«Беспокойный»
— эскадренный миноносец типа «Дерзкий» , построенный по «малой судостроительной программе» и принадлежавший к числу эскадренных миноносцев типа «Новик» .
История службы
Служба в Российском Императорском флоте.
Зачислен в списке судов Черноморского флота 11 октября 1911 года . Заложен на стапеле завода «Наваль» 20 сентября 1912 года , спущен на воду 19 октября 1913 года . В начале июня 1914 года , после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний. 11 октября 1914 года «Беспокойный» был принят в состав 1-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота
Первый выход эсминца в боевой поход, совместно с другими кораблями 1-го дивизиона, состоялся 22- 25 октября 1914 года . В ходе боевого похода дивизион выполнил минную постановку в районе Босфора и обстрелял из корабельных орудий Зунгулдак . До завершения 1914 года эсминец «Беспокойный» совершил ещё 7 походов к берегам Турции для обстрела побережья Угольного района, уничтожения турецких каботажных судов и выполнения минных постановок. 1915 год «Беспокойный» встретил в море .
В 1915 году корабль совершил 11 боевых походов для обстрела побережья Турции и уничтожения турецких судов. В результате действий «Беспокойного» было уничтожено 90 парусных и паровых судов. Корабль имел столкновения с турецкими лёгкими крейсерами «Бреслау» и «Гамадие» («Гебеном»). Во второй половине 1915 года, по мере вступления в строй эскадренных миноносцев типа «Счастливый» , интенсивность использования «Беспокойного» и других эсминцев типа «Дерзкий» несколько снизилась .
В кампанию 1916 года «Беспокойный» совершил 14 боевых походов для обстрела турецкого побережья, минных постановок, обеспечения походов линейных кораблей и перевозок войск. При этом было потоплено 70 турецких парусных судов .
27 августа 1916 года , возвращаясь совместно с эсминцем «Гневный» с минной постановки, «Беспокойный» подорвался на двух минах в районе порта Констанца . Подрыв первой мины произошёл под средним котельным отделением, подрыв второй мины— под отделением левой турбины , оба отделения, а также прилегающие к ним помещения, были затоплены, но корабль сохранил плавучесть и был отбуксирован тральщиком №241 в Констанцу, где была произведена временная заделка пробоин, откачка воды, частичная разгрузка и демонтаж вооружения . В течение 3-6 сентября «Беспокойный» был отбуксирован спасательным судном «Черномор» в Николаев на завод «Наваль» и 8 сентября был поставлен в док. Ремонт эсминца продолжался вплоть до июня 1917 года. После его завершения на боевые операции корабль не выходил .
Служба во время Гражданской войны
16 декабря 1917 года «Беспокойный» вошёл в состав Красного Черноморского флота . После предъявления 25 апреля 1918 года советскому правительству германским командованием ультиматума о сдаче Черноморского флота, 29 апреля «Беспокойный» вместе с частью кораблей ушёл из Севастополя в Новороссийск . После возвращения 19 июня 1918 года в Севастополь эсминец был захвачен германскими войсками. После ухода германских войск из Севастополя в декабре 1918 года, корабль перешёл под контроль французского командования , получил бортовой номер «R.1» и был уведён французами из Чёрного моря. В период нахождения под французским командованием эсминец потерпел навигационную аварию, в результате которой был погнут левый гребной вал. В августе 1919 года «Беспокойный» в хорошем состоянии и с вооружением был возвращён Черноморскому флоту Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) .
В феврале - марте 1920 года участвовал в боях у Новороссийска и Туапсе . В конце марта «Беспокойный» принял участие в эвакуации войск ВСЮР из Новороссийска в Севастополь . В апреле участвовал в боях в северо-западном районе Чёрного моря . В августе-октябре 1920 года действовал в районе Керченского пролива и на Азовском море , поддерживая войска ВСЮР. 15 сентября корабль подорвался на советском минном заграждении. Больших повреждений корабль не получил и хода не потерял, благодаря чему продолжил действовать в Азовском море .
14 ноября 1920 года «Беспокойный» совместно с Русской эскадрой покинул Крым . После высадки эвакуированных в Константинополе , в конце декабря 1920 года корабль перешёл в Бизерту ( Тунис ). 29 октября 1924 года , после признания Францией СССР корабль был признан советской собственностью, на «Беспокойном» был спущен Андреевский флаг , экипаж покинул корабль. В конце 1920-х годов был продан Рудметаллторгом на слом ; простоял в Бизерте до 1933 года , когда на месте был разобран на металл частной французской фирмой .
«Беспокойный» |
---|
|
|
---|
эскадренный миноносец «Беспокойный», 1914-1917 годы
|
Основная информация
|
---|
Тип
|
Эскадренный миноносец
|
Государство флага
|
Россия РСФСР Германия Франция СССР (1924—1935)
|
Принадлежность
|
ВМФ Российской Империи
ВМФ СССР
Императорские военно-морские силы
ВМС Франции
|
Верфь
|
Наваль
| Строительство начато |
20 сентября 1912
| Спущен на воду |
19 октября 1913
| Введён в эксплуатацию |
ября 1914
| Современный статус | продан на слом |
Параметры
|
---|
Водоизмещение
|
1191 т (нормальное) 1451 т (полное)
|
Длина
|
93,82 м
|
Ширина
|
9,02 м
|
Осадка
|
3,32 м
|
Технические данные
|
---|
Силовая установка
| 2 паровые турбины «Браун-Бовери-Парсонс» |
Мощность
|
22 534 л. с.
|
Винты
| 2 |
Скорость
|
30,0 узлов (полная на приёмных испытаниях)
|
Дальность плавания
|
1 717 миль
на скорости 21,0 узел
700 миль на 30,0 узлах
|
Экипаж
| 111 человек, в том числе 7 офицеров |
Вооружение
|
---|
Артиллерийское вооружение
| 3х1 102-мм/60 орудий (боезапас 450 патронов) |
Торпедно-минное вооружение
|
5х2 457-мм ТА , 80 мин образца 1908 или 1912 годов
|
|