«Зееадлер» (нем. Seeadler), бывший Walter, бывший Pass of Balmaha — трёхмачтовый стальной парусный корабль, использовавшийся Германией в первую мировую войну в качестве рейдера. Торговое судно
Построен на верфи Robert Duncan Company в Глазго в 1878 году, относится к классу винджаммеров. Первоначальное название «Пасс оф Бальмаха», владелец судна — американская компания Harris-Irby Cotton Company.
В 1915 году следовал с грузом хлопка из Нью-Йорка в Архангельск и 23 июля был задержан у норвежского берега британским вспомогательным крейсером HMS Victorian, на основании подозрения в контрабанде. В сопровождении британской призовой команды из офицера и шести матросов был направлен в порт Керкуолл на Оркнейских островах. При следовании в Великобританию флаг США, соблюдавших нейтралитет в войне, был заменен на британский. Вскоре судно было перехвачено немецкой подводной лодкой «U-36» и, как корабль под флагом воюющей страны, направлено в Германию в качестве приза.
В 1916 году вместе с переименованием в Walter, на верфи Текленборга в Геестмюнде прошёл модернизацию, во время которой были установлены и оборудованы: дизельный двигатель мощностью в 1 000 л. с.; цистерны для 480 тонн солярки и 360 тонн питьевой воды; дополнительные кладовые, камбузы и помещения для пленных.
Мог принять на борт двухлетний запас продовольствия.
В том же году на него обратил внимание капитан-лейтенант граф Феликс фон Люкнер, бывший старший артиллерист коммерческого рейдера SMS Möwe, он стал командиром корабля. Идея использовать парусник вместо парохода имела два преимущества: он не нуждался в бункеровке, и возбуждал меньше подозрений, то есть был способен на гораздо более долгое рейдерство. Корабль был переименован в Seeadler (рус. Орлан). Старшим помощником был назначен лейтенант торгового флота Альфред Клинг (нем. Alfred Kling).
Рейдерство
21 декабря 1916 года вышел в море, маскируясь под норвежский парусник «Ирма», следующий из Копенгагена в Мельбурн с грузом леса. Дополнительные помещения, запасы и два неустановленных 105-мм орудия были завалены бревнами.
Между Исландией и Фарерскими островами был остановлен британским вспомогательным крейсером «Эвендж». На борт рейдера поднялась досмотровая группа из 2 офицеров и 15 матросов. Ни в документах, ни в облике судна и команды (26 человек команды говорило по норвежски) группа с «Эвенджа» не нашла ничего подозрительного и отпустила «Зееадлер». Пройдя зону британских патрулей, на судне выбросили за борт груз леса и смонтировали орудия.
9 января 1917 года первой победой «Зееадлера» стал британский пароход «Глэдис Ройял», перевозивший около 5 000 т. угля из Кардиффа в Буэнос-Айрес. Экипаж взят в плен, пароход затоплен к востоку от Азорских островов.
11 января та же судьба постигла британский пароход «Ланди Айленд» (4 500 тонн сахара).
Совершая двухмесячное рейдерство в районе экватора между Бразилией и Африкой, с 21 января по 11 марта потопил 1 пароход и 8 парусников. На «Зееадлере» было уже 263 пленных, из-за этого командир решил перехваченный 21 марта трехмачтовый барк «Камбронн» (фр.) не топить, а пересадить на него всех пленных. Чтобы они не скоро смогли сообщить о рейдере, на барке отрубили бушприт и сломали брам-стеньги.
18 апреля, огибая мыс Горн, с рейдера заметили британский вспомогательный крейсер «Отранто». Но на нем к паруснику не проявили интереса. 8 июня рейдер пересек экватор уже в Тихом океане. За 1,5 месяца плавания в нем уничтожил три американские четырёхмачтовые шхуны. Из-за нехватки питьевой воды и отсутствия свежих продовольственных запасов у экипажа начали проявляться признаки цинги. Рейдерство продолжалось уже более полугода. Чтобы дать отдых экипажу, рейдер направился к острову Маупихаа, которого достиг 28 июля. Экипаж сошел на берег. Через три дня налетевший шквал, сорвав «Зееадлер» с якорей, выбросил его на рифы.
Последствия
За 244 дня рейдерства парусник прошел свыше 30 000 миль, уничтожил 3 парохода и 11 парусных судов общим тоннажем около 30 000 брт, плюс 126-тонная Lutece. Полностью оправдалась идея о маскировке под торговый парусник.
6 человек во главе с фон Люкнером на спасательном баркасе сделали переход на Фиджи, где они были, по утверждению некоторых газет, обманом, принуждены к сдаче. Сначала их содержали в лагере для интернированных на острове Мотуихе. Но в декабре 1917 года фон Люкнер с группой интернированных совершили побег, похитив моторный катер начальника лагеря. В конце концов они были пойманы на островах Кермадек, и отправлены по разным лагерям, в Австралии и Океании. Репатриировались после войны.
Другая часть команды (58 человек во главе с лейтенантом Клингом) осталась на месте крушения. 5 сентября 1917 они захватили французскую шхуну Lutece, и на ней дошли до острова Пасхи. Там 4 октября шхуна выбросилась на берег, а люди сдались чилийским властям. Они были отправлены на материк и интенированы. Освобождены по окончании войны, 19 августа 1919 года.
После войны исходный владелец судна, компания Harriss, Irby and Vose исследовала останки Seeadler, и сочла его не подлежащим восстановлению.
В 1926 году в Германии был спущен на воду миноносец RM Seeadler. Его окрестила жена лейтенанта Клинга.
В 1958 году следующий Seeadler, торпедный катер, стал головным в серии из 10 катеров.
|