Энцеклопедия кораблей
Пятница, 29.03.2024, 08:26



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Блог ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Ледокол [54]
Эскадренный миноносец [391]
Речные пассажирские суда [8]
Круизные суда [82]
Парусные линейные корабли [1]
Дредноут [1]
Пассажирское судно [35]
Теплоход [55]
Линкор [33]
Фрегат [74]
Танкер [11]
Сухогруз [6]
Учебные корабли [8]
Буровое судно [5]
Парусные линейные корабли [2]
Теплоходы [20]
Линейные крейсера [15]
Паромы [25]
Шхуна [2]
Подводные лодки [50]
Авианосцы [73]
Военные корабли [1]
Лёгкий крейсер [44]
Пароходы [33]
Вспомогательный крейсер [6]
Линейный корабль (парусный) [296]
Корабль 6 ранга [1]
Миноносец [81]
Королевская яхта [13]
Научно-исследовательские суда [39]
Грузовое судно [8]
Шлюп [10]
Тяжёлый крейсер [5]
Бронепалубный крейсер [64]
Барк [11]
Галера [10]
Контейнеровоз [2]
Корвет [14]
Броненосец [57]
Бригантина [2]
Бомбардирский корабль [2]
проа [1]
Бриг [15]
Галеон [5]
Клипер [12]
Джонка [2]
Ладья [1]
Катер [4]
Каравелла [4]
Трирема [2]
Каракка [6]
Яхта [4]
Канонерская лодка [32]
Большой противолодочный корабль [36]
Тяжёлый авианесущий крейсер [3]
Ракетный крейсер [9]
Броненосный крейсер [26]
Крейсера проекта 1144 [1]
Крейсер [23]
Малый ракетный корабль [8]
Буксир [4]
Моторная яхта [1]
Госпитальное судно [7]
Лидер эскадренных миноносцев [5]
Сторожевой корабль [6]
Судно на подводных крыльях [6]
Пожарное судно [2]
Вспомогательные корабли и суда [10]
Пароходофрегат [2]
Малый противолодочный корабль [19]
Тримаран [1]
Монитор [20]
Тральщик [5]
Минный крейсер [5]
Минный заградитель \ Минный катер [9]
Моторные яхты [4]
Сторожевые корабли [15]
Океанские лайнеры [18]
Вертолётоносец [2]
Десантные корабли [3]
Буровые суда [1]
Десантный корабль [5]
Разведывательные корабли [3]
Парусное судно [1]
Ракетный катер [5]
Шнява [1]
Люгер [2]
Траулер [2]
Торпедный катер [2]
Доковое судно [1]
Гражданские суда [1]

Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Главная » 2012 » Май » 16 » HMS Argus (1917)
18:16
HMS Argus (1917)

HMS Argus (ЕВК «А́ргус», от имени мифологического Аргуса, шестой британский военный корабль с таким именем) — авианосец КВМФ Великобритании, первый в мире авианосец классической компоновки (с плоской взлётно-посадочной палубой). Принят на вооружение 16 сентября 1918 года. Будучи недостаточно быстроходным для активных совместных действий с линейными кораблями и крейсерами флота, «Аргус», относимый обычно к первому поколению авианосцев (перестроенных из различных судов), стал экспериментальным полигоном для развития концепции морской авиации в целом и авианесущего корабля в частности, а также учебным судном.

История создания и конструкция

Первоначально корабль был заложен как пассажирский лайнер Conto Rosso («Конто Россо») для итальянской судоходной компании Lloyd Sabaudo Line. Однако, начавшаяся Первая мировая война изменила планы и судостроителей, и заказчиков. Строительство было приостановлено. В августе 1916 года Адмиралтейство решило ответить согласием на предложение Beardmore commercial yard выкупить недостроенный корпус достаточно большого лайнера и перестроить в гидроавиатранспорт. Однако, уже в ходе переоборудования было принято решение перестроить его в авианосец для палубных самолётов с колёсным шасси.

В конструкцию бывшего пассажирского лайнера было внесено множество новаторских по тем временам изменений, таких как плоская полётная палуба, горизонтальные дымоводы, для вывода дыма за кормовую оконечность авианосца, комплект тормозных тросов — предшественник аэрофинишеров. «Аргус» часто подвергался изменениям и модификациям, служа своеобразной моделью авианосца в натуральную величину для проверки идей и внедрения новшеств, впоследствии применявшихся при строительстве других авианосцев.

«Аргус» имел локальное бронирование: погреба боезапаса защищали двухдюймовые плиты. Первоначально артиллерийское вооружение авианосца состояло из двух орудий и четырёх зенитных пушек калибра 102-мм. Две зенитные пушки были установлены в носовой части авианосца, на верхней палубе. Они потребовали обустройства специальных проёмов в полётной палубе для ведения огня. Две других зенитные пушки были установлены в кормовой части корабля, за кормовым свесом полётной палубы.

