«Синано» ( яп. 信濃, англ. Shinano)— авианосец Dai-Nippon Teikoku Kaigun ( Императорского флота Японии ) времен Второй мировой войны — крупнейший авианосец того времени.
Строительство
Корабль «Синано» мог стать одним из четырех сверхмощных линейных кораблей типа «Ямато» . В авианосец его начали переоборудовать после битвы за Мидуэй , в которой Императорский флот потерял сразу четыре своих сильнейших авианосца.
Согласно Четвёртой программе пополнения флота— «Синано» был заложен 4 мая 1940 года (корпус №110), как 3-й из 4-х линкоров типа Ямато, на военно-морской верфи Йокосука (район Токио). Своё название корабль получил по названию префектуры в центре о. Хонсю; так же называется и самая длинная река в Японии.
В декабре 1941 года, после выполнения около 50% работ, строительство было заморожено (корпус №111 прекратили строить на месяц раньше). Только летом 1942 года было принято решение достраивать его уже как авианосец. Проект был разработан вице-адмиралом Фукуда (главный конструктор «Ямато») и начальником военно-морского технического отдела вице-адмиралом Сейити Ивамура.
Многое изменить уже было невозможно, бронирование конструктивно входило в состав силовой структуры корпуса— его удалось только уменьшить вдвое. Первоначальный проект предусматривал размещение 18 самолетов, но в окончательном удалось разместить 42 самолета (максимальная авиагруппа 47 самолетов— к примеру, в два раза меньший «Сёкаку» нёс 84 самолёта).
Синано был классифицирован как авианосец поддержки с задачей— обеспечения ударных авиагрупп первой линии (топливом, боеприпасами, резервными самолетами, ремонтом авиатехники).
До 1960 года «Синано» оставался крупнейшим авианосцем в мире, его превзошел атомный « Enterprise ». Так же он оказался единственным крупным кораблём современности, который не имеет официальных фотографий— во время постройки делать это было запрещено из соображений секретности, а из первого же своего похода корабль не вернулся.
Строительство велось ускоренными темпами, и к 5 октября 1944 года «Синано» был готов к спуску на воду. Однако во время спуска в сухом доке сорвало батопорт (ворота), хлынувшая в док вода подняла корабль с кильблоков и несколько раз ударила его о стенки дока. Были раненые и среди моряков, и среди гражданских лиц. Корабль пришлось ещё на три недели ставить в док для ремонта.
Командиром корабля 15 августа 1944 года был назначен тайса (капитан 1-го ранга) Тосио Абэ. Во время сражения у атолла Мидуэй он командовал 10-м дивизионом эскадренных миноносцев, с 1943 года— дивизией крейсеров. Когда «Синано» присоединился бы к боевым соединениям, Тосио Абэ должен был получить звание контр-адмирала. 18 ноября укомплектован для проведения испытания. 19 ноября на авианосце подняли военно-морской флаг.
Конструкция
Корпус
На бронирование приходилось 17694 т. Энергетическая установка (СЭУ) — та же, что и на «Ямато». Мог взять на борт 411 т авиатоплива, 96 т авиационных масел, 200 т воды. 4100 т приходилось на полетную палубу, которая была выполнена из 76-мм броневых плит на 19-мм стальной подложке (должна была выдерживать попадание 500 фунтовых бомб) Сама палуба покрыта смесью каучука и цемента.
У противников, в американских ВМС, авианосцы с бронированной палубой появились только после окончания войны ( «Мидуэй» , 1946 год).
Полетная палуба выполнена в виде надстройки (256м на 40 м), а островная надстройка скопирована с авианосца « Тайхо ». Ангар одноэтажный размерами: длина 167м, высота 5м. Самолетоподъемника два— носовой 15×14м, кормовой— 13×13м. Катапульт нет. Один 12-тонный кран. ПТЗ— идентична с головным кораблем, а количество водонепроницаемых отсеков было доведено до 1147.
Зенитное вооружение
По проекту должно было состоять из новых орудий « Тип 98 » (как на «Тайхо»), но из-за их отсутствия поставили « Тип 89 ». Малокалиберная зенитная артиллерия состояла из 35х3 25-мм автоматов « Тип 96 ». Перед выходом в первый поход дополнительно в срочном порядке разместили ещё 40 одноствольных автоматов. Установок НУР было 12, каждая 28-ствольная. Система Управления Зенитным Огнем— аналогична «Тайхо», но количество главных КДП доведено до 3.
Первый поход
Ввиду усиливающихся бомбардировок Японии авиацией ВВС и ВМС США для завершения всех работ было решено перевести «Синано» во Внутреннее море , на военно-морскую базу Куре. На корабль были помещены 50 самолётов и 9 катеров для камикадзе, собственная авиагруппа должна была разместиться на «Синано» уже после перехода.
Командир Абэ имел информацию о том, что вблизи побережья Японии действуют крупные силы американских подводных лодок. Но он рассчитывал, что большая скорость авианосца позволит ему оторваться от подводников, а значительная броня бортового пояса выдержит попадание нескольких торпед без особых повреждений.
