«Генерал-адмирал Апраксин» («Окиносима» [沖ノ島])— броненосец береговой обороны Российского императорского и Японского императорского флотов. В русском флоте назывался в честь С.Ф.Апраксина . В японском флоте был назван в честь города .
Постройка и испытания
Заложен на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге 20 мая 1895 года в рамках программы усиленного судостроения, принятой в 1890 году . Строился по проекту броненосца «Адмирал Ушаков» , став третьим кораблём этого типа. В феврале 1895 года стало понятно, что «Генерал-адмирал Апраксин» имеет сильную перегрузку: осадка превышала проектную на 0,3 метра . В качестве меры для снижения перегрузки кораблестроитель Д.В.Сворцов предлагал отказаться от башенной установки и уменьшить толщину всей бортовой брони. Его предложение было отвергнуто и Морской технический комитет принял решение о сокращении количества орудий главного калибра до трёх .
К началу 1896 года готовность «Апраксина» по корпусу была доведена до 54,5%. Спуск корабля на воду состоялся 30 апреля 1896 года , а первый выход на пробу машин— осенью 1897 года . В ходе испытаний нового броненосца было отмечено низкое качество корпусных работ.
Служба
«Генерал-адмирал Апраксин» на камнях у острова Гогланд, апрель 1900 года.
Довоенная служба
14 августа 1899 года «Генерал-адмирал Апраксин» вышел в море для перехода в Копенгаген . В это время столицу Дании посетил Николай II . 14 сентября броненосец покинул заграничные воды и через два дня прибыл в Кронштадт . 21 сентября он окончил кампанию, не разоружаясь, с тем чтобы после окончания достроечных работ направиться в Либаву . 12 ноября 1899 года «Генерал-адмирал Апраксин» вышел из Кронштадта на зимовку в Либаву и в 3 часа ночи при сильной метели выскочил на камни у южной оконечности острова Гогланд . Попытка сняться с мели самостоятельно потерпела неудачу, а через час в носовой кочегарке показалась вода, которая быстро прибывала. В декабре потерпевший аварию корабль оказался в ледовом плену, и сообщение с ним поддерживал только ледокол «Ермак» . В конце января 1900 года руководителем спасательных работ на Гогланде назначили контр-адмирала З.П.Рожественского , который привлёк к участию в спасении корабля специалистов по горному делу . Только после успешного окончания подрывных работ «Ермаку» 11 апреля 1900 года удалось снять броненосец с камней. Ремонт повреждений броненосца средствами Кронштадтского порта, завершенный в 1901 году , обошелся казне более чем в 175 тыс. руб., не считая стоимости спасательных работ.
Броненосец береговой обороны Генерал-адмирал Апраксин в Кронштадте, май 1902 года.
Кампании 1902 - 1904 годов «Генерал-адмирал Апраксин» провёл в Учебном артиллерийском отряде, принимая участие в учениях и манёврах. В ноябре 1904 года «Генерал-адмирал Апраксин» вместе с «Адмиралом Ушаковым» и «Адмиралом Сенявиным» был назначен в состав Отдельного отряда судов будущей Третьей Тихоокеанской эскадры для немедленного следования на Дальний Восток — на усиление Второй Тихоокеанской эскадры .
Кампания 1904 года и переход на Дальний Восток
Броненосец начал новую кампанию 22 декабря 1904 года . Во время подготовки к походу на броненосец были установлены станция беспроволочного телеграфирования системы «Сляби-Арко», два дальномера Барра и Струда (на фор-марсе и на кормовом мостике), оптические прицелы Перепелкина к 254-мм и 120-мм орудиям, два из последних были заменены на новые из-за большого «расстрела». Офицерский состав корабля частично обновился, однако на своём посту остался командир корабля Н.Г.Лишин
2 февраля 1905 года «Генерал-адмирал Апраксин» в составе Отдельного отряда контр-адмирала Н.И.Небогатова вышел из Либавы на Дальний Восток . Вместе с отрядом броненосец совершил длительный переход к Цусимскому проливу , где в составе Второй Тихоокеанской эскадры принял участие в Цусимском сражении .
Цусимское сражение
К 6 часам утра 14 мая русская эскадра, сохраняя ночной походный строй, увеличила ход с 6 до 9 уз. Левую колонну кораблей вёл «Император Николай I» под флагом адмирала Н.И.Небогатова , за которым в кильватер держали «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и «Адмирал Ушаков» . Носовой башней «Апраксина» командовал лейтенант П.О.Шишко , кормовой— лейтенант С.Л.Трухачев.
