«Штир» ( нем. Stier )— немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны . HSK -6, бывшее грузовое судно «Каир» ( нем. Cairo ), в германском флоте обозначался как «Судно №23», во флоте Великобритании — «Рейдер „J"».
История создания
Судно было построено в 1936 году на верфи «Германиаверфт» и использовалось «Линией Атлас Левант».
После начала войны, в ноябре 1939 года, «Каир» был передан кригсмарине. Первое время использовался в качестве вспомогательного судна на Балтике , затем был переоборудован в минный заградитель и по плану должен был участвовать в операции «Морской лев» .
Весной—летом 1941 на верфи в Роттердаме был переоборудован во вспомогательный крейсер и вошёл в этом качестве в состав флота 9 ноября 1941 года под именем «Штир».
Прорыв через Ла-Манш
12 мая 1942 корабль под командой капитана цур зее Хорста Герлаха покинул Роттердам и с сильным охранением направился в Ла-Манш . На следующий день произошёл бой с британскими торпедными катерами, при этом один из них был потоплен, немцы потеряли два миноносца. Тем не менее, «Штиру» всё-таки удалось достигнуть французского Руайана , где он пополнил боезапас. Через несколько дней он уже держал курс на юг.
Это был последний удавшийся прорыв немецкого рейдера из Германии в Атлантику , все последующие попытки окончились неудачей.
Атлантика
В течение двух недель крейсирования в центральной части Атлантического океана не было встречено ни одного судна, 4 июня капитану Герлаху всё же улыбнулась удача в виде британского сухогруза «Гемстоун» следующий с грузом железной руды из южной африки в США. После предупредительных выстрелов судно остановилось, команда была с него снята, а само судно потоплено.
Спустя два дня был атакован танкер «Стэнвэк Калькутта», шедший под флагом Панамы . Он попытался отстреливаться, при этом было ранено два члена экипажа рейдера. Сам танкер был сильно повреждён огнём «Штира», погибло 14 человек, включая капитана судна. Оставшихся в живых членов экипажа подобрали на борт рейдера, а само судно добили торпедой.
10 июня «Штир» дозаправился с судна снабжения «Шарлотта Шлиманн», передав туда пленных с потопленных судов.
Началось длительное бесплодное плавание по Атлантике. Произошедшая в начале июля поломка имевшихся на борту самолётов существенно уменьшила разведывательные возможности рейдера. 27 июля «Штир» опять заправился с «Шарлотты Шлиманн», а через два дня встретился с другим вспомогательным крейсером — «Михелем» . Капитаны кораблей договорились о совместных действиях, однако они не принесли успеха.
9 августа был замечен британский сухогруз «Дэлхауз». В ответ на требование остановиться он открыл огонь, но после короткой перестрелки загорелся и, как и предыдущие жертвы немецкого рейдера, был добит торпедой. Опасаясь, что посланный судном сигнал мог быть принят военными кораблями противника «Штир», как и «Михель», покинул этот район океана, пути кораблей окончательно разошлись.
Весь следующий месяц рейдер тщетно обшаривал центральную часть Атлантического океана в поисках добычи. Попытка пристать к острову Гоф для мелкого ремонта тоже не удалась, помешало сильное волнение. Последний раз дозаправившись с «Шарлотты Шлиманн», Герлах продолжил поиски.
Бой со «Стефен Гопкинс» и гибель
В конце сентября он повстречал судно «Стефен Гопкинс». Завязался ожесточённый бой, в ходе которого «Штиру» удалось подавить сопротивление противника и потопить его. Однако на самом крейсере возник пожар, погасить который не получилось. Команда покинула корабль и один из прорывателей блокады доставил членов экипажа «Штира» на родину.