Командиру «Синано» предлагали идти днём и держаться ближе к береговой черте, но он отдал приказ выйти ночью, для обеспечения скрытности, и следовать мористее.
В 18.00 28 ноября 1944 года «Синано» вышел в открытое море. Его сопровождал эскорт из эсминцев « Исокадзэ », « Юкикадзэ » и « Хамакадзэ » (все— типа « Кагэро »). Авиационного противолодочного прикрытия у корабля не было.
В 20.48 радар одиночной американской подводной лодки SS-311 «Арчерфиш» (командир— Джозеф Инрайт) обнаружил цель в 12 милях по пеленгу 30 градусов.
В 22.45 сигнальщики «Синано» обнаружили неопознанный корабль справа по курсу авианосца. На перехват вышел эсминец «Исокадзэ». Но приказом командира Абэ он был возвращён в строй— видимо, командир «Синано» не хотел распылять силы для охоты на сравнительно не опасную одиночную лодку.
Всю ночь «Арчерфиш» гналась за идущим 20-узловой скоростью противолодочным зигзагом ордером японских кораблей (уже идя на переход, «Синано» имел исправными 8 из 12 котлов). При этом около 22.30 «Синано» был вынужден уменьшить скорость до 18 узлов из-за перегрева одного из валов. Скорости авианосца и охотившейся на него подводной лодки сравнялись.
Гибель
В 3:17 29 ноября 1944 года SS-311 «Арчерфиш» произвела залп из носовых торпедных аппаратов. Всего было выпущено шесть торпед. Четыре из них попали в цель (когда в борт попала первая, пятая только покидала ТА)— все в центральную часть правого борта.
Сразу после торпедной атаки сопровождавшие «Синано» эсминцы атаковали лодку глубинными бомбами, сбросив всего 14 штук, но «Арчерфиш» благополучно ушёл из-под удара.
Командир «Синано», посчитав повреждения неопасными, принял решение продолжать движения с прежней скоростью. Недостроенный и не испытанный корабль оказался слишком уязвим для полученных повреждений. На «Синано» не было установлено всё необходимое оборудование— в частности, насосы для откачки воды. Водонепроницаемые переборки не были проверены на герметичность— в них имелись неплотности в местах прохода кабелей и других коммуникаций, не были уплотнены сальники трубопроводов и кабелей.
Команда авианосца на время перехода была набрана из экипажей других кораблей и была недостаточно сработанной, что не могло не отразиться на эффективности борьбы за живучесть корабля.
К 9:00 на «Синано» была полностью прекращена подача энергии. Крен составлял более 20 градусов.
Эсминцы сделали безуспешную попытку отбуксировать тонущий корабль ближе к берегу.
Около 10 часов началась операция по снятию команды, эсминцы подошли к гибнущему кораблю. В 10:55 «Синано» начал быстро погружаться в воду и затонул через 17 часов после выхода в свой первый боевой поход (через 7 часов после попадания торпед) в 65 милях от ближайшего побережья ( 33.116667 , 137.066667 33°07′00″ с.ш. 137°04′00″ в.д. / 33.116667° с.ш. 137.066667° в.д. (G) (O) )
Эсминцы эскорта во время спасательной операции приняли на борт 1080 человек из экипажа «Синано», 1 435 человек были объявлены пропавшими без вести.
Капитан 1-го ранга Абэ и находящийся при нём вахтенный сёи (младший лейтенант) Ясуда отказались покинуть тонущий корабль.
«Синано» погиб, как и все корабли типа «Ямато», в результате потери остойчивости (переворачивания).
«Синано» |
---|
信濃 |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Япония |
---|
Класс и тип судна | Авианосец |
---|
Порт приписки | Йокосука |
---|
Организация | Императорский флот Японии |
---|
Спущен на воду | 5 октября 1944 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 19 ноября 1944 года |
---|
Выведен из состава флота | 29 ноября 1944 года |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 71 890 т — полное 68 060 т— нормальное 64 800 т— стандартное. |
---|
Длина | 266 м |
---|
Ширина | 36,9 м— по корпусу 53 м— максимальная |
---|
Высота | 14,6 м |
---|
Осадка | 10,8 м |
---|
Бронирование | Борт— до 205мм, палуба— 75 мм |
---|
Двигатели | 12 котлов, 4 паровые турбины |
---|
Мощность | 153 000 л. с. (114 М Вт ) |
---|
Движитель | 4 |
---|
Скорость хода | 27,3 узла (50,6 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 10 000 морских миль (18 400 км) на скорости 18 узлов |
---|
Экипаж | 2400 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 16 × 127-мм, 12 × 120-мм орудий |
---|
Зенитная артиллерия | 45 × 25-мм, 22 × 13-мм зенитных автомата |
---|
Ракетное вооружение | 12 × 120-мм установок неуправляемых зенитных ракет |
---|
Авиационная группа | 18 истребителей A7M2 «Реппу», 12ударных самолетов B7A «Рюйсей» и 6разведчиков C6N1 «Сайюн» |
---|
|
|