«Мариу́поль» — монитор , относящийся к типу « Азов »; один из пяти мониторов этого типа.
История корабля
Монитор «Мариуполь» был заложен в 1906 -м году на судоверфи Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте ( Австро-Венгрия ), после чего секциями перевезён в Галац , где был собран и в 1907-м году спущен на воду под именем «Alexandru Lachovari». C 1917-го года корабль находился под контролем Австро-Венгрии, а с 1918 по 1920 год— Великобритании. Впоследствии корабль отошёл Румынии. В 1937—38 годах году был произведён капитальный ремонт и модернизация монитора.
Вторая мировая война
Монитор участвовал в боях на Дунае в июне 1941 года против советской Дунайской флотилии.
«Alexandru Lachovari», как и другие мониторы, капитулировал 26 августа 1944 года. 1 сентября он пришёл в Измаил в качестве сопровождающего штабное судно румынской дивизии речных кораблей. На следующий день за невыполнение условий капитуляции командир и начальник штаба румынской дивизии были арестованы, а экипаж монитора отправлен в концлагель . 10 октября монитор был передан в Дунайской военной флотилии, а 30 октября получил новое имя «Мариуполь» и был включён во 2-й дивизион мониторов 2-й Сулинской бригады речных кораблей.
В дальнейшем корабль соприкосновения с противником не имел, а окончание войны встретил в Нови-Саде .
Технические данные
- полное— 650
- длина наибольшая— 63,5
- ширина наибольшая— 10,3
- осадка наибольшая— 1,9
- Высота над ватерлинией , м:
- верхней палубы— 0,65
- палубы бака — 0,85
- палубы юта — 0,5
- Наибольшая скорость хода — 10,8 узлов (20 км/ч)
- Дальность плавания
- при скорости 9,7 узла (18 км/ч)— 800 миль (1482 км)
- при скорости 8 узлов (14,8 км/ч)— 1200 миль (2222 км)
- главный бортовой пояс— 70
- верхняя палуба— 45
- боевая рубка— 75
- АУ ГК— 75
- Число рулей — 1
- Посты управления рулём: ходовой мостик, боевая рубка
- Главная энергетическая установка
- тип— котломашинная
- две паровые поршневые машины двойного расширения мощностью по 900 л. с.
- главный котёл системы Ярроу, давление пара 18 кг/см², температура 207°C.
- Движитель — два четырёхлопастных гребных винта
- Топливо — мазут , запас топлива— 52 т .
- Запас воды , т
- питьевая— 10
- Время приготовления машин к походу , мин
- нормальное— 30
- экстренное— 20
- Источник электроэнергии — парогенератора АЕГ мощностью 8 кВт, мотогенератор типа Гономаг мощностью 5 кВт, мотогенератор типа Ганс мощностью 3 кВт.
- Пожарные насосы — Вортингтона, производительность 12 т/ч.
- Водоотливные средства — пять эжекторов производительностью 12 т/ч.
Экипаж
- Офицеров— 9
- Старшин— 35
- Рядовых— 75
- Всего— 119
«Мариуполь» |
---|
Alexandru Lachovari |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Австро-Венгрия Великобритания Румыния СССР Румыния |
---|
Класс и тип судна | Монитор |
---|
Изготовитель | Stabilimento Tecnico Triestino |
---|
Строительство начато | 1906 год |
---|
Спущен на воду | 1907 год |
---|
Введен в эксплуатацию | 1907 год |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 650 т |
---|
Длина | 63,5 м |
---|
Ширина | 10,3 м |
---|
Осадка | 1,9 м |
---|
Бронирование | Главный бортовой пояс: 70мм, верхняя палуба: 45мм, боевая рубка 75мм, АУ ГК: 75 мм |
---|
Двигатели | 2 паровых поршневых машины двойного расширения, главный котёл системы Ярроу |
---|
Мощность | 2 × 900 л. с. |
---|
Движитель | 2 четырёхлопастных винта |
---|
Скорость хода | 10,8 узла (20 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 1200 морских миль |
---|
Экипаж | 119 офицеров и матросов |
---|
|
|