Хамидие (крейсер) - 20 Декабря 2012 - Блог - Энциклопедия кораблей
Энцеклопедия кораблей
Воскресенье, 04.12.2016, 06:56



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Блог ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Ледокол [54]
Эскадренный миноносец [391]
Речные пассажирские суда [8]
Круизные суда [82]
Парусные линейные корабли [1]
Дредноут [1]
Пассажирское судно [35]
Теплоход [55]
Линкор [33]
Фрегат [74]
Танкер [11]
Сухогруз [6]
Учебные корабли [8]
Буровое судно [5]
Парусные линейные корабли [2]
Теплоходы [20]
Линейные крейсера [15]
Паромы [25]
Шхуна [2]
Подводные лодки [50]
Авианосцы [73]
Военные корабли [1]
Лёгкий крейсер [44]
Пароходы [33]
Вспомогательный крейсер [6]
Линейный корабль (парусный) [296]
Корабль 6 ранга [1]
Миноносец [81]
Королевская яхта [13]
Научно-исследовательские суда [39]
Грузовое судно [8]
Шлюп [10]
Тяжёлый крейсер [5]
Бронепалубный крейсер [64]
Барк [11]
Галера [10]
Контейнеровоз [2]
Корвет [14]
Броненосец [57]
Бригантина [2]
Бомбардирский корабль [2]
проа [1]
Бриг [15]
Галеон [5]
Клипер [12]
Джонка [2]
Ладья [1]
Катер [4]
Каравелла [4]
Трирема [2]
Каракка [6]
Яхта [4]
Канонерская лодка [32]
Большой противолодочный корабль [36]
Тяжёлый авианесущий крейсер [3]
Ракетный крейсер [9]
Броненосный крейсер [26]
Крейсера проекта 1144 [1]
Крейсер [23]
Малый ракетный корабль [8]
Буксир [4]
Моторная яхта [1]
Госпитальное судно [7]
Лидер эскадренных миноносцев [5]
Сторожевой корабль [6]
Судно на подводных крыльях [6]
Пожарное судно [2]
Вспомогательные корабли и суда [10]
Пароходофрегат [2]
Малый противолодочный корабль [19]
Тримаран [1]
Монитор [20]
Тральщик [5]
Минный крейсер [5]
Минный заградитель \ Минный катер [9]
Моторные яхты [4]
Сторожевые корабли [15]
Океанские лайнеры [18]
Вертолётоносец [2]
Десантные корабли [3]
Буровые суда [1]
Десантный корабль [5]
Разведывательные корабли [3]
Парусное судно [1]
Ракетный катер [5]
Шнява [1]
Люгер [2]
Траулер [2]
Торпедный катер [2]
Доковое судно [1]
Гражданские суда [1]

Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Главная » 2012 » Декабрь » 20 » Хамидие (крейсер)
18:31
Хамидие (крейсер)

null

«Хамидие́» ( тур. Hamidiye , иногда, в литературе «Гамидие»)— бронепалубный крейсер военно-морских сил Османской империи и Турецкой республики . Участвовал в Балканских войнах и Первой мировой войне . В начале ХХ века был одним из немногих современных кораблей турецкого флота.

Первоначально носил название «Абдул-Хамид». В 1908году после Младотурецкой революции и свержения султана Абдул-Хамида II переименован в «Хамидие». В том же году участвовал в подавлении антитурецкого восстания на острове Самос . В 1911году был с официальным визитом в Ялте, где тогда пребывал русский император Николай II. Во время итало-турецкой войны 1911—1912годов использовался как быстроходный транспорт для доставки военного снаряжения для партизанских отрядов арабов в Триполитании.

Участие в Первой Балканской войне

Осенью 1912г. участвовал в блокаде и обстрелах побережья Болгарии. 22 октября уничтожил маяк у Эмины, 12 ноября вместе с броненосцем «Торгут Рейс» обстреливал позиции болгарских войск у Деркоса. В ночь с 20 на 21 ноября вблизи Варны был атакован 4 болгарскими миноносцами , которых первоначально принял за свои. Миноносец «Дерзкий» поразил «Хамидие» торпедой в носовую часть правого борта, что едва не привело к гибели крейсера. Однако крен удалось выправить благодаря контрзатоплению левобортных кормовых отсеков, были подкреплены внутренние перегородки, помпы пущены на полную мощность. Отстреливаясь от миноносцев, «Хамидие» повернул к Стамбулу и добрался до гавани, когда нос корабля уже скрылся под водой. Ремонтировался на казенной верфи в Золотом Роге

