Богаты́рь — крейсер 1 ранга Российского императорского флота . Головной крейсер типа «Богатырь» Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне . Построен по заказу российского правительства в Германии .
Контракт на постройку крейсера заводом «Вулкан» был подписан 5 августа 1898 года . Заложен 21 декабря 1899 года , спущен на воду 17 января 1901 года , введён в состав флота в августе 1902 года . По тому же проекту в России построены крейсера « Олег », « Кагул » (бывш. «Очаков») и « Память Меркурия » (бывш. «Кагул») и ещё один однотипный корабль (« Витязь ») сгорел недостроенным на стапеле в С-Пб.
После постройки «Богатырь» переведён на Дальний Восток в состав Тихоокеанской эскадры российского Императорского флота и был включён в состав Владивостокского отряда крейсеров .
15 мая 1904 года напоролся на камни в Амурском заливе , получил серьёзные повреждения, с большим трудом корабль удалось спасти и привести во Владивосток на ремонт. Всю Русско-японскую войну «Богатырь» простоял в ремонте.
После войны переведён на Балтийский флот . Осуществлял учебные походы в Балтийском море . Ходил в Средиземное и Чёрное моря . В декабре 1908 года русские моряки с «Богатыря» в числе первых пришли на помощь погребённым под завалами жителям Мессины , всего было спасено около 1 800 человек. Перед Первой мировой войной в 1912 году прошёл на Кронштадтском пароходном заводе ремонт машин и частичную модернизацию.
В Первую мировую войну вступил в составе 2-й эскадры крейсеров.
26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе . Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству , что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом. Во время войны прошёл модернизационный ремонт в 1915 году на Франко-русском заводе с заменой артиллерии с 152-мм орудий в 45 калибров длинной системы Кане на 130-мм орудия Обуховского завода в 55 калибров длинной.
Всю войну успешно действовал в Балтийском море, выставлял минные заграждения , участвовал во многих боевых операциях. Как и весь остальной флот, вынужден был отступить после перемены на фронтах, последовавшей после революции 1917 года . Участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота .
В 1922 году был разобран на металл.
«Богатырь» |
---|
|
|
---|
| Основная информация |
---|
Тип | Бронепалубный крейсер | Государство флага | Россия | Верфь | Вулкан , Штетин | Строительство начато | 21 декабря 1899 года | Спущен на воду | 17 января 1901 года | Введён в эксплуатацию | Август 1902 года | Выведен из состава флота | 1922 год | Современный статус | Разобран на металл | Параметры |
---|
Водоизмещение | 6645 т | Длина | 134,0 м | Ширина | 16,6 м | Осадка | 6,3 м | Бронирование | Палуба— 35/70, башни— 125/90, рубка— 140 мм | Технические данные |
---|
Силовая установка | 2 паровых машины тройного расширения, 16 котлов Нормана (англ.) русск. | Мощность | 20 368 л. с. | Скорость | 23 узла (43 км/ч ) | Экипаж | 589 человек | Вооружение |
---|
Артиллерийское вооружение | 12 × 152-мм, 12 × 75-мм, 8 × 47-мм , 2 × 37-мм | Торпедно-минное вооружение | Четыре 381-мм торпедных аппарата |
|