Картина «Крузенштерн» (художник Евгений Чуприн) «Крузенште́рн» — четырёхмачтовый барк , российское учебное парусное судно . Построено в 1926 в Бремене ( Германия ), при спуске названо Padua , в 1946 перешло по репарациям в собственность СССР и переименовано в честь известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна . Порт приписки судна— Калининград . Судно совершало неоднократные трансатлантические и кругосветные экспедиции .
Технические данные
- Спуск на воду: 23 июня 1926 под именем Padua ( Падуя ), как последний четырёхмачтовый барк серии Flying-P-Liner
- Верфь : Johann C. Tecklenborg в Везермюнде (Бремерхафен)
- Заводской номер: S.408
- Пароходство : Ф. Лайеш , серия «Летучий П-Лайнер»
- Длина габаритная: 114,50 м
- Ширина габаритная: 14,04 м
- Осадка по летнюю ватерлинию: 6,27 м
- Высота борта: 8,48 м
- Площадь парусов: 3400 м²
- Высота мачты: 55м над палубой
- Мощность двух двигателей: 1472 кВт
- Скорость на парусах: 17 узлов
- Скорость на двигателях: 10 узлов
- Количество палуб: 5
- Количество переборок: 7
- Экипаж : 70 человек
- Количество курсантов: 120 человек
- Главный двигатель (к-во*кВт, марка): 2*736, 8NVD 48A-2U
- Гребное устройство (к-во*тип): 2*Винт фиксированного шага, цельнолитой, четырёхлопастной
- Рулевое устройство: перо руля
- Вспомогательный дизель-генератор (к-во*марка): 4*MAN Nutzfahrzeuge AG, D 2866 LXE 30, выходная мощность ограничена 135 кВт из-за особенностей выхлопного тракта, установлены в 2*2005 и в 2*2009 годах
История
Барк Padua был заложен 24 июня 1925 на верфи «Иоганн Текленборг» в Геестемюнде (ныне Бремерхафен ) под заводским номером S.408, оснастка установлена на верфи Blohm & Voss в Гамбурге . Освящен и спущен на воду 23 июня 1926 и 30 августа того же года под командованием капитана Карла Шуберга отправился в первое плавание.
Верфь Johann C. Tecklenborg получила данный заказ, так как она уже имела большой опыт постройки гигантских парусников. На её счету уже были оба пятимачтовика Potosi и Preußen , а также четырехмачтовые Placilla , Pisagua и Pangani .
«Падуя» принадлежала к знаменитой серии парусных судов, которые имели общее название «Летучий П-Лайнер» (Flying-P-Liner), имена всех судов этой серии начинались с «П»: «Паньяни» (Pangani), «Печили» (Petschili), «Памир» ( Pamir ), «Пассат» ( Passat ), «Померания» ( Pommern ), «Пекин» ( Peking ), «Потози» (Potosi), «Пруссия» ( Preußen ). Это серия судов была построена гамбургской пароходной компанией «Ф. Лайеш» (F. Laeisz). Все эти корабли носили голубой вымпел с инициалами фирмы FL. Корабли использовались на линии Европа — Чили , которую моряки называли на английский манер, своеобразно переведя инициалы фирмы, как Flying Liner. В это название добавили букву «P», так как названия всех судов этой серии начинались с этой буквы. Так образовалось название Flying-P-Liner («Летучий П-Лайнер»).
В настоящий момент из всей серии единственным остаётся в строю именно «Крузенштерн» . В 1946году , после Второй мировой войны , барк «Падуя» перешел к Советскому Союзу в качестве репарации и получил своё нынешнее имя— «Крузенштерн» .
«Крузенштерн» относится к так называемым « винджаммерам ». Название «винджаммер» происходит от английского «to jam the wind», что в переводе означает «выжимать ветер», в том смысле, что парусники этой серии были самыми быстроходными, они как бы выжимали всю скорость из ветра.
