«Стру́ма» — болгарское судно, на котором в декабре 1941года еврейские беженцы пытались эвакуироваться в Палестину , находившуюся в то время под британским управлением . 24 февраля 1942года судно, возможно, было потоплено действовавшей в Чёрном море советской подводной лодкой Щ-213 или подорвалось на мине. 768 пассажиров судна (из них 103— дети), за исключением одного , погибли.
Констанца— Стамбул
«Струма», спущенная на воду в 1867 и в 1942 ходившая под панамским флагом, была зафрахтована организацией румынских евреев, чтобы с согласия румынского правительства перевозить евреев в качестве нелегальных иммигрантов в Палестину. Уплаченная сумма была непропорционально большой по сравнению с ужасным состоянием судна . После отплытия 12 декабря 1941 из румынского порта Констанца то и дело ломались двигатели. Спустя несколько дней «Струма» достигла Стамбула .
Переговоры о разрешении на прибытие «Струмы» в Палестину
На протяжении десяти недель турецкое и британское правительства вели тайные переговоры о судьбе пассажиров, которых британцы не хотели впускать в Палестину, а турецкие власти не пускали на берег, чтобы те не остались в Турции. Поначалу британский посол в Стамбуле Хью Начбулл-Хьюджессен 20 декабря направил в Форин-офис предложение «не перекладывать ответственность на турецкое правительство и позволить беженцам продолжить свой путь в направлении Дарданелл и далее— в Палестину, где они, несмотря на свой нелегальный статус, могли бы получить гуманное обращение». Но Гарольд Макмайкл , Верховный комиссар Палестины , и Уолтер Гиннесс , министр по делам Ближнего Востока с канцелярией в Каире , были категорически против. Запрещая пассажирам «Струмы» въезд в Палестину, они ссылались на множество формальных причин, в том числе на то, что «беженцы со „Струмы" не являются „обладателями востребованных профессий" и потому будут „непродуктивным элементом населения"», и на необходимость «предотвратить проникновение нацистских агентов под прикрытием беженцев».
Согласно Р. Горчакову, реальному положению дел эти доводы не соответствовали: «Во-первых, беженцы не крали рабочие места, а создавали их: в военное время безработица в Палестине полностью исчезла именно благодаря непрерывно вступавшим в строй предприятиям. Они выпускали аккумуляторы и карбид , стекло и цемент, комплекты обмундирования и оружейную смазку. Все до единой мины , установленные англичанами против наступающих танков Роммеля , были изготовлены в Палестине— и сделали их отнюдь не арабы . Немало беглецов из нацистского ада нашли свои „рабочие места" в рядах сражающихся войск антигитлеровской коалиции …», а агентов нацистов англичанам скорее стоило искать среди арабских сторонников муфтия Хадж Амин аль-Хуссейни , итогом бесед которого с Гитлером стало формирование мусульманских формирований в составе вермахта , и среди тех «свыше 60% местного арабского населения», кто «с нетерпением» ждал «поражения Британской империи».
При этом, несмотря на все усилия, английским спецслужбам не удалось обнаружить хотя бы один случай «проникновения нацистских агентов под прикрытием беженцев» среди евреев . Кроме того, по некоторым данным, с 1941 остались неиспользованными тысячи сертификатов на въезд в Палестину
Санитарные условия и ситуация со снабжением на переполненном корабле становились всё хуже. Для 20 пассажиров в порядке исключения удалось достигнуть договорённостей, и в феврале 1942 на борту оставались 769 пассажиров. Во время переговоров о продолжении путешествия хотя бы для детей в возрасте от 11 до 16 лет турецкие власти распорядились отбуксировать корабль в открытое море.
Гибель судна
Несмотря на продолжавшиеся несколько недель работы по починке двигателя, он всё никак не заводился. На следующий день после буксировки, 24 февраля 1942 , «Струма» погибла в результате взрыва.
В 10.45 24 февраля 1942 «Щ-213» (командир— старший лейтенант Д.М.Денежко) выпустила одиночную торпеду по «крупному транспорту под болгарским флагом», после чего наблюдался взрыв и погружение цели. Несмотря на нестыковку целого ряда деталей, можно предположить, что в результате этой атаки на дно отправился болгарский речной пароход «Струма»
Однако нельзя исключить того, что произошел промах. По данным германского историка Ю. Ровера, «Струма» находилась без хода в 9 милях севернее пролива Босфор (по турецким данным, в 4-6 милях), а по донесению Д.М.Денежко «транспорт» шел с 3-узловой скоростью. Если командир ошибся и цель в действительности была неподвижна, тогда торпеда неминуемо прошла мимо. Д.М.Денежко наблюдал над атакуемым судном болгарский флаг, в то время как «Струма» шла в тот момент под панамским. По данным источников, точка гибели 41°26' с.ш. / 29°10' в.д. Глубина в этом месте около 90 метров. В 2000 году Грег Бакстон организовал подводную экспедицию по поискам судна. В точке с указанными координатами остов «Струмы» водолазы не обнаружили. Поэтому нельзя исключить возможность гибели «Струмы» не от торпеды, а на плавающих минах. Причем подорваться и затонуть она могла в точке, отстоящей от указанных координат на 5-10 миль.
Из всех пассажиров спасти удалось лишь одного— 19-летнего Давида Столяра , выжившего на одном из обломков до прибытия спасателей
Последующие события
После гибели «Струмы» подпольная еврейская организация « ЛЕХИ » выпустила постер «Разыскивается за убийство» с именем Макмайкла. В 1944 году «ЛЕХИ» организовала покушение на МакМайкла , сам он не пострадал, но его жена была ранена.
Организацией « ЛЕХИ » был выслежен и 6 ноября 1944 по дороге с работы домой убит Уолтер Гиннесс (барон Мойн) . Убийство вызвало проведение специальной военной операции против « Иргуна » и « ЛЕХИ »
В начале 2000-х на месте, где затонула «Струма», турецкие водолазы обнаружили останки корабля, идентичность которого, однако, не могла быть точно установлена. 3 сентября 2001 на месте катастрофы в море была проведена церемония памяти погибших с участием родственников пассажиров «Струмы», представителей еврейских общин Турции и послов Великобритании , Израиля и дипломатов США .
В израильских городах Ашдод и Холон установлены монументы памяти погибшим.
«Струма» |
---|
SS Struma англ. |
---|
|
---|
Памятник погибшим в Ашдоде
|
---|
Класс и тип судна | Пассажирское судно |
---|
Спущен на воду | 1867 |
---|
Выведен из состава флота | 24.02.1942 |
---|
Статус | пропало без вести, вероятно затонуло в результате попадания торпеды |
---|
|
|