
СССР
|
Принадлежность
|
ВМФ СССР
|
Верфь
|
ССЗ №198 ( Николаев ) ССЗ №199 ( Комсомольск-на-Амуре )
| Строительство начато |
10 апреля
1936 года
| Спущен на воду |
25 июля
1939 года
| Введён в эксплуатацию |
27 декабря
1939 года
| Выведен из состава флота |
1963 год
|
Параметры
|
---|
Водоизмещение
|
стандартное
1952 т
полное
2708 т
|
Длина
|
127,5 м
|
Ширина
| 11,7 м |
Осадка
| 4,18 м |
Бронирование
| нет |
Технические данные
|
---|
Силовая установка
| 3 турбозубчатых агрегата |
Мощность
|
66900 л. с.
|
Винты
| 3 винта |
Скорость | 20 узлов экономическая 40 узла (полная) 43,5 узлов максимальная
|
Дальность плавания
|
5030 миль на 20 узлах
|
Экипаж
| 311 человек |
Вооружение
|
---|
Артиллерийское вооружение
| 5х1 130-мм АУ Б-13-2с |
Зенитная артиллерия
|
3х1 76-мм/55 ЗАУ 34-К 6х1 37-мм ЗАУ 70-К 6х12,7 мм пулемёта ДК
|
Торпедно-минное вооружение
|
2х4 533-мм ТА (16 торпед 53-Фили 53-36 или 53-38 до 68 мин КБ
до 76-84 (на разных корабля) мин заграждения обр. 1926 года
до 124 мин образца 1908—1939 г.
до 36 глубинных бомб М-1
|
Авиационная группа
| нет |
|