MAS AE2 — дизель-электрическая подводная лодка типа E австралийских ВМС. Вместе с однотипной HMAS AE1 вошла в число первых подводных лодок ВМС Австралии. Зачислена в списки флота в Портсмуте 28 февраля 1914 года. 30 апреля 1915 года повреждённая субмарина затоплена экипажем в Мраморном море ввиду угрозы захвата турецкими войсками. История строительства
Заложена 14 февраля 1912 года на английской верфи Vickers Armstrong в Барроу-ин-Фёрнессе. Спущена на воду 18 июня 1913 года, включена в состав Королевского австралийского флота 28 февраля 1914 года вместе с однотипной AE1. Командиром лодки назначен лейтенант-коммандер Королевского флота Великобритании Генри Стокер (англ. Henry H. G. D. Stoker). Вскоре обе лодки вышли из Англии в Сидней. Обеими лодками командовали офицеры Королевского флота Великобритании, а экипажи были набраны как из британских, так и австралийских моряков. Субмарины прибыли в Сидней 24 мая 1914 года, завершив самый длительный на то время переход подводных лодок.
История службы
Начало Первой мировой войны
После начала Первой мировой войны обе лодки вошли в состав Австралийских военно-морских экспедиционных сил, направленных для захвата Германской Новой Гвинеи. Во время захвата Новой Гвинеи однотипная AE1 бесследно исчезла. После капитуляции германских колоний AE2 совместно с линейным крейсером Australia патрулировала район вблизи Фиджи, после чего встала на ремонт в Сиднее.
AE2 осталась единственной субмариной в регионе и её командир Генри
HMAS AE2 |
|
|
HMAS AE2
в доке. Сидней, 1914 год
|
История корабля
|
Государство флага
|
Австралия
|
Спуск на воду |
18 июня 1913 года |
Современный статус |
Затоплена 30 апреля 1915 года |
Основные характеристики
|
Тип корабля |
Дизель-электрическая ПЛ |
Скорость (надводная) |
15
узлов
(28
км/ч
)
|
Скорость (подводная) |
10 узлов (19 км/ч) |
Рабочая глубина погружения |
около 60 м |
Экипаж |
35 |
Стоимость |
105 700
фунтов
|
Размеры
|
Длина наибольшая (по
КВЛ
)
|
55 м |
Ширина корпуса наиб. |
6,86 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
3,81 м |
Силовая установка
|
Дизель-электрическая, двухвальная, 2 дизеля, 1750
л. с.
, 2 гребных электродвигателя, 550 л. с.
|
Вооружение
|
Торпедно-
минное вооружение
|
4 × 457-мм ТА (1 носовой, 2 в
миделе
, 1 кормовой)
|
Стокер предложил перебазировать лодку в европейские воды. Предложение было одобрено австралийским флотом и Британским Адмиралтейством. 31 декабря 1914 года AE2 покинула Албани в составе австралийского конвоя (англ. AIF Convoy 2), идя на буксире войскового транспорта Berrima. Среди шестнадцати судов конвоя субмарина была единственным полноценным боевым кораблём. Адмиралтейство считало, что после боя у Кокосовых островов судоходство в Индийском океане защищать не от кого. 28 января 1915 года AE2 прибыла в Порт-Саид и была зачислена в состав британской 2-й флотилии подводных лодок. На новом театре в задачи лодки входила патрульная служба в районе проведения Дарданелльской операции.
|