HMS Nigeria (60) (Его величества корабль Нигерия )— британский легкий крейсер, первой серии крейсеров типа «Краун Колони» . Был заказан в 1937 году на верфи Vickers-Armstrong в Ньюкасле и заложен 8 февраля 1938 года. Крейсер был спущен на воду 18 июля 1939 года, и введен в строй 30 сентября 1940 года.
С 29 августа 1957 года крейсер входил в состав Индийского флота под названием INS Mysore .
История службы
После вступления в строй, крейсер перешел в Скапа-Флоу , войдя в состав 10-й крейсерской эскадры. После чего в октябре-ноябре 1940 года выполнял операции по прикрытию прибрежных конвоев у северо-западных подходов, базируясь на Плимут.
26 декабря 1940 года Нигерия вышла вместе с линейным крейсером Repulse для прикрытия конвоев в Атлантике, после того как войсковой конвой WS5A был атакован немецким тяжелым крейсером Адмирал Хиппер.
6 февраля 1941 года крейсер вышел в составе океанского эскорта, прикрывая постановку минных заграждений у Северного барража ( Operation SN7A ), после окончания которой ушел вместе с линкором Nelson в патрулирование у берегов Исландии. 17 февраля прикрывал очередную постановку мин на северном барраже ( Operation SN7B/68A ).
Рейд на Лофотены
В начале марта крейсер составл эскорт десантных судов в рейде на Лофотенские острова и их последующей эвакуации ( Operation Claymore ). Крейсер Edinburgh осуществлял дальнее прикрытие.
8 марта вышел в Северное море на поиски немецкий кораблей, которые по сообщениям прорвались туда для атаки союзных конвоев.
11 марта прикрытие очередной минной постановки ( Operation SN68B ).
17 марта вместе с линкором Nelson вышел к берегам Исландии на поиски немецких линкоров Шарнхорст и Гнейзенау, прорвавшихся в Атлантику.
26 марта вышел на патрулирование в Датский пролив совместно с систершипом Fiji для перехвата немецких торговых рейдеров. 28 марта присоединился к линкору King George V и двум другим крейсерам в поисках немецкого карманного линкора Адмирал Шеер, шедшего в Киль. Противник так и не был найден.
30 марта вместе с Fiji вышел на соединение с линейным крейсером Hood , для прикрытия конвойных маршрутов Великобритания— Гибралтар от атак немецкий кораблей ( Operation SN9B ). После чего крейсер оставался у северо-западных подходов.
Потопление Лауенбурга
28 июня Нигерия совместно с эсминцами Bedouin , Tartar и Jupiter в условиях тумана захватили северо-восточнее острова Ян-Майен на позиции 73.033333 , -3.216667 73°02′ с.ш. 3°13′ з.д. / 73.033333° с.ш. 3.216667° з.д. (G) (O) немецкое метеорологическое судно Lauenburg . Судно было обнаружено при помощи huff-duff и обстреляно, после чего экипаж в спешке покинул его. с эсминца Tartar была высажена десантная партия, которой удалось захватить шифровальную машину Энигма и шифровальные коды, после чего немецкое судно было затоплено.
25 июля выходил вместе с крейсером Aurora и эсминцами Punjabi и Tartar , в роли возможных, по необходимости, топливозаправщиков кораблей эскорта Русского конвоя.
Эвакуация с острова Медвежий
1 августа крейсер участвовал в операции по уничтожению метеорологической станции на острове Медвежий и эвакуации с острова Норвежских граждан.
Эвакуация со Шпицбергена
19 августа совместно с крейсером Aurora эскортировал лайнер Empress of Australia с канадскими коммандос на борту во время рейда на Шпицберген ( Operation Gauntlet ). 23 августа он поддерживал огнем высадку десантных сил и помогал в осуществлении уничтожения угледобывающего оборудования на острове. Принял на борт в Баренцбурге советских шахтеров, доставив их 24 августа в Архангельск , после чего вернуля на остров в Лонгйир , где забрал норвежское население острова. 1 сентября крейсера с пассажирами на борту, сопровождая угольщики отплыли в Скапа-Флоу.
Потопление Бремзе
7 сентября во время патрулирования у берегов Норвегии совместно с крейсером Aurora , Нигерия перехватила у Porshanger фьорда маленький немецкий конвой из 2-х транспортов. В условиях плохой погоды крейсера потопили немецкий учебный корабль Бремзе, но транспортам удалось уйти. В ходе боя Нигерия получила повреждения носовой части. По послевоенному анализу было предположено, что крейсер подорвался на мине.
После этого боя крейсер встал на ремонт на коммерческой верфи Тайна, в ходе которого на корабле был установлен радар управления огнем главной артиллерии Type 284. 25 декабря, после испытаний он встал для доработки ремонтных работ. В январе 1942 года крейсер вернулся в состав 10-й эскадры крейсеров, став ее флагманским кораблем.
8 января 1942 года Нигерия вышла сопровождая конвой PQ-8 , следующий из Исландии в Мурманск. 17 января она прибыла туда и осталась, чтобы сопровождать будущие конвои в районе между островом Медвежий и Кольским заливом.
