«Уорриор» (англ. Warrior — «воин») — первый в мире цельнометаллический броненосец британского королевского флота для плавания в открытом море, спущеный на воду 29 декабря 1860 года. Дал название типу бронированных кораблей; два месяца спустя на воду был спущен второй броненосец этого типа — «Чёрный принц». С 16 июня 1987 года в качестве корабля-музея находится на постоянной стоянке в Портсмуте. Строительство
«Уорриор» был задуман в противовес французскому броненосцу «La Gloire», заложеному 4 марта 1858 года в Тулоне. Чуть больше, чем через год, 25 мая 1859 года, судостроительная компания «Thames Ironworks and Shipbuilding and Engineering» на своей лондонской верфи приступила к строительству «Уорриор», первого в мире цельнометаллического броненосца, предназначенного для плавания в открытом море. Однако следует отметить, что французский броненосец «La Couronne» был заложен раньше, чем «Уорриор», и тоже был цельнометаллическим, но из-за ряда задержек был спущен на воду позже.
Из-за морозов в конце декабря 1860 года оказался затруднительным спуск судна на воду — «Уорриор» примёрз к слипам стапелей на верфи. Тем не менее 29 декабря спуск судна произвели. К 24 октября 1861 года броненосец был полностью готов. Общая стоимость корабля составила 357 291 фунт стерлингов (эквивалентно 23 млн фунтов в 2006 году).
К моменту спуска броненосца на воду, он считался практически неуязвимым для корабельной артиллерии. Чтобы ещё больше улучшить живучесть, корабль был разделён на 92 изолированных отсека, машинное отделение и отсек для боеприпасов имели двойное дно. Единственным уязвимым местом была кормовая подводная часть судна, где бронирование отсутствовало.
В движение корабль приводился с помощью 5 267-сильной горизонтальной паровой машины, снабжаемой паром от 10 котлов. 850 тонн угля, максимальное количество загружаемое на борт, хватало на 2 100 миль плавания. Кроме паровой машины на судне было также полное парусное вооружение с площадью парусов 4 500 м². При ходе под парусами, для уменьшения сопротивления воздуху и воде, технически предусматривалась возможность убирать обе трубы и гребной винт в корпус корабля. 35-ти тонный винт снимался с гребного вала и поднимался в колодец на корме судна.
Эксплуатация
«Уорриор» никогда не участвовал в сражениях, хотя на момент постройки, броненосец был самым большим и самым мощным военным кораблём в мире. В 1869 году «Уорриор», «Чёрный принц» и фрегат «Terrible» участвовали в буксировке корабельного сухого дока от Мадейры к Бермудским островам. Плавание длилось 39 дней.
Быстрое развитие кораблестроения во второй половине XIX века привело к тому, что в течение 10 лет «Уорриор» (как и однотипный ему «Чёрный принц») технически устарел. 1 апреля 1875 года он был переведён в резервный флот, 31 мая 1883 года броненосец прекратил свою службу как боевой корабль, с него было снято артиллерийское вооружение и мачты, а трюмы стали использоваться под склады. В 1902—1904 годах он был приписан к одной из крейсерских флотилий как депо для хранения боеприпасов и топлива, а в 1904 году был передан на военно-морскую базу в Портсмуте для торпедной школы «Vernon» и переименован в «Vernon III», в это время как судно он не использовался, лишь его паровая машина была в эксплуатации для выработки электроэнергии и пара.
В 1925 году корабль планировалось продать на металлолом, но снижение спроса и соответственно цены на лом спасло бывший броненосец от уничтожения. В 1929 году он был передан на одну из верфей в Уэльсе, ещё раз переименован в «Oil Fuel Hulk C77» и в течение последующих 50-ти лет использовался как плавающий заправщик.
Реставрация
Реставрация корабля началась 3 сентября 1979 года, планировашиеся работы оценивались в 8 млн фунтов. Реставрация началась с очистки судна от мусора и грязи, которых было вывезено около 80 тонн. Полностью был восстановлен внешний и внутренний вид, изготовлены новые мачты и такелаж. Работы были завершены в 1984 году. Броненосец вновь получил своё изначально название и с 16 июня 1987 года в качестве корабля-музея находится на постоянной стоянке в Портсмуте.
HMS Warrior
|
HMS Warrior |
|
|
Основная информация
|
Класс судна |
Броненосец (броня 114 мм) |
Тип парусного вооружения |
Полное корабельное
(для корабля 80-пушечного ранга)
|
Тип судна |
Warrior |
Число однотипных кораблей |
2 (
HMS Black Prince
)
|
Государство флага
|
Великобритания
|
Принадлежность |
Королевский военно-морской флот Великобритании
|
Верфь |
Thames Ironworks and Shipbuilding and Engineering Company Ltd.
|
Строительство начато |
25 мая
1859 года
|
Спущен на воду |
29 декабря
1860 года
|
Введён в эксплуатацию |
24 октября
1861 года
|
Параметры
|
Водоизмещение
|
9358 т (9210
английских тонн
)
|
Длина по верхней палубе |
127 м (418
футов
)
|
Ширина
по
мидельшпангоуту
|
17,7 м (58 футов) |
Осадка
|
8,2 м (27 футов) |
Силовая установка |
Двухцилиндровая горизонтальная тронковая
паровая машина
Пенна одинарного расширения с 10 коробчатыми котлами и приводом на один вал, номинальной мощностью 1250 л. с., индикаторной - 5270 л. с.; полное корабельное парусное вооружение
|
Площадь парусности
|
4497 м² |
Скорость хода
|
13
узлов
под парусами,
14,5 узлов паровым ходом,
17,5 узлов — максимальная
|
Экипаж |
705 человек |
Вооружение
|
Общее число орудий |
по первоначальному проекту - 40 68-фунтовых дульнозарядных гладкоствольных пушек;
на момент вступлениявстрой-
28 68-фунтовых
дульнозарядных гладкоствольных пушек,
10 7-дюймовых
(110-фунтовых) нарезных казнозарядных пушек Армстронга и
4 40-фунтовых
(калибром 4,75 дюйма) нарезных казнозарядных пушки Армстронга.
|
Орудий на гондеке, калибр |
26 68-фунтовых и 8 7-дюймовых |
|