«Тбилиси» (ранее «Тифлис» ) — лидер эскадренных миноносцев проекта 38 , построенный для Военно-Морского Флота СССР . Состоял на службе в Тихоокеанском флоте , участвовал в советско-японской войне .
Строительство
Первоначально был заложен 15 января 1935 года на заводе №198 в Николаеве, но через полтора года, 10 августа 1936 года перезаложен на заводе №199 в Комсомольске-на-Амуре . Был спущен на воду 24 июля 1939 года спущен на воду, где и достраивался. Весной 1940 года «Тбилиси» был отбуксирован во Владивосток , а на нём параллельно проводились швартовые испытания. Это позволило начать заводские ходовые испытания уже вскоре после прибытия во Владивосток. 11 декабря 1940 года был зачислен в состав Тихоокеанского флота.
Служба
Во время Великой Отечественной войны
С началом Великой Отечественной войны корабль фактически являлся учебным, то есть был базой для отработки средств и методов защиты кораблей. К концу 1941 года лидер был оборудован штатной системой размагничивания. При формировании в ноябре 1942 года Отряда легких сил Тихоокеанского флота лидер возглавил 2-й дивизион эскадренных миноносцев.
Поскольку на корабле была установлена система размагничивания, то в июле–августе 1943 года на «Тбилиси» проходили исследования воздействия размагничивающего устройства. По материалам этих опытов разрабатывалась методика расчета распределенных обмоток на кораблях для защиты от размагничивания.
Война с Японией
8 августа 1945 года корабль, состоявший в 1-й дивизии эскадренных миноносцев, был включен в состав действующих сил флота. 12 августа из бухты Золотой Рог под флагом командующего флотом И.С.Юмашева корабль высадил роту десанта в составе 100 автоматчиков 354-го отдельного батальона морской пехоты в бухту Витязь (залив Посьета). Командовал ротой старший лейтенант Захарченко. В тот же день на торпедных катерах она была доставлена и высажена в корейском порту Расин в составе основных сил десанта. Этим и ограничились боевые действия корабля.
После войны
3 сентября 1945 года лидер был выведен из состава действующих сил Тихоокеанского флота и поставлен в ремонт. После ремонта 12 января 1949 года был переклассифицирован в эсминец, а затем прошёл очередной ремонт во Владивостоке . 18 апреля 1958 корабль был выведен из боевого состава и превращен в судно-цель «ЦЛ-50», а через год переименован в «ТСП-50».
31 января 1964 исключен из списков флота и затем разобран на металл на базе Главвторчермета во Владивостоке. Это был единственный лидер эскадренных миноносцев в составе Тихоокеанского флота.
«Тбилиси» |
|
|
Служба: |
СССР |
Класс и тип судна |
лидер эскадренных миноносцев |
Порт приписки |
Владивосток |
Организация |
ВМФ СССР |
Изготовитель |
Судостроительный завод в Николаеве и Амурский судостроительный завод |
Строительство начато |
15 января 1935 ( Николаев ), затем 10 августа 1936 ( Комсомольск-на-Амуре ) |
Спущен на воду |
24 июля 1939 |
Введен в эксплуатацию |
11 декабря 1940 |
Выведен из состава флота |
31 января 1964 |
Статус |
разобран на металл |
Основные характеристики |
Водоизмещение |
2265 т |
Длина |
127,5 м |
Ширина |
11,7 м |
Осадка |
4,14 м |
Бронирование |
нет |
Двигатели |
3 паровых турбины |
Мощность |
66 000 л. с. |
Движитель |
3 |
Скорость хода |
43 узла |
Дальность плавания |
2100 морских миль |
Экипаж |
250 человек |
Вооружение |
Артиллерия |
5×1 130-мм Б-13 |
Зенитная артиллерия |
2×1 45-мм 21-К 2×1 76-мм 34-К |
Минно-торпедное вооружение |
2×4 533-мм торпедных аппаратов |
|
|