HMS Venturer (P68) — английская подводная лодка времен Второй Мировой войны, головной корабль типа U с длинным корпусом, программа 1941/42 годов (официальное название), часто именуемого типом V. Третий корабль Королевского флота, носивший название HMS Venturer. Постройка
Заказан по военной программе 1941−1942 годов. Заложен 25 августа 1942, спущен на воду 4 мая 1943. Вошел в строй 19 августа 1943, командир — лейтенант Джимми Лондерс (англ. James Stuart Launders).
Служба
2 марта 1944 HMS Venturer торпедировал и потопил немецкое судно Thor (2526 брт) в районе Штадланет, Норвегия, в точке 62°10′ с. ш. 5°05′ в. д. (G) (O).
15 апреля 1944 торпедировал и потопил немецкое судно Friedrichshafen (1923 брт) примерно в 15 милях к юго-юго-востоку от Эгерсунд, Норвегия, в точке 58°15′ с. ш. 6°00′ в. д. (G) (O).
11 сентября 1944 торпедировал и потопил норвежское торговое судно Vang (678 брт) примерно в 4 милях к востоку от острова Листа, Норвегия, в точке 58°03′ с. ш. 6°34′ в. д. (G) (O).
13 сентября 1944 выпустил 3 торпеды по норвежскому судну Force (499 брт) к северо-западу от Эгерсунд, Норвегия. Все три торпеды прошли мимо цели. Затем Venturer открыл огонь из орудия, но был вынужден прервать атаку, из-за обстрела береговых батарей.
11 ноября 1944 потопил немецкую подводную лодку U-771 в Анд-фиорде, в 7 милях (13 км) к востоку от Анденес, Норвегия, недалеко от Лофотенских островов в точке 69°17′ с. ш. 16°28′ в. д. (G) (O).
19 марта 1945 торпедировал и потопил немецкое судно Sirius (998 брт) в районе Намсос, Норвегия, в точке 64°38′ с. ш. 10°36′ в. д. (G) (O).
Уничтожение U-864 Самым известным однако, стал его одиннадцатый поход в феврале 1945, в который он вышел из базы подводных лодок Лервик, Шетландские острова, под командой 25-летнего лейтенанта Лондерса.
Venturer был направлен в район Федье, на основе расшифрованного перехвата Enigma, с приказом найти, перехватить и уничтожить немецкую U-864, которая ожидалась в этом районе со стратегическими грузами для Японии, включая 65 тонн ртути и части для реактивных двигателей Мессершмитт. Второй раз её уточнённые координаты и предполагаемый курс были получены британцами 6 февраля, когда U-864 послала сообщение на базу о том, что возвращается в Берген из-за неисправности дизеля.
6 февраля 1945 U-864 прошла район Феде необнаруженной. Но 9 февраля около 08:40 Venturer услышал шумы винтов. Лондерс решил не использовать гидролокатор, чтобы не выдавать себя. Около 10:00 его первый лейтенант в перископ обнаружил подводную лодку, в тот момент когда ее командир искал в перископ свои корабли для сопровождения в базу. U-864 двигалась под одним дизелем, используя шноркель. Лондерс выждал 45 минут после первого контакта, прежде чем в 10:50 скомандовал боевую тревогу.
Но для атаки данных было недостаточно. Кроме пеленга на цель, требовалась дистанция, а желательно, еще курс и скорость. Скоро стало ясно, что противник идет курсом приблизительно 120°. Последовал необычайно долгий для подводной лодки период определения элементов движения цели. Venturer шел параллельно и правее. Обе лодки были в ситуации, к которой экипажи не были подготовлены. Лондерс ожидал, что U-864 всплывет и тем самым предоставит ему легкую цель. Но стало ясно, что противник высплывать не собирается, и идет используя зигзаг. По косвенным данным — изменению пеленга в зависимости от собственных маневров — Лондерс постепенно получил дистанцию до цели, и смог оценить скорость и длину колен зигзага. Для вычислений он пользовался иструментом собственного изобретения, по существу, специализированной логарифмической шкалой кругового типа. После войны и инструмент, и сам метод выхода в атаку по пеленгам стали стандартом. Метод позднее лег в основу алгоритма решения 3-мерной задачи торпедной стрельбы. Время от времени обе лодки рисковали поднять перископ. Лондерс использовал это для уточнения пеленгов.
Venturer имел запас только восемь торпед, в отличие от 22 на U-864. Через три часа Лондерс решил что достаточно хорошо выявил зигзаг противника, и сделал четырехторпедный залп в предсказанную точку, с растворением по курсу и глубине. До этой атаки, глубина цели не считалась переменной, а принималась фиксированной по ее осадке. Таким образом, этот расчет приниципиально отличается от прошлых 2-мерных задач, решаемых на аналоговом приборе торпедной стрельбы (ТАС).
Первая торпеда вышла в 12:12, следом еще три, с 17,5 секундным интервалом. В 12:14 Лондерс записал в журнале: «Громкий взрыв, звуки разрушения корпуса». Лондерс увел лодку на глубину, уклоняясь от возможной контратаки. U-864 услышала шумы торпед, и начала собственный маневр уклонения. Первые три торпеды прошли с промахом. Четвёртая поразила U-864 в корму от ограждения рубки. От взрыва корпус лодки разломился на две части. Все 73 члена экипажа погибли. Нос и корма затонули на глубине около 150 м (500 футов) в точке с координатами 60°46′ с. ш. 4°35′ в. д. (G) (O).
За эту победу Лондерс был награжден планкой к своему ордену «За заслуги». Это был единственный случай в истории военно-морского искусства, когда одна подводная лодка потопила другую, в то время как обе были под водой.
В середине 1945 года лодку принял новый командир, лейтенант Эндрю Чалмерс (англ. Andrew Thomas Chalmers). Командовал до 30 января 1946 года.
В ВМС Норвегии
В янаваре 1946 Venturer был выведен из состава флота и продан Норвегии. Вошел в строй в том же месяце как KNM Utstein. В январе 1964 отправлен на слом.
HMS Venturer |
HMS Venturer |
|
HMS Venturer
, 18 августа 1943
|
История корабля
|
Государство флага
|
Великобритания
Норвегия
|
Спуск на воду |
4 мая
1943
|
Выведен из состава флота |
1946
, продана Норвегии
|
Современный статус |
Отправлена на слом |
Основные характеристики
|
Тип корабля |
Средняя ДПЛ |
Обозначение проекта |
Подводные лодки типа U
|
Разработчик проекта |
Vickers-Armstrong
|
Скорость (надводная) |
11,25
узла
|
Скорость (подводная) |
10 узлов |
Рабочая глубина погружения |
91 м
|
Предельная глубина погружения |
106 м |
Автономность плавания
|
Дальность плавания надводная
: 5000 миль 10-узловым ходом;
подводная
: 120 миль 2-уз ходом
|
Экипаж |
37 человек
|
Размеры
|
Водоизмещение
надводное
|
662 т
|
Водоизмещение подводное |
740 т
|
Длина наибольшая (по
КВЛ
)
|
62,48
|
Ширина корпуса наиб. |
4,88 м
|
Средняя осадка (по КВЛ) |
4,62 м |
Силовая установка
|
Двухвальная дизель-электрическая, с полным электродвижением
- 2 дизеля по 614 л. с.
- 2 генератора
- 2 электромотора по 825 л. с.
|
Вооружение
|
Артиллерия |
76-мм палубное
орудие
, 3 × 7,62-мм зенитных пулемета
|
Торпедно-
минное вооружение
|
4 носовых внутренних
ТА
, запас 8 торпед
|
|