27 января 1965 года Б-26 зачислена в списки кораблей ВМФ. В 1963 году возобновилась традиция присвоения кораблям индивидуальных наименований и Ярославская область попросила Северный флот возобновить шефские связи с подводниками. В результате было установлено шефство над данной подлодкой; ей 15 февраля 1965 года было присвоено наименование «Ярославский комсомолец». 16 мая 1965 года заложена на эллинге судостроительного завода № 196 «Судомех» в Ленинграде. 10 октября 1965 года спущена на воду, после чего переведена по внутренним водам на сдаточную базу завода в Северодвинск, где прошла сдаточные испытания.
24 марта 1966 года вступила в строй. Служила в составе 4-й эскадры подводных лодок Северного флота, базировалась в Екатерининской гавани города Полярный. 2 апреля 1970 года переименована в Б-826. Совершила более десяти океанских походов, участвовала в многочисленных учениях.
В начале 1969 года в составе отряда советских кораблей находилась у побережья Ганы с целью оказания давления на эту страну по освобождению двух захваченных траулеров с командами, в составе отряда посетила с дружественным визитом порты Конакри (Гвинея) и Лагос (Нигерия).
В 1970—1971, 1972, 1975—1976 годах выполняла задачи боевой службы в Средиземном море.
С 22 ноября 1977 года по 9 июля 1978 года: Б-826 «Ярославский комсомолец» вместе с подлодкой Б-4 «Челябинский комсомолец» и научно-исследовательским судном «Полюс» с задачей замера гравиметрического поля Земли ходила в южные широты Атлантического и Индийского океанов, были посещены порты Конакри (Гвинея), Луанда (Ангола) и Порт-Луи (Маврикий).
В 1982 году трижды выходила из Конакри на перехват английских конвоев, возвращавшихся от Фолклендских островов. Дважды была на грани боевого столкновения. На вооружении имела 22 торпеды из них 2 с ядерными боеголовками. Был приобретен уникальный опыт маневрирования среди айсбергов Южной Атлантики. В том же году при стоянке в Луанде подверглась нападению с воздуха самолетом с опознавательными знаками ЮАР. Получила пробоины балластных цистерн. Были ранены вахтенный офицер и два матроса. Раненым была оказана квалифицированная медицинская помощь прямо на борту ПЛ. На рейде Конакри ПЛ «Ярославский комсомолец» осуществляла морскую блокаду Гвинеи с целью недопущения высадки сил оппозиции на берег во время президентских выборов 1982 г. В Лагосе произошел конфликт из-за отказа вахтенного офицера допустить на борт представителей особого отдела КГБ СССР. Дело едва не дошло до стрельбы.
В 1982 году, выполняя задачи боевой службы, посетила порты Луанда (Ангола) и Лагос (Нигерия). В 1983 году выполняла задачи боевой службы в Баренцевом и Балтийском морях. В 1984—1985, 1986—1987 и 1988 (заход в порт Тунис) годах — на Средиземном море.
Проходила ремонт на СРЗ «Севморпуть» в посёлке Роста в Мурманске в 1974 году, на КМОЛЗ в Кронштадте в 1979—1980 годах, в порту Тиват (Югославия) в 1984 году.
19 августа 1990 года при производстве замеров в Мотовском заливе из-за ошибки капитана столкнулась со стоящим на якоре судном СФП-240. Получила повреждения обтекателей ГАС; не восстанавливалась. 24 июня 1991 года «Ярославский комсомолец» выведен из боевого состава ВМФ, поставлена на отстой в Екатерининской гавани. Экипаж в основном переведён на подводную лодку проекта 877 типа «Варшавянка». Около 1996 года отбуксирована и поставлена на отстой в губе Сайда. Около 2003 года на судоразделочной базе в посёлке Белокаменка частным предприятием разделана на металл.
Б-26 (Б-826) «Ярославский комсомолец» |
|
|
|
|
Порт приписки |
Полярный
|
Спуск на воду |
10 октября 1965 |
Выведен из состава флота |
24 июня 1991 |
Современный статус |
около 2003 года разделана на металл |
Основные характеристики
|
Тип корабля |
Большая подводная лодка |
Обозначение проекта |
проект 641
|
Разработчик проекта |
ЦКБ-18
|
Главный конструктор |
С. А. Егоров, З. А. Дерибин |
Классификация НАТО
|
Foxtrot class |
Скорость (надводная) |
16,8 узла |
Скорость (подводная) |
16,0 узлов |
Рабочая глубина погружения |
280 м |
Предельная глубина погружения |
320 м |
Автономность плавания
|
90 суток |
Экипаж |
70 человек (в т.ч. 12 офицеров) |
Размеры
|
Водоизмещение
надводное
|
1952 т |
Водоизмещение подводное |
2475 т |
Длина наибольшая (по
КВЛ
)
|
91,3 м |
Ширина корпуса наиб. |
7,4 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
5,9 м |
Силовая установка
|
Дизель-электрическая, трёхвальная.
- Три дизеля 37Д по 2000 л.с.,
- Электромоторы 1 x ПГ102, 2700 л.с., 2 x ПГ101, 1350 л.с.,
- Электромотор экономичного хода ПГ104, 140 л.с.
-
АБ
: 4 группы по 104 элемента типа 46СУ
|
Вооружение
|
Торпедно-
минное вооружение
|
6 x 533-мм носовых, 4 x 533-мм кормовых
ТА
, 22 торпеды или 32 мины
|
|