Линейные крейсера класса «Корейджес» отличались быстроходностью и малой осадкой. По официальной версии они предназначались для действий в акватории Балтийского моря. Однако эта версия не находит доверия у большинства экспертов — считается, что их основной целью было добивание флота противника после генерального морского сражения, а официальная версия — всего лишь дезинформация германского командования.
Первый военный корабль, погибший во Второй мировой войне. Потоплен 17 сентября 1939 года немецкой подводной лодкой U-29. 518 членов экипажа «Корейджеса» погибли.
История создания
Основа проекта — план «Балтийский поход» (идея-фикс адмирала Фишера), а в её рамках возможность прохода кораблей неглубокими датскими проливами из Северного моря в Балтийское, для чего и был разработан проект пятого поколения крейсеров. Ограничение по осадке вызвал отказ от бронирования соответствующего ГК. Вместо него на 25-мм листы наружной обшивки решили установить только 51-мм броневые плиты. Адмирал Фишер хотел чтобы эти корабли вступили в строй всего через год после закладки. Этим обуславливались как высокие темпы строительства, так и спешка при проектировании и перепроектировании. Уже в ходе строительства в июне 1916 года было впервые выдвинуто предложение о переделке «Корейджеса» и «Глориеса» в гидроавианосцы. Но отсутствие как чёткого представления, каких боевых характеристик хотели получить от этих кораблей, так и конструктивного плана по переоборудованию повлияли на принятие решения о продолжения строительства в рамках существующего проекта. К проекту выдвинуто требование достижения 32 узловой скорости. Заложен на частной судостроительной верфи «Армстронг» в Хай Уолкер, Ньюкасл — на реке Тайн. Построечная стоимость 2 038 225 фунтов стерлингов.
Конструкция
Набор смешанный. Корпус клепанный, разделённый водонепроницаемыми переборками на 30 основных отсеков. Двойное дно простирается на 83 % длины корабля. Высота надводного борта при нормальном водоизмещении 9,3 м в носовой и 5,2 м в кормовой оконечности корабля. Метацентрическая высота при нормальном водоизмещение — 1,17 м. Увеличение осадки на 1 см — 37 т.
|
История |
|
Заложен: |
28 марта
1915
г.
|
Спущен на воду: |
5 февраля
1916
г.
|
Стал в строй: |
январь
1917
г.
|
Судьба: |
Погиб 17 сентября 1939 года |
Общие характеристики |
Водоизмещение
:
|
19 320 тонн нормальное |
Длина: |
239,8м максимальная
224,2м между перп.
|
Ширина: |
24,7м |
Осадка: |
7,1м средняя |
Главный калибр: |
4 × 381мм |
Минный калибр: |
18 × 102мм |
Зенитное вооружение: |
2 × 76мм |
Торпедное вооружение: |
2 × 533мм (21дюймов)
торпедных аппаратов
(10 торпед)
4 трехтрубных 533мм палубных торпедных аппарата
|
Бронирование: |
|
Самолёты: |
1
Сопвич Кэмел
; 1 Струттер
|
Силовая установка: |
турбины, 90 000л.с.,
18 котла,
4 винта,
|
Скорость: |
31,6узлов |
Экипаж: |
около 830 человек |
Артиллерия
Та же что и на «Ринауне» и «Рипалсе», только количеством: ГК — 4 ствола в 2-ух двухорудиных башнях (носовой и кормовой), Минный калибр — в 6 трёхорудиных башнях, а зенитная полностью совпадала и количеством.
Торпедное вооружение
Бортовые 533 мм подводные ТА, расположенные впереди башни «А» с запасом торпед 10 шт. После вступления в строй было усилино — 2 двухтрубными 533 мм неподвижными надводными ТА (общий боекомплект достиг 14 шт.)
СЭУ
Изготовлена фирмой Парсонс. Главные турбины с редуктором с зубчатым зацеплением, с двойной геликоидной передачей. Впервые на крупных британский военных кораблях были установлены водотрубные котлы системы «Ярроу» с водогрейными трубками малого диаметра (18 штук, давление пара 16,5 кг/см²). В общем, СЭУ была почти такой же как и на лёгком крейсере «Чемпион». Запас топлива (нефти) при нормальном водоизмещении — около 750 тонн, максимально возможный — 3160 тонн.
Один полубалансирный руль. Три адмиралтейских становых якоря весом 7,62 тонны, один кормовой весом 3,05 тонны.
История
Закончив приёмные испытания, крейсер вошёл в соостав 3-й эскадры лёгких крейсеров, затем 1-й эскадры лёгких крейсеров. В апреле 1917 г крейсер решили переделать в минный заградитель, для чего по квартердеку «Корейджеса» установили четыре ряда минных рельсовых путей. Корабль мог принимать 222 мины «Бритиш Элия», но на деле поставить их ему никогда не пришлось. А уже 23 ноября вышло распоряжение демонтировать минное устройство. 16 октября совместно с «Глориесом» и 2-й эскадрой лёгких крейсеров участвовал в Скандинавскм конвое. В ночь на 17 ноября принимал участие во втором бою в Гельголадской бухте. В этом бою умудрился один раз попасть (из 92 381-мм снарядов) в щит 150-мм орудия германского лёгкого крейсера «Пиллау». В начале 1918 г. над обеими орудийными башнями смонтировали взлётные площадки для колёсных самолётов, они несли по одному «Струттеру» на носовой и одному «Кемлу» на кормовой башне. Вскоре появилось новая идея — забронировать этот тип кораблей как броненосцы.
Конец
В начале января 1924 года было выдан приказ о перестройке «Корейджеса» и «Глориеса» в авианосцы. Работы передали адмиралтействам в Девонпорте и Розайте соответственно. 29 июля 1924 года «Корейджес» перешёл на верфь для переоборудования. Работы были закончены только в 1928 году.
|