Яхта Ливадия — черноморская колесная императорская яхта. Единственная которая непосредственно участвовала в боевых действиях и единственная которая погибла в кораблекрушении.
История создания
Летом 1825 года император Александр I приобрел невдалеке от Ялты имение Ореанда. Архитектор А.И.Штакеншнейдер построил там великолепный дворец, законченный весной 1852 года. Осенью того же года Николай I с императрицей и младшими детьми единственный раз отдыхал в этом дворце, проведя в нем около полутора месяцев. Естественно встал вопрос о перевозки «августейшей» семьи в новое здание.
Поскольку в то время на Черном море царских яхт еще не существовало, то из Николаева доставили специально построенный там еще в 1840 году 18-весельный катер, вооруженный одной небольшой карронадой для салютов.
В 1860 году Ореанда перешла во владение великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича. Он распорядился построить для плаваний императорской семьи по Черному морю небольшой колесный 4-пушечный пароход, ставший первой черноморской царской яхтой. Деревянный пароход «Тигр» с парусным вооружением трехмачтовой баркентины, строился в Николаевском адмиралтействе в 1855—1858 годах. Хотя «Тигр» числился в составе Черноморского флота 14 лет (до 1872 года), о плаваниях на нем царской семьи сведений почти не сохранилось, кроме упоминания о переходе в августе 1861 года Александра II с семьей из Севастополя в свое новое имение Ливадию, с 1866 года ставшую излюбленной резиденцией российских императоров в Крыму.
Поскольку поездки императорской семьи на берег Черного моря стали приобретать определенную регулярность, возникла необходимость замены старого «Тигра» новой комфортабельной яхтой «для службы у берегов Крыма». Предварительно в 1868 году рассматривался вопрос о приобретении парохода в Англии и «обращения в яхту для государя императора», но затем принимается решение строить яхту в Николаевском адмиралтействе. Постройка яхты, названной «Ливадией», началась в конце 1869 году, но официальная закладка судна состоялась 19 марта 1870 года.
Конструкция
Проектировал и строил яхту известный черноморский кораблестроитель капитан Корпуса корабельных инженеров Л.Г.Шведе , завершивший работы к лету 1873 года. Новая 4-пушечная деревянная колесная яхта по комфортабельности и отделке царских помещений она не уступала балтийской «Державе», а по оформлению «царской рубки» в кормовой части яхты и столовой на средней палубе, выполненному по проекту архитектора Монигетти, даже превосходила последнюю.
В ходе постройки «Ливадии» Л.Г.Шведе в 1872 году выполнил рисунок предполагаемого носового украшения яхты в виде овального выпуклого щита с изображением двуглавого орла «Ливадия» получила носовое украшение в виде двуглавого орла, увенчанного короной, подобное установленному на «Державе».
Служба
Летом 1873 года новая яхта, войдя в состав Черноморского флота, пришла в Севастополь, откуда доставила императрицу с семьей в Ялту.
В марте 1874 года «Ливадия» ушла в практическое плавание. В западной части Средиземного моря яхта успешно выдержала 11-балльный шторм, показав отличные мореходные качества. Следует отметить, что «Ливадия»— единственная из императорских яхт, участвовавшая в боевых действиях русского флота. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов под командованием капитана 1 ранга Ф.Е.Кроуна она крейсировала у румынского и болгарского побережья и 21 августа потопила турецкую двухмачтовую кочерму. Замеченная двумя турецкими броненосными кораблями, яхта выдержала 18-часовую погоню и благополучно ушла под защиту севастопольских батарей.
Трехлетняя служба «Ливадии» закончилась трагически. На пути из Севастополя в Одессу она в туманную ночь с 21 на 22 октября 1878 года выскочила на риф у Тар-ханкутского маяка на западном побережье Крыма. 47 дней, с 22 октября по 7 декабря, «Ливадия» стояла на камнях. После ряда неудачных попыток командования Черноморского флота спасти корабль, все ценное, что было возможно, свезли на берег, предоставив корпус морским волнам.
«Ливадия» |
---|
|
---|
Императорская паровая колесная яхта «Ливадия» после вступления в строй
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | Императорская яхта |
---|
Порт приписки | Севастополь |
---|
Изготовитель | Николаевский завод |
---|
Строительство начато | 1869 год |
---|
Введен в эксплуатацию | 1873 год |
---|
Выведен из состава флота | 1878 год |
---|
Статус | Разбилась о скалы |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | стандартное— 1964,5 т |
---|
Длина | 81,2 м |
---|
Ширина | 10,9 м |
---|
Осадка | 4,6 м |
---|
Двигатели | ПМ-2 |
---|
Мощность | 460 л. с. |
---|
Движитель | 2 гребных колеса |
---|
Скорость хода | 13 узлов (24 км/ч ) |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | Четыре 6-фунтовые пушки |
---|
|
|