После ремонта «Хамидие» предпринял рейд, ставший наиболее известной акцией турецкого флота в Балканской войне. В ночь с 15 на 16 января 1913г. крейсер вышел из Дарданелл и в полдень следующего дня подошел к острову Сирос в центральной части Эгейского моря. В бухте островного порта Эрмуполис стоял греческий вспомогательный крейсер «Македония» . Чтобы не дать туркам повода к бомбардировке острова, командир «Македонии» приказал команде, открыв кингстоны, покинуть корабль. Греческий вспомогательный крейсер сел на дно, но из-за мелководья остался большей частью над водой. «Хамидие» обстреливал «Македонию» в течение 10 минут. (Через 10 дней «Македония» был поднят силами экипажа, ушёл своим ходом на ремонт, вновь стал пассажирским судном, прослужив в этом качестве до 1932 года). Часть снарядов, якобы, из-за перелетов, поразили Эрмуполис, где была разрушена электростанция и станция телеграфа. Атака Сироса вызвала беспокойство в Афинах, в Пирее из-за угрозы появления «Хамидие» спешно ставились береговые батареи. Однако турецкому крейсеру не удалось своим набегом оттянуть, как предполагалось, от Дарданелл, часть сил греческого флота, что определило поражение турецкой эскадры в битве при Лемносе .

Из Эгейского моря «Хамидие» направился в Бейрут, а затем в Порт-Саид, откуда через Суэцкий канал перешел в Красное море, где в турецком порту Джидда прошел текущий ремонт и загрузился углем. В феврале 1913г. вернулся в Средиземное море, чтобы действовать на коммуникациях балканских союзников, однако операция была сорвана из-за нехватки угля. Не встретив на Мальте арендованный пароход с углем, «Хамидие» вернулся в турецкие порты Восточного Средиземноморья, где удалось достать немного угля и боеприпасов. Затем турецкий крейсер отправился в Адриатическое море, где 8 марта обстрелял сербские позиции у Дураццо , вступив в артиллерийскую дуэль с береговыми батареями, а затем вблизи занятого греками порта Сан-Джованни ди Медуа потопил два транспорта и ещё два серьёзно повредил. В проливе Отранто «Хамидие» попытались перехватить 4 греческие канонерки , однако лишь одной из них («Ахелаос») удалось сблизиться с турецким крейсером. В скоротечном бою «Хамидие» повредил «Ахелаосу» рулевой привод и заставил отступить в Дураццо.

Турецкому рейдеру постоянно не хватало угля, судовые механизмы и котлы нуждались в ремонте, «Хамидие» мог двигаться только тихим ходом. Тем не менее, в Османской империи в связи с крейсерством «Хамидие» велась широкая пропагандистская кампания, а командир корабля капитан Рауф-бей стал настоящим национальным героем. С трудом получив уголь в Александрии, «Хамидие» в конце марта захватил южнее Крита греческий пароход с грузом кирпича. Пароход отправили с призовой командой в Анталию. Это была последняя удача турецкого рейдера. Услышав о появлении у Родоса отряда греческих кораблей, выделенных для преследования его крейсера, Рауф-Бей в апреле вновь ушел через Суэцкий канал в Джидду. В случае появления греческих сил в Красном море, «Хамидие» предписывалось прорываться в нейтральный порт и интернироваться. Однако греческий отряд— броненосец береговой обороны « Псара (броненосец) » и четыре эсминца— патрулировали до конца войны у Порт-Саида, чтобы не допустить возвращения «Хамидие» в Средиземное море. С окончанием войны крейсер отправился на родину и 7 сентября 1913г. был торжественно встречен в Стамбуле. Все члены экипажа «Хамидие» были награждены выпущенной по этому случаю специальной медалью.

Участие в Первой мировой войне

29 окт. 1914г., во время внезапного нападения германо-турецких сил на Черном море на русские порты, «Хамидие» подошел к Феодосии. В 6 утра в порт были отправлены турецкий и немецкий офицеры, предложившие городским властям организовать эвакуацию мирного населения. В 9 утра «Хамидие» начал бомбардировку Феодосии, выпустив по городу 150 снарядов. После этого крейсер направился к Ялте, где потопил два небольших русских судна. До конца 1914г. «Хамидие» ещё дважды обстреливал незащищенные российские порты— Туапсе 20 ноября и Батум 24 декабря.