Базирование на Мурманск
В феврале крейсер из Мурманска вместе с эсминцами Faulknor и Intrepid выходил на встречу с конвоем PQ-9 /10, соединившись с ним 5 февраля и сопровождая его до 8 февраля. С 13 по 15 февраля крейсер прикрывал обратный конвой QP-7 . 22 февраля совместно с советскими эсминцами сопровождал конвой PQ-11 на его финальной стадии прохождения.
Со 2 по 7 марта крейсер участвовал в составе ближнего прикрытия обратного конвоя QP-8 .
С 22 марта крейсер в составе Флота Метрополии участвовал в прикрытии пары конвоев: PQ-13 и обратного QP-9 .
5 апреля крейсер сопровождал линкор King George V из Розайта в Скапа-Флоу, где тот соединился с флотом.
10 апреля Нигерия совместно с линкорами King George V и Duke of York , авианосцем Victorious и тяжелым крейсером Kent образовали Соединение дальнего прикрытия, сопровождающее очередную пару конвоев: PQ-14 и обратного QP-10 . 11 апреля крейсер оставил Соединение.
28 апреля крейсер вышел в составе эскорта конвоя PQ-15 . 1 мая он покинул его и присоединился к обратному конвою QP-11 , после того, как из состава его прикрытия был потоплен крейсер Edinburgh .
13 мая Нигерия с линкором Duke of York , авианосцем Victorious и крейсерами Kent , Liverpool , London и Norfolk образовали Соединение, которое должно было встретить и сопроводить следующий в Великобританию из СССР поврежденный крейсер Trinidad , однако последний 15 мая на переходе был потоплен немецкой авиацией. Соединение прикрытия отправилось домой также под воздушными атаками противника.
С 23 по 28 мая Нигерия совместно с крейсерами Kent , Liverpool и Norfolk и эсминцами Marne , Onslow и Oribi составлял крейсерское прикрытие очередной пары конвоев: PQ-16 и обратного QP-12 .
С 30 июня крейсер совместно с линкором Duke of York , американским линкором Washington , авианосцем Victorious и крейсером Cumberland составлял дальнее прикрытия печально знаменитого конвоя PQ-17 . Корабли оставались с ним до 4 июля, позже приступив к прикрытию обратного конвоя QP-13 . После прибытия последнего 7 июля в Рейкьявик, Нигерия вернулась в воды метрополии.
Операция Пьедестал
2 августа Нигерия соместно с линкором Nelson , авианосцем Victorious , крейсерами Kenya , Manchester и Cairo , вышли из Англии в качестве сопровождения войскового конвоя WS21S на Мальту ( Operation Pedestal ). 10 августа в Гибралтаре Нигерия, крейсера Kenya , Manchester и Cairo , а также 12 эсминцев образовали Соединение «X», которое должно было сопроводить конвой непосредственно на Мальту. С 11 августа на конвой начались атаки авиации и подводных лодок Оси.
Торпедное попадание
Вечером 12 августа итальянская подводная лодка Axum на позиции 37.433333 , 10.366667 37°26′ с.ш. 10°22′ в.д. / 37.433333° с.ш. 10.366667° в.д. (G) (O) попала одной торпедой в левый борт Нигерии. Крейсер получил серьёзные повреждения и в сопровождении 3 эскортных миноносцев Wilton , Bicester и Derwent отправился в Гибралтар, где 15 августа встал на предварительный ремонт.
Ремонт в США
Весь сентября крейсер ремонтировался в Гибралтаре, после чего 7 октября вышел в США для проведение основного ремонта. 23 октября он встал на ремонт на военно-морской верфи Чарльстона. В ходе ремонта было снято авиационное вооружение и проведена подготовка для установки радаров управления зенитным огнем, замены радаров воздушного предупреждения Type 279 на Type 281 и установке радара надводного обнаружения Type 272. Ремонт продолжался целый год и только в сентябре 1943 года крейсер совершил переход в Великобританию, где с октября по декабрь 1943 года были установлены радары и проведены окончательные ремонтные работы.
В январе 1944 года крейсер вернулся на боевую службу в состав 10-й эскадры крейсеров в Скапа-Флоу, защищая конвой у северо-западных подходов.
В марте крейсер совершил переход на Цейлон , куда прибыл 27 марта войдя в 4-ю крейсерскую эскадру Восточного флота .
В составе Восточного флота
16 апреля Нигерия участвовала в операции «Кокпит» ( Operation Cockpit )— атаке Сабанга Соединением 70 в составе британского авианосца Illustrious и временно приданному Восточному флоту американского Saratoga . Крейсер находился в составе Соединения TF69 прикрывающим авианосцы. Помимо Нигерии оно состояло из линкоров Queen Elizabeth и Valiant , французского линкора Richelieu крейсеров Newcastle , Ceylon , Gambia и голландского крейсера Tromp . 21 апреля корабли вернулись в Тринкомали .
