«Бра́вый» — эскадренный миноносец типа «Буйный» , принявший участие в Цусимском сражении и прорвавшийся после него во Владивосток .
В составе Второй Тихоокеанской эскадры
В 1901 году зачислен в списки судов Балтийского флота и заложен на судоверфи Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге , спущен на воду 29 сентября 1901 года , вступил в строй 29 июля 1902 года . После вступления в строй отправился на Дальний Восток с отрядом А.А.Вирениуса , однако с началом Русско-японской войны вернулся в Россию.
Вошёл в состав Второй Тихоокеанской эскадры и 29 августа 1904 года покинул Кронштадт под командованием лейтенанта П.П.Дурново .
Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года «Бравый» входил в состав 1-го отделения миноносцев и держался на левом, нестреляющем борту русских броненосцев, находясь в распоряжении контр-адмирала Н.И.Небогатова . Как только «Ослябя» начал тонуть, миноносец полным ходом подошёл к гибнущему кораблю и под огнём начал спасать плавающую в воде команду. Всего «Бравый» взял на борт более 150 человек, после чего попал под обстрел японских крейсеров и вынужден был прекратить спасение экипажа броненосца. В это же время «Бравый» получил попадание 203-мм снаряда, который нанёс кораблю сильные повреждения и сбил фок-мачту. На миноносце погибло девять человек, в их числе пять— из состава экипажа «Осляби»; шесть человек получили тяжелые ранения .
К вечеру повреждённый миноносец отстал от эскадры и на нём было принято решение о самостоятельном прорыве во Владивосток в обход японских судов. В пути скорость миноносца упала до 5 узлов и подошёл к концу уголь: в топку пришлось отправить все дерево, имевшееся на миноносце . На подходе к Владивостоку миноносец по телеграфу вызвал на помощь корабли Владивостокского отряда, был встречен и 17 мая приведён в порт. Таким образом, «Бравый» стал одним из трёх кораблей эскадры, достигших Владивостока .
Служба в составе Сибирской флотилии
6 ноября 1905 года «Бравый» был включён в состав Сибирской флотилии . В 1907 году прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов во Владивостокском порту с заменой листов палубного настила и трубок в котлах и перевооружением. 12 декабря 1917 года вошел в состав Красной Сибирской флотилии, затем был захвачен японскими войсками.
После освобождения Владивостока от интервентов был введён в строй в качестве брандвахты под названием «Анисимов». 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ и сдан на слом.
«Бравый» до 9 марта 1902 года — «Налим» с 19 сентября 1923 года — «Анисимов» |
---|
|
|
---|
Эскадренный миноносец «Бравый» | Основная информация |
---|
Тип | Эскадренный миноносец | Государство флага | Россия | Порт приписки | Санкт-Петербург Владивосток | Принадлежность | Вторая Тихоокеанская эскадра Сибирская флотилия | Верфь | Невский завод | Спущен на воду | 29 сентября 1901 года | Введён в эксплуатацию | 29 июля 1902 года | Выведен из состава флота | 1925 год | Современный статус | Разобран | Параметры |
---|
Водоизмещение | 440 т | Длина | 64,1 м | Ширина | 6,4 м | Осадка | 2,82 м | Технические данные |
---|
Силовая установка | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4котла «Ярроу» | Мощность | 5700 л. с. | Винты | 2 | Скорость | 26,02 узла | Дальность плавания | 1200 морских миль (12- узловым ходом) | Экипаж | 4/62 чел. | Вооружение |
---|
Артиллерийское вооружение | 1 × 75-мм/50, 5 × 47-мм/35 Гочкиса, 2 × 7,62-мм пулемёта С 1909 года: 2 × 75-мм, 6 × 7,62-мм пулемётов | Торпедно-минное вооружение | 3 × 381-мм ТА ( С 1909 года 2 ТА ) |
|