Ура́л — русский вспомогательный крейсер , участвовавший в Цусимском походе и сражении 2-й Тихоокеанской эскадры .
Постройка
Под названием «Шпрее» ( Spree ) был заказан германской компанией «Северогерманский Ллойд» ( Norddeutscher Lloyd , NDL) заводу «AG Vulcan» в Штеттине . Второй в серии из двух однотипных океанских лайнеров (первый носил название «Хафель» [ Havel ]). Заложен под стапельным номером 194. 17 мая 1890 года был спущен на воду, 6 октября того же года был принят заказчиком, а уже 11 октября вышел в первый трансатлантический рейс на линии Бремен — Саутгемптон — Нью-Йорк .
В гражданском флоте
«Шпрее»
18 декабря 1891 года спас с горящего парохода «Абиссиния» компании «Гийон Лайн» ( Guion Line ) 60 пассажиров и 88 членов команды.
26 ноября 1892 года приблизительно в 1000 милях от Куинстауна на лайнере произошла поломка главного вала, приведшая к затоплению двух отсеков. «Шпрее» с 750 пассажирами на борту, не имея ходя и осев на корму , два дня дрейфовал в океане, пока его не заметил и не взял на буксир лайнер «Лэйк Гурон» компании «Бивер Лайн» ( Beaver Line ).
В 1893 году, после ремонта в Милфордхейвене, «Шпрее» вновь вышел на линию, но в декабре 1895 года налетел на риф , где провёл, лишившись хода, несколько дней. После ремонта в Германии в декабре 1896 года был переведён на линию Шербур — Нью-Йорк .
2 июля 1897 года, после очередной поломки вала, в течение трёх дней дрейфовал в море. 5 июля был случайно замечен и взят на буксир пароходом «Мэйн» компании «Атлантик Транспорт Лайн» ( Atlantic Transport Line ).
После ремонта в Саутгемптоне 16 ноября 1897 года «Шпрее» вышел в последний рейс по маршруту Бремен—Саутгемптон—Нью-Йорк. После этого компания решила переделать лайнер в двухвинтовой, одновременно сменив его название.
«Кайзерин Мария-Терезия»
На верфи в Штеттине лайнер прошёл модернизацию, в ходе которой его корпус удлинили на 20 м, чтобы разместить механизмы большей мощности. Была установлена третья дымовая труба.
В июне 1899 года под названием «Кайзерин Мария Терезия» пароход прошёл ходовые испытания в Северном море , после чего вновь вернулся на Балтику. Однако в первых же рейсах лайнер налетел на мель и получил сильную течь. Снятый с мели двумя спасательными судами и двумя кораблями ВМС Германии, он собственным ходом отправился на ремонт в Штеттин, но неподалеку от порта снова сел на мель, с которой его снимали пять буксиров и ледокол .
13 марта 1900года лайнер вышел из Бремена в Саутгемптон и дальше— в Нью-Йорк. 4 февраля 1901года спас в Северной Атлантике команду погибшей британской шхуны «Павия». Всего «Кайзерин Мария Терезия» совершила 29 рейсов на этой линии, семь раз — с заходом в Средиземное море. Но к этому времени суда этого типа стали убыточными, и 26 сентября 1903года вернувшийся из рейса пароход был поставлен на прикол.
В российском военном флоте
Перевооружение
В марте 1904 года российское Морское ведомство через посредническую фирму вступило с NDL в переговоры о приобретении лайнера. В целях секретности было объявлено, что пароход приобретается для Добровольного флота . Цена контракта составила 2,5млн руб. 6 апреля того же года вновь приобретенное судно прошло ходовые испытания. При средней мощности механизмов 18110 и. л. с. была достигнута средняя скорость 20,35 уз. Максимальная мощность составила 19328 л. с, а максимальная скорость— 22 уз. Штатный запас угля составлял 2760 т. В каюты эмигрантского класса мог быть загружен дополнительный запас— в таком случае 13-узловым ходом лайнер мог пройти до 10300 миль без пополнения топлива.
21 апреля 1904 года в Либаве комиссия Морского ведомства приняла судно у прежних владельцев (приказ №164). 24 апреля на судне подняли флаг Добровольного флота, после чего началась его переделка его во вспомогательный крейсер . 28 мая решением Адмиралтейств-Совета пароход под наименованием «Урал» был зачислен во второй ранг судов флота.
Для вооружения корабля использовали артиллерию, приобретенную русскими военно-морскими агентами за границей: два 120-мм/45 орудия Канэ (побортно на полуюте), четыре 76-мм/40 орудия Армстронга (двана шканцах и двана полубаке ), восемь 57-мм пушек Гочкиса (два на шканцах, и шесть на центральной надстройке— четыре из них в носу и два в корме) и два пулемёта. За счет помещений эмигрантского класса запас топлива довели до 4260 т. Также на «Урале» установили станцию беспроволочного телеграфа и два боевых прожектора. Экипаж крейсера составлял 19 офицеров и 491 нижний чин.