В первой фазе боя «Генерал-адмирал Апраксин» с дистанции 56 кабельтов пробовал стрелять по «Микаса» , но вскоре его старший артиллерист лейтенант Г.Н.Таубе с разрешения командира перенёс огонь на «Ниссин» . В 16 часов броненосец начал получать попадания: 203-мм снаряд с крейсеров эскадры вице-адмирала Х. Камимуры поразил кормовую башню у амбразуры 254-мм орудия, разрыв снаряда приподнял крышу и затруднил вращение башни, хотя и не пробил броню. Осколки снаряда убили одного и ранили несколько комендоров , а командир башни лейтенант С.Л.Трухачев был контужен, но остался на посту . 120-мм снаряд попал в кают-компанию. Ещё одним снарядом неизвестного калибра был снесен гафель , осколки других вывели из строя сеть антенну беспроволочного телеграфа. Всего на «Апраксине» были убито 2 и ранено 10 человек. В течение ночи броненосец отражал атаки японских миноносцев и сумел не отстать от главных сил отряда Н.И.Небогатова . Всего за 14 и в ночь на 15 мая броненосец выпустил до 153 254-мм снарядов и до 460 120-мм снарядов .
Утром 15 мая отряд в составе эскадренных броненосцев «Император Николай I» , «Орёл» , броненосцев береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и крейсера «Изумруд» был окружен превосходящими силами противника. По свидетельству очевидцев, Н.Г.Лишин на мостике произнёс:
| Ну что же.. Влопались... умрём. | |
Офицеры и команда броненосца, по мнению историков и очевидцев, были готовы сражаться до последнего и умереть . Один из комендоров броненосца, не дожидаясь приказания, дал пристрелочный выстрел из орудия, однако огонь был прекращён из-за того, что на «Императоре Николае I» взвился сигнал о сдаче. Все корабли отряда последовали сигналу адмирала (кроме крейсера «Изумруд» , который сумел уйти от противника) и вскоре на них были высажены японские призовые команды. Незадолго до этого по приказанию лейтенанта Таубе комендоры выбросили за борт замки мелких орудий и прицелы. «Апраксин» с призовой командой был направлен в японский порт.
В составе японского флота
Быстро введенный в строй и переименованный в «Окиносима» корабль участвовал в захвате Сахалина японскими войсками. После войны броненосец приписали к Сасебо в качестве учебного корабля. В начале Первой мировой войны его использовали для участия в захвате Циндао (в составе второй дивизии броненосцев береговой обороны второй эскадры), и затем до 1915 года он выполнял дозорные функции, а позднее был частично разоружён и использовался как плавказарма для кадетов . Из списков «Окиносима» вычеркнули в 1926 году (по другим данным, в 1922 году ). Затем он был блокшивом и в 1939 году разобран на металл.
«Генерал-адмирал Апраксин»
С 28 мая 1905 года — «Окиносима» |
---|
|
---|
Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин»
|
---|
Служба: | Россия Япония |
---|
Класс и тип судна | Броненосец береговой обороны |
---|
Порт приписки | Санкт-Петербург |
---|
Организация | Балтийский флот , Вторая Тихоокеанская эскадра |
---|
Изготовитель | Адмиралтейские верфи |
---|
Спущен на воду | 30 апреля 1896 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 1899 год |
---|
Выведен из состава флота | 1939 год |
---|
Статус | Разобран |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 4648 тонн |
---|
Длина | 86,4 м |
---|
Ширина | 15,9 м |
---|
Осадка | 5,7 м |
---|
Бронирование | пояс гарвеевской брони 203—216мм, траверзы 203 и 152мм, башни — 178/38мм, барбеты — 152мм, рубка — 178мм, палуба — 25 мм над поясом и 51 мм в оконечностях |
---|
Двигатели | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 огнетрубных котла |
---|
Мощность | 5769 л. с. (4,2 М Вт ) |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 15,2 узла (28,2 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 3400 морских миль на 9 узлах |
---|
Экипаж | 18 офицеров и 400 матросов |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 3 × 254/45; 4 × 120/45; 10 × 47/43, 12 × 37/23, 2 × 64/19 |
---|
Минно-торпедное вооружение | Четыре надводных 381-мм торпедных аппарата |
---|
|
|