«Император Николай I» — эскадренный броненосец Балтийского флота . Участвовал в Цусимском сражении в качестве флагманского корабля 3-й Тихоокеанской эскадры .
Заказан Обществу Франко-Русских Заводов в 1885 году. Представлял собой улучшенный тип «Император Александр II»— с башенной установкой, изменёнными ютом и расположением шлюпок и катеров. Заложен в июне 1886 года. Спущен на воду 20 мая 1889 года. Введён в строй в апреле 1891 года.
Строитель корабельный инженер П.А.Титов . Наблюдающий за постройкой старший судостроитель Н.Е.Кутейников . Корабельные инженеры А.Н.Крылов, Е.А.Введенский, Н.П.Хомяков и П.И.Боков.
По инициативе П.А.Титова броненосец строился без рыбин; вместо них использовались днищевые и палубные стрингеры
Специально для броненосца «Император Николай I» в 1887 году был разработан проект носовой двухорудийной 305мм/35 барбетной установки и кормовой одноорудийной 305мм/35 барбетной установки вместо двух кормовых орудий. Однако в 1888 году Великий Князь Алексей Александрович приказал заменить 305мм/35 на 305мм/30 орудия в носовой установке, а от кормовой отказаться вообще. В 1888 году МТК по инициативе наблюдающего Н.Е.Кутейникова решил заменить носовую барбетную установку закрытой башенной, что вызвало перегрузку в 50 тонн. Строительство броненосца окончилось скандалом. Установленные механизмы не вышли на проектную мощность, а как следствие не была достигнута и проектная скорость. На рубеже веков корабль уже сильно устарел и стал фактически хорошо вооружённой правительственной яхтой. Особенно устарела артиллерия (старые короткоствольные орудия с дымным порохом были неудобны, крайне недальнобойные и медленно перезаряжаемые) и схема бронирования (площадь бронирования была мала, а как следствие, корабль был очень плохо защищён от осколков фугасных и полубронебойных снарядов). Было несколько проектов его перевооружения. Однако во время ремонта и модернизации особое внимание было уделено механизмам. «Император Николай I» стал едва ли единственном кораблём российского флота, чьи ходовые характеристики были лучше изначальных. Что касательно артиллерии, то реализовано было лишь одно: установка ничего не дающего современного 6" орудия с длиной ствола 45 калибров над адмиральской каютой, а также нескольких орудий малого калибра. В результате боевое значение его в русско-японскую войну было весьма минимально, что во многом способствовало цусимской трагедии. Повреждения, нанесённые броненосцем японским крейсерам— не столько заслуга его комендоров , сколько неопытности и тактической безграмотности японских командиров, которые в погоне за зоной обстрела флагмана русской эскадры сблизились с устаревшими кораблями эскадры Небогатова. Многие называют «Император Николай I» самым противоречивым кораблём в истории российского флота. Начиная от проекта, кончая службой он олицетворял гениальные решения с непростительными недоработками, героические походы с беспрецедентным позором сдачи целой эскадры, его самая устаревшая в русской эскадре артиллерия нанесла самые серьёзные повреждения японцам (пробитие брони башни 12" орудий на эскадренном броненосце «Фудзи» , а также пробитие брони и повреждение рулевого управления на броненосном крейсере «Асама» ) в Цусимском сражении .
Служба в российском флоте
- 1893— Пересёк Атлантику и участвовал в торжествах по случаю 400-летия открытия Америки, проходивших в Нью-Йорке .
- Служба в Средиземном море.
- 1897—1898— В составе эскадры контр-адмирала П.П.Андреева участвовал в международной миротворческой операции на Крите .
- 1898— Капитальный ремонт, скорость возросла до 16,85 узлов.
- Совершил переход под флагом контр-адмирала Макарова на Дальний Восток.
- 1902— Прибыл на Балтику.
- 1902— Изменён состав малокалиберной артиллерии, боевые марсы опущены ниже, добавлены две прожекторные площадки.
- 1904— Срезан ют , на его месте установили одно 152-мм орудие длиной 45 калибров и шесть 47-мм орудий.
- 3 февраля 1905— Флагманский корабль Отдельного отряда кораблей под командованием контр-адмирала Небогатова . Кораблём командует капитан 1-го ранга В.В.Смирнов .
- 14 мая 1905— Участвовал в Цусимском сражении . Серьёзных повреждений не получил (за исключением оторванного снарядом ствола 305-мм башенного орудия), но истратил более 2/3 боезапаса. Потери составили 11 человек убитыми и 16— ранеными. Нанёс повреждения японским броненосцу «Фудзи» и броненосным крейсерам «Асама» и «Идзумо».
- 15 мая 1905— В 10 часов утра сдался в плен по приказу контр-адмирала Небогатова .
- 13 сентября 1905— Исключён из списков российского флота.
Служба в японском флоте
- 23 мая 1905— Включён в состав флота. После быстрого ремонта и покраски броненосец вместе с «Мисима» и «Окиносима» поддерживал свои войска у о. Сахалин, а после войны выполнял задачи учебного артиллерийского корабля.
В 1910 году прошёл модернизацию и переклассифицирован в броненосец береговой обороны (по некоторым данным, тогда же его старые пушки ГК заменили японскими 305-мм с длиной ствола 40 клб). Сохранив за собой ранг броненосца береговой обороны, он использовался как учебный корабль школы юнг и был приписан к базе в Йокосука. Экипаж броненосца в тот период составлял 611 человек. Активной роли в первой мировой войне броненосец не принял, но привлекался для несения дозорной службы у своих берегов.
- Октябрь 1915— Потоплен как мишень линейными крейсерами «Конго» и «Хиэй».
«Император Николай I» |
---|
|
---|
Эскадренный броненосец «Император Николай I»
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | Броненосец |
---|
Изготовитель | Общество Франко-Русских Заводов |
---|
Строительство начато | Июнь 1886 года |
---|
Спущен на воду | 20 мая 1889 года |
---|
Введен в эксплуатацию | Апрель 1891 года |
---|
Выведен из состава флота | 1905 год |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 9672 тонны |
---|
Длина | 105,6 м |
---|
Ширина | 20,4 м |
---|
Осадка | 7,6 м |
---|
Бронирование | броня «компаунд»: пояс по ватерлинии 2,5 м (102—365 мм); каземат (51—76 мм); траверзы каземата (152 мм); башня (254 мм); барбет (254 мм); броневая палуба (63 мм); боевая рубка (203 мм) |
---|
Двигатели | 2 горизонтальных паровых машины тройного расширения, 16 котлов Бельвиля |
---|
Мощность | 8000 л. с. (5,88 М Вт ) |
---|
Скорость хода | 16,85 узла (31,2 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 4800 морских миль |
---|
Экипаж | 31 офицер и 585 матросов |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 2 × 305-мм/30, 4 × 229-мм/35, 8 × 152-мм/35, 16 × 47-мм, 2 × 37-мм (на катерах), 2 десантные пушки |
---|
Минно-торпедное вооружение | 6 × 381-мм надводных ТА, 2 × 254-мм метательных ТА |
---|
|
|