13 июля приказом № 135 генерал-адмирал зачислил пароход в список судов флота в класс крейсеров II ранга.
Вместе с другими балтийскими вспомогательными крейсерами «Урал» предполагали использовать в операциях против контрабандных судов в Атлантике, у северо-западного побережья Африки, островов Капе-Верде и в районе Гибралтарского пролива .
Крейсерская служба в Атлантике
15 июля 1904 года вспомогательные крейсера «Урал» и « Дон » вышли в крейсерское плавание в Атлантику. Обогнув Англию вокруг Шетлендских островов , крейсера вышли 26 июля на параллель Лиссабона , где разделились — «Урал» направился к мысу Финистерре .
4 августа, не дождавшись «Дона» в условленной точке рандеву , «Урал» взял курс на бухту Виго , куда прибыл утром 7 августа с одной работающей динамо-машиной и 1200 т угля на борту. В порту командир крейсера капитан 2-го ранга Истомин встретился с русским агентом, который передал ему телеграмму управляющего Морским министерством адмирала К. Ф. Авелана с приказом вернуться в Либаву.
В тот же день, приняв на борт свежую провизию, «Урал» направился в Либаву, куда прибыл 12 августа.
В ходе крейсерского рейда «Урал» прошел 6568 миль, израсходовал 3480 т угля и досмотрел 12 пароходов.
Цусимский поход и сражение
В Либаве на «Урале» началась подготовка к переходу на Дальний Восток. На крейсере установили мощную радиостанцию, способную вести переговоры с Владивостоком во время плавания. 14 октября «Урал» провел артиллерийские стрельбы у маяка Оденсхольм .
14 ноября «Урал» самостоятельно вышел из Либавы и отправился вдогонку за судами Второй эскадры флота Тихого океана. 16 ноября в 210 милях от Берлина крейсер вынужден был стать на якорь в связи с поломкой рулевой машины. Утром 17 ноября при запуске паровой машины сломался поршень цилиндра , в результате чего корабль лишился динамо-машины.
20 ноября в Бискайском заливе крейсер попал в шторм. Из-за перерасхода угля возникла опасность не дойти до угольной станции в Дакаре . Командир крейсера принял решение снизить обороты. 25 ноября судовые механики восстановили поршень динамо-машины. 26 ноября «Урал» пришел в Дакар.
27 ноября крейсер получил из Морского Главного Штаба телеграмму с приказом перехватить немецкий пароход «Самбия» с 236 полевыми и 93 горными орудиями для японской армии. Забрав все имевшиеся в Дакаре запасы угля (1811 т), крейсер вышел в район островов Зелёного мыса , где оставался до 7 декабря. Однако выполнить приказ, не располагая сведениями о маршруте «Самбии», крейсер не смог и продолжил свой путь к мысу Доброй Надежды .
28 декабря «Урал» прибыл в Носси-Бэ, куда несколькими днями раньше прибыли крейсера отряда контр-адмирала Д.Г.Фелькерзама . В тот же день приказом командующего №192 «Урал» был включен в состав Разведывательного отряда.
Во время бункеровки матрос крейсера умер от солнечного удара. 2 января на Мадагаскаре сорвавшейся грузовой стрелой тяжело ранило лейтенанта С.В.Евдокимова и убило прапорщика по механической части А.А.Попова, которого похоронили на местном кладбище.
В начале февраля на корабле возникли напряженные отношения между командиром и старшим офицеромс одной стороны и офицерамис другой. Командир корабля Истомин назвал одного из лейтенантов сумасшедшим, а тот в ответ отказался подчиняться распоряжениям командира, направив ему рапорт в довольно резких тонах. 8 февраля суд признал лейтенанта виновным и приговорил его к увольнению с флота с лишением всех чинов и орденов, но приговор заменили четырьмя месяцами «домашнего» ареста в каюте.
3 марта «Урал» вместе с эскадрой покинул Носси-Бэ. После прохода Малаккским проливом , опасаясь диверсий со стороны японцев, командующий эскадрой построил Разведочный отряд (« Светлана », «Терек», «Кубань», «Урал», «Днепр» и «Рион») фронтом перед эскадрой.
31 марта эскадра встала на стоянку в бухте Камрань . 6-7 апреля «Урал», «Кубань» и «Терек» отконвоировали из Камрани в Сайгон транспорты «Воронеж», «Киев» и «Князь Горчаков».
