«Йоа» ( норв. Gjøa )— первое в истории человечества судно, прошедшее Северо-западным проходом из Атлантического океана в Тихий вокруг северной оконечности Американского континента . Экспедиционное судно Р. Амундсена в 1903—1906гг.
Промысловая деревянная яхта, построена в 1872г. судовым мастером Куртом Скаале ( Kurt Johannesson Skaale ) в Розендалене, имя получила в честь жены первого владельца. Оснащёна как шлюп . Длина 21м (70 фт.), водоизмещение 48 т. Первые 28 лет службы эксплуатировалась как судно для ловли сельди. Амундсен шутил, что он и его судно были ровесниками.
В 1900г. «Йоа» купил Амундсен, предназначая его для трёхлетней экспедиции в высокие широты Арктики . Судно по размерам значительно уступало используемым предыдущими экспедициями, однако Амундсен полагал, что маленькая команда, получая ресурсы «от земли» (например, охотой), сможет лучше справиться с задачей прохождения Северо-западным проходом, чем многолюдная экспедиция, подобная отряду Франклина . Поскольку совершенно отсутствовали данные о глубинах в проливах Канадского арктического архипелага , судно должно было иметь малую осадку и плоское днище. «Йоа» соответствовала всем этим требованиям. Немаловажным фактором сделки было и то, что Амундсен был стеснён в средствах, снаряжая экспедицию за счёт небольшого наследства.
В 1901г. Амундсен предпринял пробное плавание в Баренцево море , которое продолжалось около 5 месяцев. Командиром судна был нанят Ханс Кристиан Йоханнесен— прежний владелец «Йоа». Судно успешно выдержало напор паковых льдов. Зимой 1902г. судно было оснащено керосиновым двигателем в 13 л.с., к которому были подсоединены якорный шпиль и парусные лебёдки— это был один из первых в истории судостроения проектов механизации работы судовой команды. Двигатель был непригоден для движения судна, но использовался для маневрирования.
Личный состав экспедиции включал:
- Руаль Амундсен — начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф.
- Годфрид Хансен , датчанин по национальности— штурман, астроном, геолог и фотограф экспедиции. Старший лейтенант ВМФ Дании , участвовал в экспедициях в Исландию и на Фарерские острова .
- Антон Лунд — шкипер и гарпунщик.
- Педер Ристведт — старший машинист и метеоролог.
- Хельмер Хансен — второй штурман.
- Густав Юл Вик — второй машинист, ассистент при магнитных наблюдениях. Скончался от невыясненного заболевания 30 марта 1906г.
- Адольф Хенрик Линдстрём — кок и провиантмейстер. Участник экспедиции Свердрупа в 1898—1902гг.
Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив , проливы Ланкастер , Барроу , Пил , Франклин , Джеймс-Росс и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Кинг-Вильям (ныне здесь деревня Йоа-Хейвен ). Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку. Зимовка проходила в тяжёлых условиях: два человека (Амундсен и Г. Хансен) остались на судне, остальные поселились в береговом доме, сложенном из продовольственных ящиков, набитых песком. Зимой во внутренних помещениях температура не превышала +5°C. Конструкция керосиновых газокалильных ламп оказалась непригодной, и большую часть полярной ночи команда вынуждена была проводить в потёмках.
Основным занятием команды было исследование свойств земного магнетизма , а также этнографические исследования обитающего в этих местах эскимосского племени. Сведения, полученные Амундсеном, оказались бесценными для подготовки экспедиции к Южному полюсу .
13 августа 1905 корабль продолжает плавание и практически завершает Северо-Западный путь , но всё-таки вмерзает в лёд. Амундсен на собачьих упряжках добирается до Игл-Сити на Аляске . Позднее он вспоминал:
«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33» .
Экипаж яхты Амундсена «Йоа» в порту Ном по окончании преодоления Северо-Западного прохода. В первом ряду слева направо: Амундсен, Педер Ристведт, Адольф Линдстрём , Хельмер Хансен . В верхнем ряду Годфрид Хансен и Антон Лунд.
После возвращения на судно Амундсен узнал о болезни самого младшего участника экспедиции— Вика, он вскоре скончался. В составе экспедиции не было врача, и причина смерти осталась неизвестна. У мыса Барроу «Йоа» едва не погубил сильный шторм, причём была сломана единственная мачта. Её удалось заменить только в Номе , на Аляске , бесплатную замену мачты произвёл местный плотник, при этом обломки старой мачты он распилил на мелкие куски и продавал их как сувенир по 10 долларов за штуку…
После окончания экспедиции, «Йоа» 19 октября 1906г. прибыла в Сан-Франциско , незадолго до того разорённого землетрясением . Амундсен намеревался обогнуть мыс Горн , и вернуться в Норвегию, но норвежское землячество Калифорнии убедило его продать яхту. Стеснённый в средствах исследователь согласился, и яхта была выставлена под открытым небом в парке Голден-Гейт , постепенно разрушаясь от непогоды. В 1939г. яхту подвергли капитальному ремонту, но начавшаяся война отсрочила его. В 1972г. «Йоа» была возвращена Норвегии, ныне являясь экспонатом Морского музея в Осло . В 2005г. была использована для съёмок документального фильма об экспедиции Амундсена. В 2012г. над «Йоа», до того экспонировавшейся под открытым небом, был возведён защитный шатёр.
…
«Йоа» |
---|
«Gjøa» |
---|
|
---|
|
---|
Флаг | Норвегия |
---|
Класс и тип судна | Парусно-моторный шлюп |
---|
Организация | Ханс Кристиан Йоханнесен, с 1900 Руаль Амундсен |
---|
Изготовитель | Курт Йоханнесен Скаале, Розендаль , Норвегия |
---|
Спущен на воду | 1872 |
---|
Выведен из состава флота | 1906 |
---|
Статус | Сохранен, находится в Морском музее Осло |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 48 тонн |
---|
Длина | 70 ft (21 м) |
---|
Двигатели | дизель , паруса |
---|
Мощность | 13 л.с. |
---|
Скорость хода | 5,5 узлов |
---|
Экипаж | 7 человек |
---|
|
|