Джигит — русский парусно-винтовой клипер (крейсер 2-го ранга) четвёртой серии (типа «Крейсер»). Построен корабельным инженером А.П.Тороповым на Галерном о-ве в Санкт-Петербурге.
История службы
- 1877— Плавания по Балтийскому морю.
- 2 мая 1878— Отправился на Дальний Восток через Магелланов пролив .
- Февраль 1879— Пришёл в Гонолулу и поступил в распоряжение русского консула на Гавайях. Минный офицер Н.К.Рейценштейн по просьбе гавайского короля взорвал на фарватере пять донных мин с целью разрушения коралловых наростов, за что экипаж и русское правительство были удостоены письменной королевской благодарности.
- 18 апреля 1879— Пришёл в Иокогаму , где присоединился к эскадре Тихого океана.
- Вместе с однотипным клипером « Крейсер » находился в Хакодате в распоряжении генерал-майора Н.М.Тихменева .
- 6 июля 1879— Прибыл во Владивосток .
- Октябрь 1879— Нес крейсерскую службу и вел гидрографические исследования водах Приморья.
- 1880— Плавание по портам Тихого океана в составе объединенной эскадры вице-адмирала С.С.Лесовского .
- Сентябрь 1881— Пришёл в Кронштадт .
- Июль 1882— Отправился в Средиземное море, где присоединился к эскадре контр-адмирала П.В.Чебышева.
- 1883— Нес стационерную службу в Архипелаге.
- Конец 1883— Вернулся в Кронштадт.
- Конец 1884— Отправился во Владивосток через Магелланов пролив.
- Конец 1885— Плавания между портами Кореи и Японии.
- 1886— Нес сторожевую службу в Чукотское море и занимался исследованиями в Колючинской бухте.
- 1887— Вернулся в Кронштадт.
- Октябрь 1889— Отправился на Дальний Восток.
- 18 мая 1890— Во Владивостоке присоединился к эскадре контр-адмирала П.Н.Назимова .
- 1891— В составе отряда кораблей обеспечивал морское путешествие наследника цесаревича Николая Александровича из Сингапура в Киото .
- 28 сентября 1891— Отправился из Владивостока на Балтику.
- 1 февраля 1892— Крейсер 2-го ранга.
- 24 мая 1892— Пришёл в Кронштадт.
- 1893— Находился в резерве, стоял в Кронштадте.
- 29 октября 1894— Вышел из Кронштадта в Средиземное море, где эскортировал императорскую яхту «Царевна» от Кадиса до Алжира .
- 26 ноября— 7 декабря 1894— В Алжире произвел ремонт корпуса, вытяжку такелажа , переборку орудийных станков и окраску.
- 30 декабря 1894— В Пирее присоединился к Средиземноморской эскадре контр-адмирала С.О.Макарова .
- Февраль 1895— Вышел из Гибралтара в Северный Ледовитый океан.
- 11 марта 1895— Прибыл в Плимут , где занялся исправлением повреждений, нанесенных штормом.
- 8 апреля 1895— Прибыл а Екатерининскую гавань в Белом море.
- Весна-лето 1895— Сторожевая служба, охрана промыслов и гидрографические работы офицеров М.Е.Жданко и Н. В. Морозова в северных водах [1] .
- 16 сентября 1895— Вернулся в Кронштадт для ремонта.
- 1898— март 1899— Поход в Карибское море .
- 1899—1900— Учебное плавание со строевыми унтер-офицерами в Атлантику.
- 13 августа 1900— 4 мая 1901— Учебное плавание к Канарским островам .
- 1902— Поход на Дальний Восток по маршруту Кронштадт— Брест — Буэнос-Айрес — мыс Доброй Надежды — Шанхай — Иокогама— Порт-Артур .
- Весна-осень 1903— Стоял в Порт-Артуре в вооружённом резерве.
- Осень 1903— январь 1904— Находился в Дальнем .
