«Садко» — ледокольный пароход, внесший значительный вклад в освоение Арктики и Северного морского пути. Назван в честь былинного героя Садко .
История судна
«Линтрос»
Построен в Ньюкасле , Великобритания для железнодорожной компании «Рид Нюфендлэнд Компани» ( англ. Reid Newfoundland Company ) в 1913 году . Именован «Линтрос» ( англ. SS Lintrose ) в честь шотландской местности. Однотипен с головным судном « Брюс » , однако, как и следующий в серии систершип « Кайл » ( англ. Kyle ), построен на верфи в Ньюкасл-апон-Тайн , вместо Глазго .
С 1913 по 1915 год работал в качестве почтово-пассажирского парома в районе Ньюфаундленда , на линии Порт-о-Баск — Нью-Сидни через пролив Кабота , имея 80 пассажирских мест первого класса и 150 мест второго класса.
«Садко»
В 1915 году «Линтрос» (вместе с другим паромом пролива Кабота , « Брюс »), приобретен русским правительством для работы на линии Мурманск - Архангельск . В 1916 году был переименован в «Садко».
16 июня 1916 года при перевозке груза для строительства железной дороги Кандалакша-Мурманск «Садко» затонул в Кандалакшской губе , наскочив на подводный камень.
Через 17 лет, 14 октября 1933 года поднят силами ЭПРОН . Год спустя, 9 июля 1934 года состоялся первый выход «Садко» в море после ремонта.
7 сентября 1934 года экспедиция на «Садко» под командованием капитана А. К. Бурке , в сопровождении ледокола « Ермак », основала полярную станцию на острове Уединения . Оборудование и персонал были предназначены для станции на мысе Оловянный ( Северная Земля ), но ледовая обстановка не позволила туда пробиться и по распоряжению Главсевморпути место выгрузки было перенесено. Начало строительства станции и первую зимовку на острове провели 18 человек (в том числе 9 строительных рабочих) под руководством С. В. Шманева.
В 1935 году на «Садко» предпринята Первая Высокоширотная экспедиция Главсевморпути под руководством Г.А. Ушакова . Установлен мировой рекорд свободного плавания за Полярным кругом (82°4’с.ш.). Открыт остров Ушакова .
Летом 1937 года экспедиция на «Садко» (капитан Николай Иванович Хромцов) под руководством профессора Визе , отплыла из Мурманска к островам Де-Лонга . Однако задачи были изменены и ледокол направлен для помощи судам в Карском море и море Лаптевых . Попытка преодолеть льды оказалась неудачой и «Садко» также оказался блокирован льдами в районе Новосибирских островов 75.283333 , 132.466667 75°17′ с.ш. 132°28′ в.д. / 75.283333° с.ш. 132.466667° в.д. (G) (O) .
Вместе с ледокольными пароходами « Малыгин » и « Георгий Седов », «Садко» дрейфовал во льдах на север от Бельковского острова до 83°05' северной широты.
Экспедиция на «Садко» не имела достаточных припасов для столь долгой зимовки, однако из-за сложных метеоусловий часть членов экспедиции и экипажа удалось эвакуировать лишь в апреле 1938 года .
Сам «Садко» освободился от ледового плена только в сентябре 1938 года с помощью ледокола « Ермак » 83.066667 , 138.366667 83°04′ с.ш. 138°22′ в.д. / 83.066667° с.ш. 138.366667° в.д. (G) (O) .
11 сентября 1941 года , на пути из Диксона на Землю Франца-Иосифа , «Садко» наскочил на ранее неизвестную подводную банку вблизи островов Известий ЦИК в Карском море и затонул. Погиб один человек, остальной экипаж спасен ледоколом « Ленин ». Капитан ледокола А. Г. Корельский был обвинён во вредительстве и расстрелян
«Садко» |
---|
«Lintrose» |
---|
|
---|
Ледокол-пароход «Линтрос» на службе в «Рид Нюфендлэнд Компани» в период с 1913 по 1915 год.
|
---|
| |
---|
Класс и тип судна | пароход-ледокол |
---|
Изготовитель | Swan, Hunter and Co., Ньюкасл-апон-Тайн , Великобритания |
---|
Спущен на воду | 21 января 1913 года |
---|
Статус | затонул 11 сентября 1941 года |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 3800 тонн |
---|
Длина | 77,7 метров |
---|
Ширина | 11,4 метров |
---|
Скорость хода | 15 узлов |
---|
|
|