К 12 мая все вспомогательные крейсера Разведочного отряда, за исключением «Урала», отделились от эскадры для самостоятельных действий на неприятельских коммуникациях, а в отряд для усиления из Крейсерского отряда был передан крейсер « Алмаз ». При входе эскадры в Корейский пролив все три корабля в передовом дозоре. Когда в эфире стали слышны переговоры японского флота, командир крейсера Истомин обратился к командующему с предложением использовать мощную радиостанцию «Урала» для глушения неприятеля, но Рожественский ответил: «Не мешать японцам телеграфировать».
Перед началом боя, в 8 часов утра, Разведочный отряд получил приказ командующего перейти в конец колонны для охраны транспортов. «Урал» занял позицию на правом траверзе. При появлении главных сил японского флота транспорты и корабли охраны расположились справа от колонны главных сил эскадры. «Урал» в составе Разведочного отряда занял позицию позади транспортов.
Огромный небронированный «Урал» был очень удобной целью, и японцы накрыли его практически первым залпом— снаряд взорвался в корме. Потом крейсер получил еще несколько попаданий, а в 15:35 снаряд пробил корпус корабля ниже ватерлинии в носовой части с левого борта. Вода быстро затопила прилегающие отсеки и патронный погреб. Крейсер накренился на нос и левый борт. Еще один снаряд вывел из строя рулевой привод, пришлось управляться машинами. В результате «Урал» начал рыскать на курсе и навалился носом на корму идущего впереди « Жемчуга », помяв ему лопасти правого винта и разбив заряженный минный аппарат (мина, к счастью, не взорвалась).
Попытки завести на ходу пластырь не увенчались успехом, и когда еще один снаряд пробил корпус по миделю правого борта ниже ватерлинии, командир крейсера просигналил: «Имею пробоину, которую не могу заделать собственными силами»,— и приказал команде покинуть корабль. Однако средства борьбы за живучесть были еще далеко не исчерпаны— вода заполнила лишь один трюм, а благодаря пробоинам в противоположных бортах крейсер встал практически на ровный киль, хотя и с дифферентом на нос. И все же «Урал» застопорил ход и открыл кингстоны.
На призыв о помощи откликнулся только миноносец «Грозный». Около 17 часов, подойдя к «Уралу», он принял девять человек команды. Остальные разместились в шлюпках, направившись к транспорту «Анадырь», крейсеру «Светлана», буксирному пароходу «Свирь» и трем миноносцам, находившимся неподалеку.
В 17.40 1-й боевой отряд японского флота оказался рядом с дрейфовавшим крейсером. Не зная, что корабль покинут командой, японцы обстреляли его тяжелыми снарядами, но «Урал» держался на воде. В 17:40 его добил торпедой японский корабль (по разным данным авизо «Тацута» или броненосец « Сикисима » ). Во время обстрела случайным снарядом разбило одну из шлюпок.
Всего в бою погибло 22 и было ранено 6 (1 офицер и 5 нижних чинов) членов команды. Девять человек доставил во Владивосток миноносец « Грозный ». 337 человек (лейтенанты М.А.Кедров , М.Р.Анцев , прапорщик A. M. Шпернгер, врач Б.А.Гужевский , священник отец Маркел, 5 кондукторов , 325 нижних чинов и 2 вольнонаемных) подобрал транспорт «Анадырь». Еще 96 человек (офицер, два кондуктора и 93 нижних чина) эвакуировал буксирный пароход « Свирь », в 7 часов утра 17 мая передавший их на транспорт «Ярославль».
Оставшиеся 57 человек высадились со шлюпок на японский берег и были взяты в плен. В провинции Нагато , в районе бухты Сузи, к берегу прибило баркас с тремя офицерами, кондуктором и 30 нижними чинами. Другой баркас одним офицером и 22 нижними чинами на борту оказался в провинции Ивами в 12 милях к западу от порта Хамада .
«Урал» |
|
|
Служба: |
Россия |
Класс и тип судна |
Вспомогательный крейсер |
Порт приписки |
Либава |
Организация |
Вторая Тихоокеанская эскадра |
Изготовитель |
«Вулкан» |
Спущен на воду |
17 мая 1890 года |
Введен в эксплуатацию |
6 октября 1890 года |
Выведен из состава флота |
2 сентября 1905 года |
Статус |
Потоплен |
Основные характеристики |
Двигатели |
1890: 1 × ВТР, 10 огнетрубных котлов |
Мощность |
18 110/19 328 л. с. |
Движитель |
2 |
Скорость хода |
20,35/22 узла |
Дальность плавания |
10 300 морских миль на скорости 13 узлов |
Экипаж |
19 офицеров и 491 нижний чин |
Вооружение |
Артиллерия |
2 × 120-мм/45, 4 × 76-мм/40, 8 × 57-мм Гочкиса, 2 пулемёта |
|
|