Первоначально, как «Падуя» , судно использовалось для грузовых перевозок и как учебное судно. «Падуя» использовалась на дальних маршрутах и перевозила строительные материалы в Южную Америку и обратными рейсами селитру и фосфаты из Чили. Судно использовалось также для перевозки зерна из Австралии .
Во время рейсов в Южную Америку и в Австралию судно установило рекорды скорости рейса: из Гамбурга до чилийского порта Талькауано , вокруг мыса Горн , за 87 суток , и обратно за 94 суток. Рейс из Гамбурга до Порт-Линкольна (Австралия) в 1933 — 1934годах — за 67 суток.
В 1926 году капитаном «Падуи» был Карл Шуберг ( нем. Carl Schuhberg ). В 1938 / 39 годах «Падуя» под командованием капитана Рихарда Вендта ( нем. Richard Wendt ) совершила рекордное по скорости плавание по маршруту Гамбург— Чили— Австралия— Гамбург за 8 месяцев и 23 суток. Под командованием капитана Юргена Юрса ( нем. Jürgen Jürs ) барк «Падуя» четыре раза обогнул мыс Горн. Юрген Юрс умер в день передачи судна Советскому Союзу.
В январе 1946 года на «Падуа» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн» — в честь русского адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна , руководителя первой кругосветной экспедиции 1803—1806 годов, ученого-гидрографа, воспитателя целой плеяды замечательных российских мореплавателей.
После закончившегося в 1961 году капитального ремонта в течение пяти лет экспедиционно- океанографическое судно «Крузенштерн» в составе большой группы других судов выполняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику курсантов военно-морских учебных заведений.
В июне 1967 года учебный парусник «Крузенштерн» вышел из порта Рига в свой первый рейс под вымпелом флота рыбной промышленности СССР.
В 1983 году УПС «Крузенштерн» было передано из Балтийского отряда учебных судов в порту Рига производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в городе Таллин ( ЭССР ).
В 1991 году, согласно приказу Министерства рыбного хозяйства судно передавалось от объединения «Эстрыбпром» в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ) в Калининграде.
Сегодня барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах . Наибольшего успеха в международных регатах «Крузенштерн» добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки . «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля . Во время этой гонки он развил рекордную скорость— 17,4 узлов (32,4 км/час).
Уже в Советском Союзе барк «Крузенштерн» под командованием капитанов П.В.Власова и Н.Т.Шульги совершал плавания из Балтийского моря в Чёрное море .
Капитаны
Капитаны «Падуи»
- Карл Шуберг (Carl Schuberg)— авг.1926— янв.1928
- Герман Пиниг (Hermann Pienig) апр.1928— окт 1930
- Роберт Клаус (Robert Clauß) дек.1930— фев.1932; окт.1935— май 1937
- Юрген Юрс (Jürgen Jürs) окт.1933— май 1935; май 1937— май 1938
- Рихард Вендт (Richard Wendt) май 1938— дек.1940
- Отто Шоммартц (Otto Schommartz) апр.1941— янв.1946
Капитаны «Крузенштерна»
- П.В.Власов, 1961—1972
- Г.Г.Савченко-Осмоловский
- Н.Т.Шульга
- И.Г.Шнейдер, 1976—1984
- В.Т.Роев
- В.А.Толмасов
- Я.А.Семелтерис
- А.Б.Перевозчиков
- Г.В.Коломенский, 1983—1995
- О.К.Седов, 1995—2007
- М.В.Новиков, 2007— по наст. время
Кругосветные путешествия и экспедиции
- Первое кругосветное плавание 1995—1996
Было посвящено 300-летию Российского флота , 225-летию со дня рождения И.Ф.Крузенштерна и 190-летию со дня окончания первой российской кругосветной экспедиции . Выбор маршрута почти полностью совпадал как с первым походом И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского вокруг земного шара, так и с первым рейсом «Падуи» в 1926—1927гг. Был пересечен Атлантический океан, взят мыс Горн , осуществлялись заходы в порты Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Таити, Чили, Токио, Владивостока, Сингапура, Австралии, Кейптауна. За 5389 ходовых часов (224,5 ходовых суток) кругосветного плавания пройдено 42 433 морские мили . Флаг России был пронесен через три океана и 15 зарубежных портов тринадцати стран Европы, Южной Америки, Азии, Австралии, Океании, Африки. Четыре раза был пересечён экватор .