- 26 января 1904— В момент нападения японских миноносцев находился на внешнем рейде вместе с крейсером « Новик » у прибрежной линии, место «Е». Не стрелял, поскольку не видел атакующие корабли.
- 17 апреля 1904— Включен в отряд подвижной береговой обороны контр-адмирала М.Ф.Лощинского .
- Апрель 1904— Разоружен для оборудования сухопутных батарей, переведен в 3-й ранг.
- 19 декабря 1904— Затоплен экипажем в Западном бассейне.
- 1905— Поднят японцами и передан на слом.
Командный состав
Командиры
- 25.09.1875— 18.05.1882— капитан-лейтенант Карл де Ливрон 1-й
- 1882—1887— капитан-лейтенант (с 26.2.1885— капитан 2-го ранга) К.П.Миллер
- 1887— капитан 2-го ранга П.П.Нелидов 1-й
- 1889—1891— капитан 2-го ранга К.П.Никонов 1-й
- 07.01.1891— 01.01.1893— капитан 2-го ранга Д.Г.Фелькерзам
- Июнь 1893— капитан 2-го ранга Н.Е.Нидермиллер 2-й
- 06.12.1895— 1899— капитан 2-го ранга В.И.Литвинов 2-й
- 1899— Гвардейского Экипажа капитан 1-го ранга граф Н.М.Толстой 1-й
- 4 мая 1901—1904— капитан 2-го ранга А.П.Назаревский
- 14.03.1904— И. д. лейтенант С.А.Говорливый
Старшие офицеры
- 1894—1895— капитан 2-го ранга И.П.Успенский
- 16.12.1895 — 1897 — И. В. Студницкий
- 29.05.1900—? — Г.Ф.Керн
- 10.12.1901— 28.03.1905— лейтенант (с 28.03.1904 капитан 2-го ранга) С.А.Говорливый
Служили на корабле
- Бахирев, Михаил Коронатович
- Бэр, Владимир Иосифович
- Воеводский, Степан Аркадьевич
- Дефабр, Константин Иванович
- Рейценштейн, Николай Карлович
- Штер, Андрей Петрович
«Джигит» |
---|
|
---|
Винтовой клипер «Джигит» в Кронштадте перед уходом в заграничное плавание
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | Клипер |
---|
Порт приписки | Порт-Артур |
---|
Изготовитель | Галерный остров, Санкт-Петербург |
---|
Строительство начато | 2 марта 1874 года |
---|
Спущен на воду | 1876 год |
---|
Введен в эксплуатацию | 1877 год |
---|
Выведен из состава флота | 1905 год |
---|
Статус | Затоплен командой на внутреннем рейде Порт-Артура 19 декабря 1904 года |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1334 т |
---|
Длина | 63,3/70,5 м |
---|
Ширина | 10 м |
---|
Осадка | 4,2 м |
---|
Двигатели | 1 горизонтальная машина двойного расширения тронкового типа (Ижорский з-д), 4 котла |
---|
Мощность | 1383 л. с. |
---|
Движитель | 1 |
---|
Скорость хода | 12 узлов (22,2 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 1600 морских миль наскорости 10узлов |
---|
Экипаж | 12 офицеров и 176 матросов |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 3 × 152-мм/28,4, 4 × 87-мм, 4 × 47-мм/43, 6 × 37-мм/20, 1 × 64-мм/20 После 1892 : 3 × 152-мм/28,4, 4 × 107-мм/20, 4 × 47-мм, 6 × 37-мм, 1 × 64-мм |
---|
Минно-торпедное вооружение | С 1878: носовой надводный однотрубный минный аппарат, шестовые мины, буксируемые мины Гарвея, мины на кормовом буксируемом плотике, бросательные мины, «минные рамы» для четырех торпед. С 1878 по 1880 к клиперу была приписана миноноска «Снег». |
---|
|
|