«Пинъюань» ( кит. 平遠 )— броненосный крейсер китайского флота, впоследствии «Хэйэн» — броненосная канонерская лодка японского флота. Участвовал в японо-китайской и русско-японской войнах.
Строительство
Стал первым и последним значительным броненосным кораблем, построенным в императорском Китае (до того была построена лишь канонерская лодка «Цзиньоу» водоизмещением в 200 тонн). Заложен в начале 1883 г. на верфи близ Фучжоу как «Лунвэй» . Проект был разработан французами на основе заложенных тогда же во Франции броненосных канонерок типа «Ашерон» .
После франко-китайской войны 1884—1885 гг. строительство было прервано и возобновлено только в декабре 1886 г. — уже под наблюдением немецких инструкторов. В литературе упоминается, что в ходе строительства «из-за недостатка средств» длина корабля была уменьшена, что пошло в ущерб его обводам . Однако на деле, сравнительно с прототипом «Ашероном», тоннаж «Лунвэя» был даже увеличен на треть, что делало корабль более мореходным. В январе 1888 г. «Лунвэй» был спущен на воду, а в октябре переведен для достройки в Шанхай. Введен в строй в мае 1890 г. Имя корабля было изменено на «Пинъюань».
Описание конструкции
Корабль имел короткий и широкий стальной корпус с практически плоским дном, сильно заваленными бортами и большим полуютом. На палубе центральная надстройка с возвышенным передним мостиком. Одна труба, одна легкая мачта без марса. Трюм разделен водонепроницаемыми перегородками на несколько отсеков. Две паровые машины китайского производства суммарной мощностью в 2400 л. с. могли разогнать корабль только до 10,5 узлов.
Основное артиллерийское вооружение: главный калибр составляло 10,5-дюймовое орудие фирмы Крупп в носовом барбете, который был дополнительно защищен броневым колпаком котлообразной формы; на бортовых спонсонах размещались два 6-дюймовых крупповских орудия (по одному на борт), укрытых броневыми щитами. Таким образом все три основных орудия корабля были способны теоретически вести огонь прямо по курсу, что соответствовало принятой в то время таранной тактике боя. Вспомогательное артиллерийское вооружение составляли два 57-миллиметровых, два 47-миллиметровых и два 37-миллиметровых скорострельных орудия; минное вооружение— четыре надводных торпедных аппарата.
Броневая защита: узкий пояс брони вдоль всего корпуса с толщиной от 8 дюймов в центральной части (у машинного и котельного отделения) до 5 дюймов на оконечностях; броневая палуба в 2 дюйма; броневой барбет носового орудия— 5 дюймов (по кит. данным— до 12 дюймов), броневая рубка и орудийные щиты— 5 дюймов.
В Китае корабль подобного водоизмещения относился к крейсерам (по тоннажу был сравним и с японским броненосным крейсером «Тиёда» ). Однако слабая двигательная установка делала первый китайский броненосный корабль крайне тихоходным, выделяя его даже среди не отличавшихся скоростью хода крейсеров китайского флота. В связи с этим отнести «Пинъюань» к крейсерам можно только условно. В литературе также упоминается как броненосец береговой обороны , однако явно обладал для этого класса недостаточным тоннажем и вооружением. В целом «Пинъюань» может быть оценен как достаточно удачный для своего времени корабль мониторного типа, имевший при небольших размерах и посредственных мореходных качествах значительную огневую мощь и хорошее бронирование.
Служба в китайском флоте
«Пинъюань» официально относился к южной Фучжоусской эскадре, однако с момента введения в строй проходил службу при северной Бэйянской эскадре . С этим связано переименование корабля согласно правилам наименования основных кораблей Бэйянского флота. Посещал порты Кореи, в том числе— перед самым началом время японо-китайской войны . 16 сентября 1894г. в составе флота адмирала Дин Жучана прибыл к устью р. Ялу для сопровождения транспортов с войсками. Вместе с канонерками, миноносцами и минным крейсером «Гуанбин» вошел, пользуясь малой осадкой, непосредственно в реку, чтобы прикрыть высадку войск. На следующий день 17 сентября 1894г. принял участие в решающем морском сражении .
Опоздал из-за своей тихоходности к началу битвы. Встретил главные силы японской эскадры адмирала Ито , когда они уже обходили с севера флот адмирала Дина. «Пинъюань», поддерживаемый «Гуанбином» и двумя миноносцами, вступил в перестрелку с флагманским японским бронепалубным 4000-тонным крейсером «Мацусима» . Артиллерийская дуэль двух кораблей продолжалась несколько минут на дистанции от 6,5 до 1,5 кабельтовых. В 14.34 «Мацусима» получила от «Пинъюаня» попадание в левый борт крупнокалиберным снарядом, который сбил торпедный аппарат, прошел через подшкиперскую и разбился без взрыва о барбет главного орудия. На японском корабле погибло четыре человека (расчет торпедистов), если бы снаряд с «Пинъюаня» взорвался, «Мацусиме» грозил бы серьёзный ущерб. В свою очередь японцы сообщали, что им удалось вывести из строя крупнокалиберное орудие китайского крейсера. Опасаясь оказаться между двух огней— с юга подходили китайские броненосцы «Динъюань» и «Чжэньюань» , адмирал Ито поспешил уйти от «Пинъюаня», обходя его справа .
