Сухогруз Комсомолец Калмыкии , тип «Пятидесятилетие Комсомола» проект 1562, был построен в Ленинграде на судостроительном заводе имени « А.А.Жданова » (сегодня « Северная Верфь »). Находился под управлением пароходства азовского гражданского флота «Azov shipping Company» в г. Жданов , зарегистрирован в международном морском регистре под № IMO7235044 KOMSOMOLETS KALMYKII , выполнял дальние рейсы за рубеж ( Франция , Испания , Италия ).
История
Последняя погрузка
Сухогруз прибыл в Кальяри 21 декабря 1974 года пришвартовавшись в порту, на западный мол ( итал. molo di ponente ). Экипаж состоял из 36 моряков, 5 из которых были женщины. Его груз был частично готов, особенно каустическая сода в металлических бочках лежала около мостового крана , а прутковая сталь была на подходе на другом сухогрузе из г. Генуя . Погрузка завершилась 30 Декабря таким образом: 1735 тонн каустической соды погрузили в трюм и 4939 тонн прутковой стали погрузили в твиндеки .
Крушение
Накануне новогодней ночи 31 декабря 1974года во второй половине дня сухогруз «Комсомолец Калмыкии», сняв причал в итальянском порту Кальяри (о. Сардиния ), несмотря на шторм 6 баллов покинул акваторию курсом на г. Керчь , и уже через два часа судно вышло из-за прикрывавшего его с северо-востока мыса Карбонара ( итал. Capo Carbonara ), где утонул из-за перемещения груза.
Спасательная операция
B 14 часов 45 минут, судно лежащее на правом борту с креном 12 градусов подало сигнал бедствия SOS , половина спасательных средств оказались полузатопленными, с трудом экипаж сумел сбросить на воду одну шлюпку. Многие прыгали в море просто так, поскольку судно начало тонуть. В течение 40 минут до момента перемещения груза «Комсомолец Калмыкии» скрылся под волнами с его капитаном.
Радиолокатор порта Кальяри зарегистрировал SOS , на удивление спасательный персонал интерпретировал это, как новогоднее поздравление, и не предпринял никаких действий.
Около 18 часов, когда стемнело, девяти морякам на полуразбитой шлюпке удалось добраться до скалистого берега мыса Карбонара, один из них поднялся наверх к маяку , весь израненный о скалы и кактусы, он был встречен, вооруженными автоматами, людьми. Кое как объяснившись со смотрителем и охраной, последние наконец поняли что произошло и направили телефонограмму в Кальяри. Благодаря силе и мужеству этого моряка из Кальяри вышла спасательная экспедиция.
Страдания оказавшихся в холодной воде моряков растянулись ещё на два с половиной часа до прибытия на место буксир «Вигоре». В госпитале, куда доставили и живых, и мёртвых, дали заключение, что несколько человек погибили уже на спасательном буксире от асфиксии .
Список погибших
- Сычёв Николай ( капитан )
- Маршаун Валерий ( четвертый помощник капитана )
- Гурман Виктор ( матрос )
- Груздев Виталий ( электрик )
- Махно Николай ( моторист )
- Матвеев Иван ( начальник рации )
- Бакалейский Станислав ( моторист )
- Букало Анатолий ( токарь )
- Бунина Людмила ( буфетчица )
Поиски и обнаружение
Советский теплоход «Ромны», первым из азовских судов пришедший к месту трагедии, присоединился к итальянской поисковой операции, чтобы уточнить координаты утонувшего "Комсомольца Калмыкии". Поиск продолжался в девяти милях от мыса Карбонара, между островками Серпентара и Каволи ( итал. isole di Serpentara e Cavoli ), но судно не обнаружили.
В 2008 году профессиональный дайвер Стефано Мазала ( итал. Stefano Masala ) из г. Куарту Сантелена ( итал. Quartu Sant'Elena ), обнаружил утонувшее судно «Комсомолец Калмыкии», лежащее на правом борту на глубине 118 метров, недалеко от берега мыса Карбонара, где сегодня находится морской заповедник ( итал. Area Marina Protetta di Capo Carbonara ).
Расследование трагедии
В первое время ответственность за крушение была возложена полностью на капитана Николая Ивановича Сычёва и его экипаж за выход в море в нетрезвом состоянии. В дальнейшем выяснилось, что присутствие алкоголя в организме моряков, было последствием того, что при их спасении у них было сильное переохлаждение. При подъёме на борт буксира «Вигоре» им давали по несколько глотков виски.
По заявлению пострадавших моряков выяснилось, что слишком быстро велась погрузка в последние сутки, очень мало времени было, чтобы проверить надёжность крепления груза, особенно прутковой стали, поскольку как из пароходства, так и из самой Москвы были получены радиограммы об обязательном выходе в море 31 декабря . В результате судно вышло из порта с креном 6 градусов.
В 1980 году, прокуратура г. Кальяри завершила долгое судебное расследование трагедии, обвинив командира порта капитана Бруно Сассу в халатности, которая заключалась в несвоевременной и затянувшейся на долгие часы операции по спасению моряков, некомпетентности самого капитана порта, который вместо быстроходных катеров спасения с медицинскими работниками на борту, направил на место трагедии буксир «Вигоре», скорость хода которого значительного ниже и без медицинских работников.