В дальнейшем привлекался в основном для обеспечения турецких перевозок по Черному морю, охраняя транспорты, либо отвлекая от них русские корабли. 4 января 1915г. западнее Синопа «Хамидие» натолкнулся на разведывательный отряд русской эскадры— гораздо более сильный крейсер «Память Меркурия» и 4 эсминца . «Хамидие» немедленно повернул на запад, отстреливаясь из кормового орудия по преследовавшим его русским кораблям. Турки получили одно попадание в корму, в свою очередь, один раз поразив русский эсминец «Дерзкий» (тезку прошлого болгарского обидчика). После трех часов погони противников разделила пелена дождя, и они потеряли друг друга. 6 января в районе Туапсе «Хамидие» и встретившийся с ним немецкий легкий крейсер «Бреслау» внезапно обнаружили перед собой в вечерних сумерках главные силы русского Черноморского флота— 5 броненосцев, 2 крейсера и 7 эсминцев. Турецкий и немецкий крейсера, сделав по русским несколько выстрелов, спешно разошлись в разные стороны, чтобы исчезнуть в ночной темноте. У «Хамидие» единственным попаданием был сбит прожектор. Случайный снаряд с «Хамидие» повредил орудие главного калибра на русском флагманском броненосце «Евстафий» . В конце января «Хамидие» вместе с «Бреслау» опять отправились в демонстрационный поход в восточную часть Черного моря, где утром 27 января у Хопы вновь натолкнулись на главные русские силы. На этот раз крейсера «Кагул» и «Память Азова» преследовали «Хамидие» с 8 до 16 часов, но так и не смогли выйти на дистанцию действенного огня. Погоня была прекращена с приближением темноты. После похода турецкий крейсер встал на ремонт, ему усилили бронепалубу и срезали верхние мостики.

1 апреле 1915г. вместе с однотипным « Меджидие » и четырьмя эсминцами был послан для обстрела Одессы, но после подрыва на мине и потопления «Меджидие» вынужден был заниматься спасением его экипажа. 5 сентября того же года «Хамидие», прикрывавший проход в Стамбул трех угольных транспортов из Зонгулака, имел бой с русскими эсминцами « Пронзительный » и «Быстрый». В ожесточенной артиллерийской перестрелке на дальней дистанции на турецком крейсере скоро вышли из строя оба 6-дюймовых орудия. «Хамидие», оставив транспорты, стал удаляться к Стамбулу. Возможно, «Хамидие» пытался оттянуть русские корабли за собой, под огонь идущего навстречу немецкого линейного крейсера «Гёбен» . Однако русские эсминцы повернули к транспортам и уничтожили их. 20 октября 1915г. у входа в Босфор «Хамидие» атаковала русская подводная лодка «Нерпа», но не добилась успеха.

В 1916 и 1917гг. турецкий крейсер уже не выходил на операции из-за активизации русского Черноморского флота. Когда после революции он перестал быть боевой силой, 2 мая 1918г. «Хамидие» вместе с немецким «Гёбеном» вошел, как победитель, в Севастополь, оттуда— в Азовское море, чтобы поддержать немецкие войска, только что занявшие Таганрог. На обратном пути из Севастополя в Стамбул «Хамидие» вел на буксире возвращенный под турецкий флаг крейсер «Меджидие», который ранее был поднят русскими и после ремонта включен в состав своего флота как «Прут» . Осенью того же 1918г. Первая мировая война закончилась поражением и гибелью Османской империи. В конце октября 1918г. «Хамидие» был разоружен и сдан в Стамбуле англо-французским союзникам.

Последующая служба

В 1922г. возвращен Турции. В 1924г. введен в строй первым из крупных турецких кораблей. В сентябре 1924г. на «Хамидие» совершил плавание по Черному морю Кемаль Ататюрк, ознаменовав этим возрождение военно-морского флота Турецкой Республики. В 1925—1926гг. прошел капитальный ремонт и перевооружение: 2×150мм, 8×76мм , 2 ТАх450 мм . С 1940г.— учебный корабль (с 1945— стационарный). В 1947г. исключен из состава флота. В 1949—1951гг. на «Хамидие», стоявшем в Стамбуле, действовал военно-морской музей. В 1964г. продан на слом.

«Хамидие»
Служба: Османская империя
Класс и тип суднаБронепалубный крейсер
Порт припискиСтамбул
Изготовитель " Армстронг ", Эльзвик, ( Великобритания )
Строительство начато1901 год
Спущен на воду 25 сентября 1903 года
Введен в эксплуатацию12 декабря 1904 года
Выведен из состава флота1947 год
СтатусРазобран в 1964 году
Основные характеристики
Водоизмещение 3805 тонн
Длина112 м
Ширина14,5 м
Осадка 4,8 м
Бронирование Палуба: 37мм,
скосы: 102мм,
рубка и щиты орудий: 25 мм
Двигатели16 паровых котлов , 2 вертикальные паровые машины тройного расширения
Мощность 12 000 л. с. (8,8 М Вт )
Движитель2
Скорость хода 22 узлов (40,7 км/ч )
Дальность плавания 5500 морских миль на 10 узлах
Экипаж 302 человека
Вооружение
Артиллерия 2 × 1— 152-мм/45,
8 × 1— 120-мм/50,
6 × 1— 47-мм/50,
6 × 1— 37-мм
Минно-торпедное вооружение Два 457-мм торпедных аппарата
 
Категория: Бронепалубный крейсер | Просмотров: 261 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей

...

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2016      Конструктор сайтов - uCoz