Около 14.50 «Пинъюань» с «Гуанбином» и миноносцами встретили стремившееся выйти из боя японское штабное судно «Сайкё-мару», которое смогло уйти от китайцев, хотя и получило от их огня некоторые повреждения. В дальнейшем «Пинъюань» и «Гуанбин» присоединились к четырем китайским крейсерам, противостоявшим «Летучему» отряду контр-адмирала Цубои, но, по словам Х. Вильсона, «стремились незаметно держаться в стороне и принимали в сражении лишь незначительное участие» . В сражении «Пинъюань» пострадал гораздо меньше других китайских кораблей, хотя в него было зафиксировано 22 попадания, а 12 человек из экипажа были ранены. Один раз на корабле вспыхнул пожар, но был быстро потушен. После того, как к вечеру японская эскадра покинула место сражения, «Пинъюань» с другими китайскими крейсерами присоединился к броненосцам адмирала Дина.
В начале 1895г. «Пинъюань» был заблокирован вместе с Бэйянской эскадрой в Вэйхайвэе . Принимал участие в обороне базы флота , вел огневые дуэли с японскими флотом и береговыми батареями, обстреливал японские войска на побережье. После капитуляции адмирала Дина сдался 14 февраля 1895г. японцам.
Служба в японском флоте
После включения в императорский флот Японии переименован в «Хэйэн» (японское чтение китайского названия). Перевооружение первоначально ограничивалось орудиями малого калибра, замененными на восемь 75-миллиметровых. Позднее два старых 6-дюймовых крупповских орудия заменили на два новых армстронговских того же калибра, дополнительно поставили два 120-миллиметровых орудия Армстронга. Малокалиберное вооружение было вновь заменено на два 47-миллиметровых и шесть 37-миллиметровых (два одноствольных, четыре пятиствольных) орудий Гочкиса, а также два пулемета.
Классифицировался в разные годы как броненосец береговой обороны, учебное артиллерийское судно, броненосная канонерская лодка. Во время русско-японской войны «Хэйэн» входил в состав 7-го боевого отряда из канонерских лодок и старых винтовых корветов. Использовался для поддержки действий японских войск на побережье во время сражений за Порт-Артур , блокированию подходов к русской крепости со стороны Печелийского залива , катера с «Хэйэн» привлекались к тралению мин.
Русские отслеживали маршруты патрулирования блокирующих Порт-Артур японских судов. В ночь на 16 сентября (4 сентября по юлианскому стилю) 1904 г. у острова Айрон с миноносца «Скорый» (командир лейтенант П. М. Плен) было выставлено 16 мин. Вечером 18 сентября «Хэйэн» возвращался после дозорной службы и в 19.45 в 1,5 милях к западу от острова Айрон наскочил на русскую мину . После подрыва в районе машинного отделения корабль был обречен. Взрыв произошел с правого борта. Вся жилая палуба заполнена паром, электричество погасло, и в темноте ничего не было видно. Через четыре минуты после взрыва корабль резко накренился па правый борт и затем опрокинулся. Погиб командир капитан 2 ранга Асаба и 197 человек личного состава . Шлюпки, которые спускались, опрокинулись при опрокидывании судна
«Пинъюань» с 1895 «Хэйэн» |
---|
кит. 平遠
|
---|
|
---|
Китайский крейсер «Пинъюань»
|
---|
Служба: | |
---|
Класс и тип судна | монитор . |
---|
Изготовитель | Фучжоу Китай |
---|
Строительство начато | 1883. 1886 |
---|
Спущен на воду | 1888 |
---|
Введен в эксплуатацию | 1890 |
---|
Выведен из состава флота | 5.09.1904 |
---|
Статус | потоплен |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 2500 т (полное) |
---|
Длина | 60 м |
---|
Ширина | 12 м |
---|
Осадка | 4 м |
---|
Бронирование | пояс: от 127 до 203 мм барбет башни: 127 мм рубка: 127 мм палуба: 51 мм щиты орудий: 37 мм |
---|
Двигатели | 4 цилиндрических котла |
---|
Мощность | 2400 л.с. |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 10,5 узлов максимальная |
---|
Экипаж | 202 чел. |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 1×1 260-мм/22 2×1 150-мм/35 |
---|
Минно-торпедное вооружение | 4 × 457-мм ТА |
---|
|
|