К началу Второй мировой войны «Аргус» имел две зенитных пушки калибром 102 мм и двенадцать 12,7-мм пулемётов «виккерс». В 1942 году его перевооружили, оснастив четырьмя орудиями калибра 102 мм, тринадцатью 20-миллиметровыми «эрликонами» и шестнадцатью 12,7-мм пулемётами.
HMS Argus в конце 20-х годов XX века
История RN Ensign
Тип: авианосец
(построен на основе корпуса недостроенного пассажирского лайнера)
Класс: Argus
Флаг: Великобритания
Постройка: William Beardmore & Co. ( Далмюир , Флаг Шотландии )
Заказан:
Заложен: Июль 1914 года
Спущен на воду: 2 декабря 1917 года
Принят на вооружение: 16 сентября 1918 года
Снят с вооружения:
Текущее состояние: разделан на металлолом
Тактико-технические характеристики на сентябрь 1939 года
Водоизмещение: 14450 тонн стандартное;
16570 тонн полное
Размерения: 172,5м x 20,7м x 6,4м
Силовая установка: 8 паровых котлов Адмиралтейского типа , 4 паровых турбины Parsons
Движитель:
Скорость: 20узлов
Запас хода:
Экипаж: 496
Вооружение
Авиагруппа: Sopwith Cuckoo (октябрь 1918)
Бронирование
Погреба: 51 мм
В конце 1943 года к этому вооружению добавили ещё восемь 7,7-мм пулемётов.

Введение в строй «Аргуса» подстегнуло конструкторскую мысль и в других странах. В США в авианосец был перестроен флотский угольщик USS Jupiter, получивший название USS Langley.

Оценка проекта

С формальной точки зрения проект авианосца вряд ли можно описать, как особо удачный, поскольку корпус пассажирского лайнера трудно считать в полной мере пригодным для строительства боевого корабля, несмотря на проведённые модернизации. Небольшое водоизмещение влекло за собой малую самолётовместимость, а тихоходность не позволяла авианосцу действовать совместно с линейным флотом. Неудачной следует признать и систему дымоотведения. Критике моряков подвергалось и отсутствие надстройки. Вместе с тем, «Аргус» являлся во многом экспериментальной конструкцией, позволившей опробовать на практике как компоновочные решения, так и технические средства флотской авиации.

История службы

ЕВК «Аргус» официально был принят на вооружение 16 сентября 1918 года и был введён в состав Гранд-Флита. 21 октября на его борт прибыла эскадрилья Sopwith Cuckoo. Планировалось использовать «Аргус» для атаки Флота «Открытого Моря» на якорной стоянке, однако заключённое перемирие отменило эти планы. Эскадрилья была отписана от «Аргуса» 14 апреля 1919 года.

«Коробочка для мелочей»

Авианосец получил забавное прозвище «Ditty Box», так в англоязычных флотах называется коробочка для различных мелочей, таких как нитки, иголки, пуговицы и т. п. Этот случай описан так:

Матрос Тед Поссер, поступивший в КВМФ в 1902 году, вскоре прославился своей способностью опознавать любой корабль. Он даже был в состоянии различить корабли одной серии. В ходе Первой мировой войны, благодаря своему умению, он, дослужившись до ранга старшего петти-офицера, был приписан к штабу адмирала Джеллико, командующего Гранд-Флитом, и стал старшиной сигнальщиков и вперёдсмотрящих. Поссер участвовал в Ютландской битве. После того, как Джеллико занял пост Первого Морского Лорда, Поссер сохранил свою должность при штабе нового командующего адмирала сэра Дэвида Битти.

В один из дней 1918 года корабль с необычной внешностью подошёл к якорной стоянке Гранд-Флита в Скапа-Флоу. Он имел плоскую палубу и был раскрашен яркими чёрными и белыми полосами. Такого судно Поссер никогда не видел ранее. Не найдя подходящих слов он решил доложить просто: «Корабль подходит, сэр».

Адмирал Битти был весьма удивлён, тем что Поссер не дал полную информацию о подходящем корабле. Удивление сменилось раздражением от того, что подобный рапорт исходил от человека, считавшегося экспертом в определении кораблей и адмирал рявкнул что-то типа: «Разрази меня гром, какой корабль? Какого типа?»

Поссер быстро ответил: «Похожий на большую плавучую коробку для мелочей, сэр!»

Адмирал и весь штаб разразились хохотом.

Вскоре выяснилось, что корабль был ничем иным, как HMS Argus…

Оригинальный текст (англ.)



