«Ла Бургонь» ( фр. La Bourgogne )— французский пассажирский лайнер, потерпевший катастрофу и затонувший в 1898 году.
История
Лайнер был построен для компании «Компани женераль трансатлантик» ( фр. Compagnie générale transatlantique ) и введён в строй в 1886 году . Это второй в серии четырёх судов-близнецов ( «Ла Шампань» , « Ла Бургонь» , «Ла Бретань» и «Ла Гасконь» ). В июне 1886 года выведен на линию Гавр — Нью-Йорк .
Изначально судно было оснащено двумя паровыми машинами тройного расширения, работавшими на один гребной винт и четырьмя мачтами , несущими парусное вооружение баркентины .
Весной 1890 года "Ла Бургонь" столкнулась с пароходом "Тореадор" ( англ. SS Toreador ), причинив ему разрушения в области кормы. "Тореадор" остался на плаву.
В 1897 году лайнер подвергся модернизации, в ходе которой был оснащён более мощными и экономичными машинами четырехкратного расширения, увеличена высота дымовых труб, и демонтированы обе грот-мачты и парусное вооружение.
2 июля 1898 года «Ла Бургонь» вышла из Нью-Йорка в новый рейс с более чем 597 пассажирами и 128 членами экипажа на борту. 4 июля , около 5 часов утра, недалеко от острова Сейбл лайнер в густом тумане столкнулся с барком «Кромартишир» ( англ. Cromartyshire ), направлявшимся в Филадельфию . Правый борт «Ла Бургонь» получил серьёзные повреждения от форштевня и подготовленного к отдаче правого станового якоря «Кромартишира». Также была повреждена силовая установка парохода. Шлюпки с правого борта лайнера оказались разбиты. Капитан «Ла Бургонь» принял решение выбросить судно на песчаную отмель острова Сейбл в 60 милях, но затопление шло быстро и менее чем через час после столкновения лайнер затонул. 164 уцелевших с «Ла Бургонь» были подобраны «Кромартиширом» и позднее переведены на лайнер «Грешиан» ( англ. SS Grecian ), принадлежавший «Эллан лайн» ( англ. Allan Line steamship ), который доставил их в Галифакс в Новой Шотландии .
Катастрофа «Ла Бургонь» повлекла гибель 561 человека и стала крупнейшей в истории компании. Капитан Делонкль отказался покинуть тонущее судно и погиб вместе с ним.
Среди погибших были турецкий борец Юсуф Исмаил и американский художник Скотт Эванс ( англ. De Scott Evans ).
Резонанс в мире
Катастрофа, разразившаяся 4 июля 1898 года, потрясла мир не размерами и не количеством жертв, а жестокостью, воцарившейся на тонущем корабле. Многие пассажиры были убиты в борьбе за место в шлюпках, в драках за спасательные жилеты, и даже после погружения корабля в пучину. Зачинщиками беспорядков выступили австрийские матросы, которые незадолго до этого уже пережили одно кораблекрушение возле берегов Америки и теперь возвращались в Европу. Они начали стрелять в других пассажиров, прокладывая себе путь к шлюпкам. Их примеру последовали и пассажиры третьего класса, выходцы из низов, которые пустили в ход ножи. Когда лайнер затонул, в воде оказалось много людей, пытавшихся спастись вплавь. Но если они подплывали к шлюпкам или плотам, сидевшие в них люди били их вёслами по голове, резали пытавшиеся схватиться за борта пальцы.
Из пассажиров спаслось всего 10 процентов, в то время, как из экипажа— около 80. Эти цифры тоже говорили не в пользу команды «Ла Бургонь». Погибли все дети и почти все женщины, плывшие на лайнере.
Это кораблекрушение в мировой морской истории было названо «Варфоломеевским утром». К теме катастрофы «Ла Бургонь» газеты возвращались несколько лет, пока крушение « Титаника » не потрясло мир ещё больше.
«Ла Бургонь» |
---|
фр. La Bourgogne
|
---|
|
---|
Однотипная с «Ла Бургонь» «Ла Бретань»
|
---|
Флаг | Франция |
---|
Класс и тип судна | Пассажирское судно |
---|
Порт приписки | Гавр |
---|
Организация | Compagnie générale transatlantique |
---|
Изготовитель | Forges & Chantiers de la Méditerranée |
---|
Спущен на воду | 8 октября 1885 года |
---|
Введен в эксплуатацию | в июне 1886 года |
---|
Статус | затонуло в результате столкновения с другим судном 4 июля 1898 года |
---|
Основные характеристики |
---|
Длина | 150 м |
---|
Ширина | 15,75 м |
---|
Осадка | макс. 8,5 м |
---|
Двигатели | 2 паровые машины тройного (после модернизации— четырехкратного) расширения |
---|
Мощность | 9 000 л.с. (6 619 kW) |
---|
Движитель | 1 винт |
---|
Скорость хода | 17,5 узлов |
---|
|
|