- Второе кругосветное плавание 2005—2006
Было посвящено 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием И.Ф.Крузенштерна. Барк вышел в кругосветную экспедицию из Санкт-Петербурга 24 июня 2005 года . «Крузенштерн» принял участие в регате Tall Ships Race-2005, заходил в порты Санкт-Петербург, Ирландии, Англии, Испании, Португалии, Канарских островов, Уругвая, Аргентины, Мексики, Гавайских островов.
- Международная трансатлантическая экспедиция 2009—2010
Была посвящена 65-летию победы в Великой Отечественной войне , 90-летию образования рыбной отрасли в России и 60-летию первой российской сельдяной экспедиции. Во время экспедиции судно поучаствовало в трансатлантической регате Atlantic Challenge— 2009, посетило порты Испании, Бермудских островов, США, Канады, Исландии, Голландии, Германии, Бельгии, Панамы, Мексики, Венесуэлы и Кубы. 9 мая 2010 года, в день 65-й годовщины Победы, судно вернулось в родной Калининград. За кормой двух этапов плавания осталось около 39000 миль и 299 дней, треть маршрута была пройдена под парусами.
Призы
1974 Советские парусники «Крузенштерн» и «Товарищ» впервые приняли участие в международной парусной регате Op Sail-74 («Операция Парус-74») на Балтийском море. В гонке Копенгаген (Дания)— Гдыня (Польша) «Крузенштерн» завоевал 4-е место. Капитаном тогда был И.Г.Шнейдер. «Крузенштерн» был награжден серебряной моделью парусника Cutty Sark за наибольший вклад в развитие международного сотрудничества, взаимопонимания и дружбы между молодыми людьми разных стран мира. За всю тридцатилетнюю историю (1974—2003г.г.) существования этой самой престижной награды для судов учебно-парусного флота «Крузенштерн» является единственным из советских и российских парусников обладателем приза «Cutty Sark».
1976 Барк «Крузенштерн» принял участие в международной парусной регате " Op Sail-76 «, посвященной 200- летию Декларации независимости США. В первой гонке Плимут (Англия)— Санта Круз де Тенерифе (Канарские острова) судно заняло 2- е место. В гонке через Атлантический океан от Санта Круз де Тенерифе до Бермудских островов барк занял 2- е место. В гонке по маршруту: Бермудские острова— Ньюпорт (США) судно было 9- м. Капитаном судна являлся И.Г.Шнейдер.
1978 Судно приняло участие в международной парусной регате Op Sail-78 в Северном море. В гонке Осло (Норвегия)— Гарвич (Англия) занял 1- ое место. Капитаном тогда был Я.А.Смелтерис
1980 Барк принял участие в международной парусной регате Op Sail-80 на Балтийском море. В гонке Киль(Германия)— Карлскруна (Швеция) занял 4-е место. Капитаном барка был А.Б.Перевозчиков.
1984 „Крузенштерн" принял участие в крупных международных морских мероприятиях, посвященных 450 -летию плавания француза Жака Картье в Канаду, которые проходили в портах: Галифакс, Квебек, Альфред. В трансатлантической гонке на Мировой кубок портов Канады по маршруту Сидни (Новая Шотландия)— Ливерпуль (Англия) барк „Крузенштерн" занял первое место в классе „А" и по всему флоту. Капитаном тогда был Г.В.Коломенский
1986 Барк „Крузенштерн" принял участие в международной парусной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1986 в Северном море. В гонке Ньюкасл (Англия)- Бремерхафен (Германия)- Ларвик (Норвегия)— Гетеборг (Швеция) судно заняло 1- е место. Капитаном судна был Г.В.Коломенский
1989 Парусник принял участие в международной парусной регате Сutty Sark Tall Ships Races-1989 в Северном море. В гонке Лондон (Англия)- Гамбург (Германия) барк занял 2- е место. Капитан судна на тот момент— Г.В.Коломенский.
