«Бату́м»
— миноносец Черноморского флота .
Постройка и служба
Заказан с учетом результатов испытаний первого мореходного миноносца « Взрыв » в 1880 году . В память о первой успешной торпедной атаке русских катеров назван «Батум». Разработчиком детального проекта стал известный английский кораблестроитель Эдвард Рид .
В заказе русского Морского Ведомства значилась скорость 22 узла, а компоновка «Батума» почти в точности повторяла компоновку серийных миноносок фирмы «Ярроу». Корпус делился водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков; толщина стальной обшивки не превышала 3,5мм. Миноносец был снабжен парусным вооружением.
Условия контракта не были выполнены, более того, Э.Ярроу попытался ввести в заблуждение русскую приемочную комиссию, намеренно облегчив миноносец . «Батум» был выведен на ходовые испытания с водоизмещением 33 тонн, вместо 48 проектных, а угля было погружено 1,5 тонн вместо 9 положенных . В результате, на приёмных испытаниях миноносец развил 22,16 узла, а после прихода в Россию он едва набирал 15 узлов.
Тем не менее, мореходные качества корабля оказались превосходными и он смог своим ходом перейти из Глазго в Николаев , вызвав этим удивление у специалистов. И.Ф.Лихачёв так оценивал значение этого перехода миноносца:
Прежде чем «Батум» успел дойти до места своего назначения, внимательные морские нации уже спешили заводиться такими же судами.
В походе начали проявляться недостатки конструкции: упала скорость, недостаточно тщательно был склепан и корпус— за день в кормовом отделении набиралось до 20—30 вёдер воды, а в Фиуме, куда миноносец зашёл по пути, даже пришлось увеличивать высоту труб, которые заливало при волнении. В Фиуме на миноносец также было установлено вооружение (два неподвижных носовых торпедных аппарата).
Минное вооружение состоит из 2-х выбрасывающих труб для 19-ти футовых мин Уайтхеда . Воздухохранитель состоит из двух цилиндров, в 3 1/2 куб. фута каждый. Мины находятся в выбрасывающих трубах, но в случае необходимости «Батум» может носить еще две запасные мины на верхней палубе в желобах.
«Батум» послужил хорошей «рекламой» фирмы Ярроу, которой было заказано сразу несколько десятков подобных «Батуму» миноносцев. Газеты того времени писали:
Не приходится сомневаться, что замечательные показатели этого корабля явились побудительной причиной для нашего правительства, как и для многих других, приступить наконец к систематической постройке миноносцев.
21 сентября 1880 года миноносец под командованием знаменитого лейтенанта Зацаренного прибыл в Николаев .
Зимой 1882 - 1883 годов топки локомотивного котла «Батума» приспособили под отопление мазутом . Это был первый опыт такого переоборудования в русском военном флоте. Отопление мазутом показало несомненные преимущества перед углем: повысилась дальность плавания и исчез демаскирующий вид из труб. Однако, выводы сделаны не были и миноносец вновь был переведен на угольное отопление. В 1884 году на «Батуме» переделали носовую оконечность для того, чтобы корабль не зарывался носом.
С 8 апреля 1895 года «Батум» был переименован и стал носить номер 251.
К 1901 году скорость корабля упала до 12,5 узлов. Содержание небоеспособного судна становилось непрактичным, поэтому 5 января 1908 года миноносец №251 был исключен из списков военного флота и передан Севастопольскому порту. В начале 1910-х годов корабль был продан на слом.
«Батум», несмотря на неудачную конструкцию, оказался прорывом в области кораблестроения. И.Ф.Лихачёв называл этот корабль «первой в мире мореходной миноноской», а в Европе выражение « миноноска типа „Батум"» применяли как синоним нового класса. Конструкция «Батума» стала классической на целое десятилетие, только в Англии в 1880 — 1882годах был построен 31 корабль этого типа. Такие суда строились также для Италии, Франции, Германии и Японии. Российским продолжением типа стал « Улучшенный „Батум" », в котором были учтены некоторые недостатки предыдущего корабля.
«Батум»
с 8 апреля 1895 — № 251
|
---|
|
|
---|
Миноносец «Батум»
|
Основная информация
|
---|
Тип
|
Миноносец
|
Государство флага
|
Россия
|
Порт приписки
|
Севастополь
|
Принадлежность
|
Черноморский флот Российской империи
|
Верфь
|
Завод Э. Ярроу, Глазго
| Спущен на воду |
31 мая
1880 года
| Введён в эксплуатацию |
17 июля
1880 года
| Выведен из состава флота |
5 января
1908 года
| Современный статус | Исключен из списков флота |
Параметры
|
---|
Водоизмещение
|
48,4 т
|
Длина
|
30,6 м
|
Осадка
| 0,8/1,9 м (носом/кормой) |
Бронирование
| Нет |
Технические данные
|
---|
Силовая установка
|
1 паровая машина , 1 локомотивный котёл
|
Мощность
|
500 л. с. (367,7 к Вт )
|
Скорость
|
22,16 узла (41 км/ч ) наиспытаниях
|
Экипаж
| 3/18 чел. |
Вооружение
|
---|
Артиллерийское вооружение
| 37-мм орудие Гочкисса |
Торпедно-минное вооружение<
|
2 торпедных аппарата калибра 254 мм
|
|