« Такасаго » (高砂)— бронепалубный крейсер Японского Императорского флота . Построен по Второй чрезвычайной программе пополнения флота 1896 года. Участвовал в Русско-японской войне . Погиб, подорвавшись на русском минном заграждении 13 декабря 1904 года.
Получил название в честь живописной местности в префектуре Хёго .
Проектирование и постройка
Крейсер «Такасаго» спроектирован известным английским кораблестроителем Филиппом Уоттсом (впоследствии, автор первого линкора «Дредноут» ). Представляет собой улучшенный проект аргентинского бронепалубного крейсера «25-е мая» и является типичным представителем «элсвикских» крейсеров. Для улучшения мореходности корабль получил развитые полубак и полуют. Страдал недостаточной остойчивостью и был подвержен сильной бортовой качке. Чтобы повысить остойчивость, боевые марсы установлены ниже, чем на предшественниках.
Броневая защита из стальной гарвеевской брони была разработана с учётом противодействия 203-мм бронебойным снарядам. 203-мм орудия были прикрыты щитами толщиной 114-мм в лобовой части и 63-мм с бортов. Запас плавучести обеспечивался наличием 109 водонепроницаемых отсеков, 18 из которых находились в двойном днище.
История службы
После завершения строительства, крейсер совершил переход в Японию и 14 августа прибыл в порт Йокосука . В 1900 году крейсер в составе Международной эскадры принимал участие в подавлении восстания ихэтуаней в Китае . В 1902 году вместе с крейсером «Асама» совершил поход в Великобританию для участия в церемонии коронации короля Эдуарда VII , а также праздновании заключения первого англо-японского союза . Поход продолжался с 7 апреля по 28 ноября 1902 года, в ходе похода корабль прошел 24718 морских миль.
Русско-японская война
Перед началом русско-японской войны крейсер «Такасаго» вошел в состав 3-го боевого отряда 1-й эскадры Соединенного флота. 8 февраля 1904 года, при подходе главных сил Соединённого флота к Порт-Артуру крейсер «Такасаго» задержал русский пароход «Маньчжурия» (впоследствии под именем «Канто» вошёл в состав Японского флота). 9 февраля 1904 года крейсер в составе своего отряда принял участие в бою с 1-й Тихоокеанской эскадрой ведя огонь по «Аскольду» и «Баяну» . В дальнейшем неоднократно вел разведку, обеспечивал действия миноносцев и брандеров, корректировку перекидной стрельбы. 25 февраля участвовал в потоплении миноносца «Внушительный» . 13 апреля «Такасаго» в составе своего отряда вел бой с крейсером «Баян» , вышедшем на помощь миноносцу «Страшный» . 15 мая 1904 года «Такасаго» принял часть экипажа броненосца «Ясима» , затонувшего после подрыва на минах, выставленных русским минным заградителем «Амур» . 23 июня при выходе русской эскадры в море «Такасаго» в составе отряда вёл наблюдение за действиями русских кораблей. 10 августа «Такасаго» принимал участие бою в Жёлтом море с пытавшейся прорваться 1-й Тихоокеанской эскадрой. 15 августа «Такасаго» в составе своего отряда прибыл к порту Циндао для наблюдения за прибывшими туда после боя броненосца «Цесаревич» и миноносцев « Бесшумный », « Бесстрашный » и « Беспощадный ». После того, как командир 3-го отряда контр-адмирал С. Дэва удостоверился в том, что русские корабли интернированы, отряд убыл к главным силам. В октябре 1904 года «Такасаго» убыл на ремонт в Японию. После завершения ремонта крейсер вернулся в состав флота.
В ночь с 12 на 13 декабря 1904 года в районе 37 миль южнее Порт-Артура крейсер «Такасаго» подорвался на мине, предположительно выставленной миноносцем «Сердитый» . Несмотря на усилия экипажа предотвратить поступление воды, выправить крен не удалось. Командир корабля отдал приказ экипажу выйти на верхнюю палубу и приступить к спуску шлюпок. Команда, трижды прокричав « банзай » с военными песнями ожидала затопления корабля. В 01.10 13 декабря крейсер перевернулся на левый борт и через 23 минуты полностью затонул. Все шлюпки, кроме одной, были затянуты водоворотом. На место катастрофы прибыл крейсер «Отова» , начавший спасение людей. В условиях сильного ветра со снегом и большой волны, удалось подобрать 162 человека (из них 6 умерло), в том числе командира корабля капитана 1-го ранга Исибаси. Всего погибло 280 человек (в том числе 23 офицера и кондуктора, 257 нижних чинов и вольнонаёмных)
«Такасаго» |
---|
高砂 |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | |
---|
Класс и тип судна | бронепалубный крейсер |
---|
Изготовитель | Верфи Армстронга ( Элсвик , Великобритания ) |
---|
Заказан к постройке | 1896 |
---|
Строительство начато | апрель 1897 |
---|
Спущен на воду | 18 мая 1897 |
---|
Введен в эксплуатацию | 17 мая 1898 |
---|
Выведен из состава флота | 15 июня 1905 |
---|
Статус | погиб после подрыва на русской мине в районе Порт-Артура 13 декабря 1904 |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 4227 т |
---|
Длина | 118,2 м |
---|
Ширина | 14,78 м |
---|
Осадка | 5,18 м |
---|
Бронирование | палуба: 63 мм (скосы 114 мм) щиты 203-мм орудий: 63-114 мм щиты 120-мм орудий: 63 мм
|
---|
Двигатели | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения 12 котлов (4 двойных, 4 простых) |
---|
Мощность | 15500 л.с. |
---|
Движитель | 2 винта |
---|
Скорость хода | 22,5 узла максимальная |
---|
Дальность плавания | 5500 миль на ходу 10 узлов |
---|
Экипаж | 425 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 2×1 203-мм 10×1 120-мм 12×1 76-мм 6×1 42-мм |
---|
Минно-торпедное вооружение | 5 × 457-мм ТА |
---|
|
---|
|
|