1990 Судно приняло участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships S Races-1990 В гонке от Бордо (Франция, Бискайский залив) до Зеебрюгге (Бельгия, Английский канал) судно заняло 2-е место. Капитаном судна был Г.В.Коломенский.
1992 „Крузенштерн" принял участие в морском событии мирового масштаба— в Grand Regata Columbus-92 Quincentenary (Гранд Регата Колумбус 92- Пятисотлетие»), посвященном 500-летию плавания Колумба к берегам Америки. В рамках регаты проводилось несколько гонок. В первой гонке по маршруту Лиссабон (Португалия)- Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3- е место среди судов класса А". В переходе через Атлантику по маршруту Кадис (Испания)- Канарские острова— Пуэрто-Рико (США) барк финишировал седьмым. В трансатлантической гонке Бостон (США)— Ливерпуль (Великобритания) судно заняло 1- е место. В этой гонке «Крузенштерн» достиг рекордной скорости за все время его эксплуатации с 1961 года— 17, 2 узла. Капитаном барка был Г.В.Коломенский.
1994 Судно приняло участие в международной регате Сutty Sark Tall Ships Races-1994. В гонке Веймут (Англия, Английский канал)- Ла-Корунья (Испания, Бискайский залив) судно заняло 1- е место. Капитаном судна был Г.В.Коломенский
1995 Барк принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1995. В гонке Эдинбург (Шотландия)- Бремерхафен (Германия) судно заняло 1- е место. Капитаном тогда был Г.В.Коломенский.
1998 Барк «Крузенштерн» принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1998. В гонке Фалмут (Англия, Английский канал)— Лиссабон (Португалия, Атлантика) судно заняло 1- е место. В гонке Виго (Испания)- Дублин (Ирландия) барк занял 3- е место. Капитаном судна был О.К.Седов.
1999 Парусник принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1999. В гонке Сен-Мало (Франция)— Гринок (Шотландия) судно заняло 4- е место. В гонке Леруик (Шотландия, Шетландские острова)— Ольборг (Дания) барк занял 3-е место. Капитаном судна на тот момент был Г.В.Коломенский.
2000 «Крузенштерн» принял участие в международной трансатлантической регате Tall Ships Races-2000. В гонке Саутгемптон (Англия)- Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3-е место . В гонке через Атлантику по маршруту Кадис (Испания)— Бермудские острова судно заняло 3- е место. Капитаном судна был О.К.Седов. В трансатлантическом переходе Галифакс (Канада)— Амстердам (Нидерланды) барк занял 1— е место. Капитаном барка был Г.В.Коломенский.
Крузенштерн |
---|
PADUA, переименован в 1945 году |
---|
|
---|
Крузенштерн, май 2001, Гамбург
|
---|
Служба: | Гамбург (1926-34) Гамбург (1934-46) Рига (1946-81), Таллинн (1981-91) Калининград (1991-) |
---|
Класс и тип судна | КМ-1 |
---|
Тип парусного вооружения | барк |
---|
Изготовитель | Joh. C. Tecklenborg Werft ( Бремерхафен ) |
---|
Введен в эксплуатацию | 20 августа 1926 |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | по летнюю ГВЛ 5805 т |
---|
Длина по верхней палубе | 114,5 м |
---|
Ширина по мидельшпангоуту | 14 м |
---|
Осадка | 7 м |
---|
Дедвейт | 1645 т |
---|
Скорость хода | 17 узлов (ограничена руководством по вождению) |
---|
Экипаж | 120 (курсантский состав) + экипаж и офицерский состав |
---|
|
|