«Буйный» — головной эскадренный миноносец одноимённого типа , погибший в Цусимском сражении .
История корабля
В 1901 году зачислен в списки судов Балтийского флота и заложен на судоверфи Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге , спущен на воду 11 августа 1901 года , вступил в строй 28 июня 1902 года . После вступления в строй отправился на Дальний Восток с отрядом А.А.Вирениуса , однако с началом Русско-японской войны вернулся в Россию.
Вошёл в состав Второй Тихоокеанской эскадры и 29 августа 1904 года покинул Кронштадт под командованием капитана 2-го ранга Н.Н.Коломейцева .
Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года «Буйный» входил в состав 1-го отделения миноносцев и держался на левом, нестреляющем борту русских броненосцев, находясь в распоряжении командира броненосца «Ослябя» . Как только «Ослябя» начал тонуть, миноносец полным ходом подошёл к гибнущему кораблю и под огнём начал спасать плавающую в воде команду. Всего «Буйный» взял на борт 204 человека , после чего попал под обстрел японских крейсеров и вынужден был прекратить спасение экипажа броненосца. В 3 часа 30 минут миноносец дал полный ход и, отстреливаясь из орудий, направился к ушедшей вперёд эскадре. В это время выяснилось, что миноносец погнул винты об обломки «Осляби», а в машине слышался стук повреждённых механизмов .
После возвращения к эскадре на «Буйном» заметили горящий русский корабль, сильно обстреливаемый противником. Этим кораблём оказался флагманский броненосец «Князь Суворов» . Под огнём неприятеля «Буйный» на сильной зыби подошёл к наветренному борту броненосца; каждую минуту хрупкий корпус миноносца могло раздавить о броню «Суворова» . Этот отчаянный манёвр, по свидетельству современников, принёс «Буйному» и его командиру бессмертную славу . Вице-адмирал З.П.Рожественский и флаг-офицер с частью штаба были приняты на миноносец. Это были последние члены экипажа броненосца, спасшиеся с него.
К утру 15 мая «Буйный» соединился с крейсером «Дмитрий Донской» и миноносцами «Бедовый» и «Грозный» . К этому моменту на «Буйном» были серьёзные повреждения механизмов и нехватка угля, поэтому было принято решение уничтожить миноносец. Адмирал З.П.Рожественский и штаб были переданы на «Бедовый» , а команда— на крейсер «Дмитрий Донской» . После этого «Буйный» был подготовлен к взрыву, но он не удался , и «Дмитрию Донскому» пришлось топить миноносец артиллерийским огнем . В 11 часов 30 минут в 70 милях от острова Дажелет «Буйный» затонул с поднятыми кормовым и стеньговыми флагами.
«Буйный» до 9 марта 1902 — «Бычок» |
---|
|
|
---|
Эскадренный миноносец «Буйный» | Основная информация |
---|
Тип | Эскадренный миноносец | Государство флага | Россия | Порт приписки | Санкт-Петербург | Принадлежность | Вторая Тихоокеанская эскадра | Верфь | Невский завод | Спущен на воду | 11 августа 1901 года | Введён в эксплуатацию | 28 июня 1902 года | Выведен из состава флота | 1905 год | Современный статус | Потоплен в Цусимском сражении | Параметры |
---|
Водоизмещение | 440 т | Длина | 64,1 м | Ширина | 6,4 м | Осадка | 2,82 м | Технические данные |
---|
Силовая установка | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4котла Ярроу | Мощность | 5700 л. с. | Винты | 2 | Скорость | 26,7 узла | Дальность плавания | 1200 миль 12- узловым ходом | Экипаж | 4/62 чел. | Вооружение |
---|
Артиллерийское вооружение | 1 × 75-мм/50, 5 × 47-мм/35 Гочкиса | Торпедно-минное вооружение | 3 x 381-мм ТА |
|