«Ню́рнберг» ( Nürnberg )— лёгкий крейсер Кригсмарине времён Второй мировой войны. Развитие проекта « Лейпциг ». Последний лёгкий крейсер германского флота.
Проектирование и постройка
Несмотря на то, что в ряде источников лёгкие крейсера « Лейпциг » и «Нюрнберг» относятся к единому классу ( тип «Лейпциг» ), являющемуся улучшением предшествующих крейсеров типа «К» , по целому набору характеристик эти два корабля отличаются друг от друга. «Нюрнберг» был заложен, спущен и введён в строй с отставанием почти на пять лет от своего «старшего брата». Пауза в строительстве была вызвана проходившими дискуссиями о том, какие крейсера нужны Германии с точки зрения их вооружения, водоизмещения и прочих характеристик. В итоге было принято решение строить тяжелые «Вашингтонские» крейсера. Как следствие— кардинально-новый проект легкого крейсера не разрабатывался, новый корабль этого класса для германского флота представлял собой улучшенный проект крейсера «Лейпциг» .
Проектное водоизмещение нового крейсера увеличилось на 100 тонн, достигнув 8000 тонн. Этим достигалась лучшая прочность корпуса, усиливались бронирование башен, погребов боезапаса, зенитная артиллерия и увеличилась скорость хода, но этого не хватило на увеличение вместимости топливных цистерн. Основные технические решения повторяли «Лейпциг», но «Нюрнберг» был чуть длиннее и шире своего предшественника. Проект крейсера разработал конструктор Блечшмидт .
Служба
Довоенный период
Лёгкий крейсер «F» ( «Kreuzer F» или «Ersatz Nymphe» — замена крейсера «Нимфе») был заложен 4 ноября 1933 года на заводе «Дойче Верке» в Киле. 8 декабря 1934 года— крейсер был спущен на воду и получил название «Нюрнберг». 2 ноября 1935 года корабль вошёл в состав флота, на нём сначала подняли флаг уже несуществующей Веймарской республики , но уже через пять дней, 7 ноября, на нём подняли военно-морской флаг Третьего Рейха .
После завершения серии испытаний в начале 1936года «Нюрнберг» становится флагманским кораблем Разведывательных сил флота. С апреля по май крейсер находился в Атлантике с посещением ряда зарубежных портов. С августа по октябрь и с ноября по декабрь 1936 года, в апреле-мае и июле-августе 1937года корабль находился в испанских водах, оказывая помощь мятежникам генерала Франко . В последующие предвоенные годы корабль занимался боевой подготовкой, участвовал в манёврах флота, в торжествах по случаю спуска новых кораблей. В марте 1939года «Нюрнберг» участвует в захвате литовского порта Клайпеды ( Мемеля ) .
Вторая Мировая война
С началом войны крейсер принимал участие в различных минно-заградительных операциях в составе соединений надводных кораблей, 6 октября во время одной из таких операций был безуспешно атакован британской подводной лодкой «Сивулф».
13 декабря 1939 года «Нюрнберг» и лёгкий крейсер «Лейпциг» были торпедированы английской подводной лодкой «Сэлмон». По сравнению с «Лейпцигом» повреждения «Нюрнберга» были гораздо менее серьёзными, торпеда попала в носовую часть, оторвав её часть. Энергоустановка корабля не пострадала, а потери в экипаже составили всего 16 человек ранеными. Ремонт на верфи-строителе продолжался до апреля 1940 года .
В июне-июле 1940года крейсер привлекается для проводки войсковых транспортов в Норвегию и обратной проводки линкора « Гнейзенау ». В феврале— сентябре 1941года выполнял обязанности учебного корабля, в сентябре входил в состав северной группы германского «Балтийского флота», созданного для пресечения гипотетической попытки прорыва советского Балтийского Флота из Кронштадта в Швецию в случае падения Ленинграда .
С января по август 1942года крейсер находится у заводской стенки, проходя капитальный ремонт, во время которого произвели замену турбин и усилили зенитное вооружение. После завершения работ «Нюрнберг» прошёл испытания, затем курс боевой подготовки, в декабре перешёл в Норвегию, на замену уходящего в Германию на капитальный ремонт « Адмирала Шеера ». Крейсер не принимал участие в боевых действиях. После « Новогоднего боя » Гитлер приказал вывести из состава флота все тяжелые корабли, которые все же удалось отстоять новому главкому ВМФ Карлу Дёницу . «Нюрнберг» вновь стал учебным крейсером .
В мае 1943года «Нюрнберг» вернулся в Германию, где был зачислен в отряд учебных кораблей. В этом качестве он прослужил до конца 1944года .
В январе 1945года крейсер участвовал в минных постановках в водах Южной Норвегии, после чего находился в Осло-Фиорде . 27 января крейсер прибыл в Копенгаген , после чего в боевых действиях фактически участия не принимал. 5 мая 1945 года огнём зенитных автоматов была отражена попытка членов датского движения сопротивления уничтожить корабль с использованием взрывающегося катера. Потери экипажа при этом составили 4 человека .
Лёгкий крейсер «Нюрнберг» под советским флагом во время перехода в Лиепаю, 2 января 1946 года
После окончания войны «Нюрнберг» по репарациям был передан СССР . 5 (по другим данным, 19) ноября корабль был зачислен в списки советского военно-морского флота . 13 февраля крейсер переименовали в «Адмирал Макаров». В Советском военно-морском флоте корабль служил до 1959года .
«Нюрнберг» «Адмирал Макаров» (1946—1959) |
---|
Nürnberg |
---|
|
---|
Лёгкий крейсер «Нюрнберг», 1935 год
|
---|
Служба: | Третий рейх СССР |
---|
Класс и тип судна | Лёгкий крейсер |
---|
Строительство начато | 4 декабря 1933 года |
---|
Спущен на воду | 8 декабря 1934 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 2 ноября 1935 года |
---|
Выведен из состава флота | Передан СССР в 1946 году |
---|
Статус | Разобран в 1960году |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | Стандартное— 7037 т полное— 8897 т |
---|
Длина | 170 м/181,3 м |
---|
Ширина | 16,4 м |
---|
Осадка | 4,9—5,7 м |
---|
Бронирование | главный пояс— 18…50…35мм, палуба— 20…25мм, траверзы— 70мм, башни— 80…20мм, рубка— 100 мм |
---|
Двигатели | 2 ТЗА Krupp-Germania , 4 семицилиндровых двухтактных дизеля MAN |
---|
Мощность | Турбины— 60 000 л. с. , дизели— 12 600 л.с. |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 32 узла (59,3 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 3280 морских миль на скорости 15 узлов |
---|
Экипаж | 896 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 3 × 3— 150-мм/60 |
---|
Зенитная артиллерия | 4 × 2— 88-мм/76, 4 × 2— 37-мм/83, 4 × 1— 20-мм/65 |
---|
Минно-торпедное вооружение | 4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата |
---|
Авиационная группа | 1 катапульта, 2гидросамолёта |
---|
|
|