«Двена́дцать апо́столов» — российский барбетный броненосец . Заложен в 1888 году , спущен на воду в 1890 году . Назван в честь двенадцати апостолов — двенадцать непосредственных учеников Иисуса Христа .
История
В феврале 1888 года в Николаеве состоялась закладка барбетного корабля, совершенно нового типа. Проектное задание предусматривало небольшой, дешёвый, но вместе с тем сильный броненосец— требования, часто выдвигавшиеся, но редко выполнимые. «Двенадцать апостолов» оказался весьма удачным приближением к решению столь непростой задачи. Конечно, при проектном водоизмещении чуть больше 8000 т не могло идти и речи о полном бронировании борта; но цитадель вышла достаточно протяжённой и хорошо защищённой. Пришлось отказаться и от высокого борта— в ущерб мореходности и возможности вести огонь в плохую погоду. Пострадала и средняя артиллерия: осталось всего четыре 6-дюймовых орудия; но зато они наконец-то обрели броневую защиту. Корабль получил значительную перегрузку в ходе постройки, но даже при этом он рассматривался специалистами как более удачный, чем балтийские «тараны» «Александр II» и «Николай I» .
Введенный в строй в 1892 году , «Двенадцать Апостолов» , скромно прослужил свои девятнадцать лет, не участвовав ни в одном боевом походе.
В апреле 1907 года выведен из боевого состава флота, разоружен и в 1912 году переоборудован в « Блокшив №8».
С весны 1918 года находился на хранении в Севастопольском порту, в 1926 году разобран на металл .
Корабль в кинематографе
К моменту начала работы С. Эйзенштейна над фильмом Броненосец «Потёмкин» настоящий башенный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» находился в неудовлетворительном состоянии и готовился к утилизации. Поэтому, вместо него снимался барбетный броненосец Черноморского флота «Двенадцать Апостолов». Поскольку барбеты его имели противопульные броневые крыши куполообразной формы, не характерные для цилиндрических башен настоящего «Потёмкина», пришлось применять бутафорию .
«Двенадцать апостолов» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | Барбетный броненосец |
---|
Организация | Черноморский флот |
---|
Изготовитель | Николаевское адмиралтейство |
---|
Строительство начато | февраль 1888 года |
---|
Спущен на воду | 13 сентября 1890 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 28 апреля 1892 года |
---|
Выведен из состава флота | 1921 год |
---|
Статус | Разобран на металл |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 8700 тонн |
---|
Длина | 104,2 м |
---|
Ширина | 18,3 м |
---|
Осадка | 8,4 м |
---|
Бронирование | сталежелезная броня, борт от 229 до 356мм, траверсы от 229 до 305мм, башни от 254 до 305мм, палуба от 51 до 66мм, батарея артиллерии среднего калибра— 127мм, боевая рубка— 203мм, казематы— 305 мм |
---|
Двигатели | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения |
---|
Мощность | 8750 л. с. (6,4 М Вт ) |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 15,7 узла (29 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 1540 морских миль |
---|
Экипаж | 26 офицеров и 573 матроса |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4 × 305-мм, 4 × 152-мм орудий, 14 малокалиберных орудий |
---|
Минно-торпедное вооружение | Шесть 380-мм торпедных аппаратов |
---|
|
|