HMS Prince of Wales — британский 121-пушечный винтовой линейный корабль первого ранга; спущен на воду в 1860 году. В 1869 году превращён в учебный корабль и переименован в HMS Britannia. С 1909 года использовался как блокшив, продан в 1914 году. Отправлен на слом в 1916 году.
На борту HMS Britannia началась военно-морская карьера многих известных британцев. В их числе король Георг V, адмирал Джеллико, полярный исследователь Роберт Скотт и другие.История
Заложен 10 июня 1848 года на королевской верфи в Портсмуте как 120-пушечный линейный корабль. Проект корабля, разработанный Джоном Айди (англ. John Edye ) и Айзеком Уотсом, представлял собой изменённый проект линейных кораблей типа Queen. Заказ корабля был сделан уже после закладки — 29 июня, а чертежи утверждены ещё позже — 28 июля.
В 1849 году Королевский флот начал строить линейные корабли, оборудованные паровой машиной. Первым таким кораблём, изначально спроектированным как винтовой, стал Agamemnon. Постройку парусного Prince of Wales приостановили и винтовые линейные корабли, заложенные после него, в итоге были достроены раньше, чем он.
9 апреля 1856 года Prince of Wales был перезаказан уже как 121-пушечный винтовой линейный корабль. 27 октября 1856 года на стапеле начались работы по переоборудованию корпуса согласно новому проекту. По плану корпус корабля должны были удлинить также, как были удлинены корпуса однотипных Duke of Wellington и Royal Sovereign, но на деле Prince of Wales был построен более длинным. В изменённый корпус установили двухцилиндровые паровые машины системы Пенна номинальной мощностью 800 лошадиных сил.
25 января 1860 года корабль был спущен на воду. 31 октября начались ходовые испытания, на которых Prince of Wales развил скорость 12,569 узла (23,293 км/ч), идя под парами. На испытания корабль вышел без парусного вооружения.
Постройка корабля пришлась на самый конец соперничества двух сильнейших парусных линейных флотов мира — британского и французского. На тот момент Королевский флот имел больше деревянных линейных кораблей, чем то было нужно в мирное время. В 1861 году флот получил свой первый броненосец — Warrior, что ознаменовало начало нового этапа истории Королевского флота — эпохи броненосных кораблей. Деревянные линейные корабли вдруг разом морально устарели. Тем не менее, в 1860-е годы Великобритания всё же построила ещё несколько.
В 1867 году с корабля сняли паровые машины, которые затем были установлены на броненосец Repulse. В 1869 году линейный корабль переоборудовали в учебный и переименовали в HMS Britannia. Корабль перевели в Дартмут, где он должен был заменить предыдущую HMS Britannia, ранее также служившую учебным кораблём. Новая HMS Britannia представляла собой блокшив: с неё сняли парусное вооружение, оставив только фок-мачту. В таком виде корабль существовал до 1905 года. За это время на нём прошли обучение множество кадетов, некоторые впоследствии стали известны на весь мир. В их числе король Георг V, адмирал Джеллико, полярный исследователь Роберт Скотт и другие.
В сентябре 1905 года в Дартмуте открылся Королевский военно-морской колледж, взявший на себя функции обучения кадетов. Учебную часть на HMS Britannia закрыли. Имя корабля передали строившемуся эскадренному броненосцу. Ставший ненужным корабль в 1909 году был превращён в блокшив. 23 сентября 1914 года блокшив продали, а в июле 1916 года перепродали для дальнейшей разделки.
|
HMS
Prince of Wales
|
|
|
Основная информация
|
Класс судна |
винтовой линейный корабль первого ранга;
учебный корабль (с 1869 года)
|
Государство флага
|
Великобритания
|
Принадлежность |
Королевский флот
|
Верфь |
Королевская верфь в Портсмуте
|
Строительство начато |
10 июня 1848 года
|
Спущен на воду |
25 января 1860 года
|
Выведен из состава флота |
Продан 13 сентября 1914 года
. Разобран в 1916 году
.
|
Параметры
|
Водоизмещение
|
3186
тонн
(
прибл.
)— проектная
|
Длина
между перпендикулярами
|
210 фт (64 м)— проектная
,
252 фт (76,8 м)— при постройке
|
Длина по
килю
|
171 фт 1 дм (52,1 м)— проектная
,
213 фт (64,9 м)— при постройке
|
Осадка
|
25 фт 5 дм
|
Глубина интрюма |
25 фт 2 дм (7,7 м)
|
Силовая установка |
Паруса,
паровые машины
Пенна номинальной мощностью 800
л. с.
|
Скорость хода
|
12,569 узла (23,293
км/ч
)
|
Вооружение
|
Общее число орудий |
121 |
|