6 мая крейсер участвует в прикрытии очередного налета. На этот раз Сурабайи ( Operation Transom ). Крейсер вошел в состав Соединения TF65: линкоры Queen Elizabeth и Valiant , французский линкор Richelieu , крейсер Newcastle и голландский крейсер Tromp . 15 мая корабли заправились в заливе Эксмут в Западной Австралии. 17 мая авианосцы нанесли удар по Сурабайе, а 27 мая корабли вернулись в Тринкомали.
В июне Нигерия выходила в Индийский океан на патрулирование.
В июле крейсер участвовал в операции по обстрелу Сабанга ( Operation Crimson ) вместе с крейсерами Kenya , Ceylon , Gambia и эсминцами она составлял эскорт линкоров Queen Elizabeth и Valiant , линейного крейсера Renown и французского линкора Richelieu . 25 июля Нигерия отделилась для сопровождения базы подводных лодок Maidstone в переходе во Фримантл , где и провела период август— сентябрь, действуя в Индийском океане.
11 октября Нигерия ушла в Тринкомали. В ноябре 1944 года вощла в 5-ю крейсерскую эскадру Восточного флота, когда был сформирован Тихоокеанский флот Великобритании.
1 декабря вместе с крейсерами Kenya , Newcastle и Phoebe , Нигерия образовала Соединение 61, предназначенное для поддержки Бирманского фронта.
1 января 1945 года Нигерия совместно с эскортным авианосцем Ameer , крейсерами Newcastle и Phoebe и тремя эсминцам обеспечивали высадку 3-й бригады Коммандо на полуостров Akyab ( Operation Lightning ). Огонь открывать не пришлось, поскольку японцы покинули место высадки.
24 января крейсер на полуострове Akyab приступил к посадке на борт морских пехотинцев, которых предполагалось десантировать на остров Cheduba в Бирме. 26 января он вышел вместе с крейсерами Newcastle и Kenya и эсминцами Paladin и Rapid в составе Соединения TF65, высадив морских пехотинцев на острове Cheduba, южнее острова Ramree ( Operation Sankey ). 31 января он снова погрузил на борт морских пехотинцев, обстреляв с крейсерами западное побережье острова Ramree.
В феврале крейсер ушел в Саймонстаун встав на ремонт, продолжавшийся до мая. 3 мая он ушел на Цейлон с заходом в Дурбан .
13 мая с эсминцами Roebuck , Racehorse и Redoubt образовал Соединение TF62, призванное усилить TF61 в операциях по перхвату японских эвакуационных сил. 18 мая соединение вернулось в Тринкомали.
В июне крейсер находился в Индийском океане с восточным флотом.
5 июля Нигерия совместно с эскортными авианосцами Ameer и Emperor и эсминцами Roebuck , Eskimo и Vigilant выполняло прикрытие тральных работ у побережья Малайзии в рамках к подготовки к высадке на Малйское побережье ( Operation Collie ). В ходе прикрытия производились бомбардировки Никобарских островов. 15 июля бомбардировали остров Nancowry.
15 августа крейсер вышел с линкором Nelson , и эскортными авианосцами Attacker , Hunter , Shah и Stalker для переброски оккупационных сил в Пенанг . Но высадка не состоялась. 24 августа Нигерия Shah и Stalker вернулись в Тринкомали для дозаправки.
4 сентября Нигерия совершила переход в Port Swettenham на соединение с крейсерами Ceylon , Cleopatra , Royalist и эскортными авианосцами 21 авианосного дивизиона. 9 сентября крейсер прикрывал союзную высадку в Port Dickson совместно с линкорами Nelson , Richelieu и крейсерами Ceylon , Cleopatra ( Operation Zipper ) на чем вторая мировая война для крейсера закончилась.
«Нигерия» |
---|
HMS Nigeria (60) |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Великобритания |
---|
Класс и тип судна | Лёгкий крейсер |
---|
Изготовитель | Vickers-Armstrong , Ньюкасл |
---|
Строительство начато | 8 февраля 1938 года |
---|
Спущен на воду | 18 июля 1939 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 30 сентября 1940 года |
---|
Выведен из состава флота | 29 августа 1957 года |
---|
Статус | Передан в состав ВМС Индии под названием INS Mysore . Выведен 20 августа 1985 года, разобран на металл |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | Стандартное— 8530 т , полное— 10450т |
---|
Длина | 163,98/169,32 м |
---|
Ширина | 18,9 м |
---|
Осадка | 6,1 м |
---|
Бронирование | пояс— 83мм; траверзы— 51мм; палуба— 51мм; погреба— 83мм; башни— 51мм; барбеты— 25 мм |
---|
Двигатели | 4 ТЗА Parsons |
---|
Мощность | 80 000 л. с. (58,9 М Вт ) |
---|
Скорость хода | 32,25 узла (59,7 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 6520 морских миль на скорости 13 узлов |
---|
Экипаж | 780 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4 × 3— 152-мм/50, 4 × 2— 102-мм/45 |
---|
Зенитная артиллерия | 2 × 4— 40-мм/40, 2 × 4— 12,7-мм пулемёта |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата |
---|
Авиационная группа | 1 катапульта, 2гидросамолёта |
---|
|
|