«Estonia» (ранее «Viking Sally» , «Silja Star» , «Wasa King» ) — эстонский паром судоходной компании Estline, был построен в 1979 году в Германии на судоверфи Meyer Werft в Папенбурге . Затонул в ночь с 27 сентября на 28 сентября 1994 года , в результате крушения пропали без вести 757 человек и погибли 95 человек из 989 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа. Это крупнейшее в Европе кораблекрушение в мирное время . По своим последствиям и количеству жертв её можно сравнивать только с самой крупной морской трагедией в истории Эстонии, которая случилась 24 августа 1941 г., когда на выходе из Таллинского порта после атаки немецких самолётов получило пробоины и затонуло возле острова Прангли самое крупнотоннажное судно Эстонии, пароход Eestirand (рус. «Эстонское побережье»), на котором перед наступавшим немецким вермахтом покидало Таллин несколько тысяч человек.
История парома
Паром был изначально построен для компании « Viking Line » и был назван «Viking Sally». Он должен был курсировать между Турку , Мариехамном и Стокгольмом . В 1986 году его продали компании « Silja Line » и переименовали в «Silja Star», оставив его на прежнем маршруте. В 1991 г. паромом стала управлять компания «Wasa Line», которая полностью находилась в собственности «Silja Line», и паром, теперь под именем «Wasa King», стал курсировать между финским городом Вааса и шведским городом Умео . В январе 1993 г. для обеспечения паромного сообщения между Таллином и Стокгольмом шведская компания «Nordström & Thulin» и принадлежащая эстонскому государству «Estonian Shipping Company» ( «Эстонская судоходная компания» , сокращённо— «ESCO» ) создали совместное предприятие «Эстлайн» ( «EstLine A/S» ), которое приобрело паром «Wasa King», переименовав его в «Эстония» ( «Estonia» ).
Крушение
Estonia покинула Таллинский порт вечером 27 сентября 1994 г., когда в море бушевал шторм, а скорость ветра превышала 20 метров в секунду. В полночь «Эстония» разминулась в море с паромом Викинг Лайн « Mariella » (Мариэлла), на котором скорость «Эстонии» посчитали слишком высокой. В половине второго ночи с судна было отправлено короткое сообщение о помощи, вскоре судно пропало с радара «Мариэллы». Отправителем сообщения считают предположительно второго или четвёртого штурмана. Из сообщения понятно, что крен судна в тот момент очень опасный— 20-30 градусов, и слышно, что на корабле включена противотуманная сирена, чтобы разбудить пассажиров. Паром затонул между 00:55 и 01:50 (UTC+02). На современных навигационных картах указано место гибели парома 59.381783 , 21.676683 59°22′ с.ш. 21°40′ в.д. / 59.381783° с.ш. 21.676683° в.д. (G) (O) (глубина 83 м).
Спасательная операция
На помощь поспешили находящиеся в ближайших водах паромы сообщения Хельсинки-Стокгольм: «Силья Симфония», Silja Europa (Силья Европа), «Изабелла», «Мариэлла», немецкий пассажирский «Finnjet». Поблизости был ещё эстонский грузовой корабль, но он продолжил свой путь на юг. В дальнейшем на место прибыли финские сторожевики «Tursas» и «Valpas» и тральщик «Uusimaa» со своими водолазами. На месте крушения был такой сильный шторм, что прибывшие первыми паромы не смогли спасти всех оказавшихся в воде. Оставшихся в живых были вынуждены собирать с поверхности силами ныряльщиков береговой охраны и воздушных сил Финляндии и Швеции, вертолётами спасательного отряда Хельсинки, и вертолётами частных лиц только с наступлением утра.
Находящиеся на месте корабли, большей частью на «Мариэллу», спасли всего 38 человек. Финские вертолёты, главным образом борт береговой охраны «Super Puma», спасли 49 человек. Шведские вертолёты— 50. Всего над «Эстонией» летало 13 шведских, 12 финских, два датских и один российский вертолёт. С накренившейся «Эстонии» не успели спустить большинство имевшихся спасательных шлюпок, но самонадувающихся резиновых плотов на волнах было множество. Проблемой было то, что сильный ветер быстро уносил спасательные плоты с места крушения, где плавали в ночных рубашках пассажиры. Из 989 находившихся на борту (803 пассажира и 186 членов экипажа) спасли 137 человек (94 пассажира и 43 члена экипажа). При этом пропали без вести 757 человек (651 пассажир и 106 членов экипажа), и были опознаны 95 погибших (58 пассажиров и 37 членов экипажа). Среди погибших оказался популярный эстонский певец Урмас Алендер . 852 погибших (включая пропавших) были гражданами 17 государств.
Расследование причин трагедии
В ноябре 1994 года носовой визор «Эстонии» был поднят с помощью дистанционно управляемого робота для исследования. В начале декабря норвежская компания Rockwater, специализирующаяся на подводных работах, исследовала затонувший корабль на средства шведского государства. В этих действиях использовали в качестве базового судна паром «Semi 1», с которого погружения выполняли с помощью подводного колокола и специальной газовой смеси. Главной задачей водолазов было найти бортовой компьютер и доставить его следственной комиссии. Компьютер не был найден, предположительно его вырвало и смыло штормом из окна, и он затерян где-то в донном иле. Это дало дополнительную пищу жёлтой прессе, например, в прессе звучали версии о том, что паром мог пойти на дно из-за специально организованного взрыва на борту, что кто-то пытался провезти на нём контрабандный груз или это мог быть взрыв советской военной техники.
Возможность подъёма судна отвергли позднее, в декабре, и решили оставить его на месте, запечатав бетоном. Погружение к останкам корабля запрещено, исполнение запрета возложено на финские власти. Судно лежит на боку в 35 километрах на юго-юго-восток от финского острова Утё за пределами финских территориальных вод на глубине около 60 метров. Согласно официальному заключению эстонско-финско-шведской комиссии, причиной гибели парома стали недостатки в конструкции судов типа « Ролкер » (также называемые «ro-ro» ). 19 февраля 2009 года правительство Эстонии распустило комиссию по расследованию причин трагедии после её четвёртого отчёта. В качестве наиболее вероятной причины гибели парома были названы его конструктивные недостатки (отрыв носового визора ) и тяжёлые погодные условия .
Эстония |
---|
MV Viking Sally (1980-1990) MV Silja Star (1990-1991) MV Wasa King (1991-1993) MV Estonia (1993-1994) |
---|
|
---|
|
---|
Флаг | 1980-1993 1993–1994 |
---|
Класс и тип судна | паром |
---|
Ледовый класс | 1А |
---|
Порт приписки | 1980–1991: Мариехамн 1991–1993: Вааса 1993–1994: Таллин |
---|
Номер ИМО | 7921033 |
---|
Организация | EstLine |
---|
Изготовитель | Meyer Werft |
---|
Спущен на воду | 29 июня 1980 |
---|
Введен в эксплуатацию | 5 июля 1980 |
---|
Выведен из состава флота | 28 сентября 1994 |
---|
Статус | затонул |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 15 566 т |
---|
Длина | 157,02 м |
---|
Ширина | 24,2 м |
---|
Осадка | 5,56 м |
---|
Двигатели | 4 × MAN 8L 40 /45 |
---|
Мощность | 17 652 КВт |
---|
Скорость хода | 21,2 узла |
---|
Экипаж | 810 |
---|
Пассажировместимость | 1 190 |
---|
Регистровый тоннаж | 15 566 GRT 2 800 DWT |
---|
|