«Аргус» не попал под действие Вашингтонского соглашения об ограничении морских вооружений 1922 года. В конце 20-х годов на корабле были установлены були для улучшения противоторпедной защиты.

В 1937—1938 годах «Аргус» прошёл модернизацию и до начала Второй мировой войны использовался как учебный корабль. Его, также, оснастили оборудованием для работы с радиоуправляемыми самолётами-мишеняи Queen Bee. После начала Второй мировой войны корабль отправился во французский Тулон, в качестве стационара, для обучения палубной авиации союзных войск. После капитуляции Франции «Аргус» вернулся в Великобританию.

Годы боевой славы

В начале августа 1940 года «Аргус», прикрытие которого обеспечивало соединение кораблей во главе с HMS Hood удачно выполнил операцию «Харри» (Hurry), по переброске на Мальту двенадцати самолётов Hurricane для укрепления ПВО Мальты. Однако аналогичная операция «Уайт» (White), предпринятая в ноябре, закончилась неудачей — у 9 из 14 самолётов в результате перемены ветра закончилось горючее и они погибли вместе с экипажами.

Для усиления авиагруппировки в Египте был реализован комбинированный вариант доставки самолётов — морем до Такоради, далее через Хартум до Каира. Одним из первых в этой операции участвовал «Аргус». 6 сентября 1940 года партия из 30 «Харрикейнов» благополучно добралась до Такоради. Этот путь позволил высвободить тоннаж для использования на других направлениях.

После вступления в войну СССР был сформирован первый арктический конвой из 7 транспортов с сырьём (в первую очередь каучуком и продовольствием) и военной техникой (15 самолётами в разобранном состоянии) (SS Alchiba (голландский), флотский танкер RFA Aldersdale, SS Esneh, SS Lancastrian Prince, SS Llanstephan Castle, SS New Westminster City и SS Trehata). В состав эскорта входили океанские тральщики HMS Halcyon, HMS Salamander и HMS Harrier, эсминцы HMS Electra, HMS Active и HMS Impulsive, а также корабли ПЛО HMS Hamlet, HMS Macbeth и HMS Ophelia. Конвой ещё не получил буквенной литеры PQ, а назывался «Дервиш». 21 августа 1941 года конвой вышел из Исландии. Вместе с конвоем отправился и «Аргус», на который погрузили 24 новых «Харрикейна» IIB, а также по 12 пилотов из 81 и 134-го авиакрыла Королевских ВВС. Собственную авиагруппу составили 6 Grumman Martlets. Также прикрытие конвоя осуществляли авианосец HMS Victorious и 2 крейсера под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера.

Потери среди британских авианосцев в 1940—1941 вынудили Адмиралтейство вновь переклассифицировать «Аргус» в боевой авианосец после ремонта и модернизации, которые он проходил с декабря 1941 года по февраль 1942 года. После этого он был введён в состав знаменитого Соединения H и принимал активное участие в боевых действиях на Средиземноморском и Североафриканском театрах военных действий.

12 июня 1942 года началась операция «Гарпун». В ходе её выполнения союзное командование планировало провести на Мальту конвой из 6 торговых судов (британские Troilus, Burdwan и Orari; голландский Tanimbar и американские Chant и Kentucky) с 43,000 тонн припасов и горючего. В эскорт входили крейсер HMS Cairo, девять эсминцев, минзаг (HMS Abdiel) и малые суда. Дистанционное прикрытие обеспечивали линкор HMS Malaya, авианосцы HMS Argus и Eagle, крейсера HMS Kenya, Charybdis, Liverpool и эсминцы. 13 июня конвой был обнаружен силами противника. 14 июня начались атаки авиации на конвой. В силу своей тихоходности, «Аргус» испытывал определённые проблемы — для проведения лётных операций ему необходимо было поворачиваться против ветра, а затем вновь занимать место в строю. Однако, сопроводив конвой до Сицилийских узостей, большие корабли были вынуждены отвернуть назад. Конвой подвергся тяжёлым атакам и до Мальты дошло только два торговых судна.

При подготовке к операции «Факел» к «Аргусу» была прикомандирована 802 эскадрилья Королевских Воздушных Сил Флота, оснащённый самолётами Spitfire Vb. В ходе этой операции «Аргус» несколько раз едва не погиб. Сначала его попыталась атаковать немецкая подводная лодка U-81 под командованием оберлейтенанта цур зее Фридриха Гуггенбергера, потопившего HMS Ark Royal, однако лодка была обнаружена, и Гуггенбергер был вынужден отменить атаку. 10 ноября 1942 года в 11.08 по центральноевропейскому времени по авианосцу выпустила четыре торпеды U-561 под командованием оберлейтенанта цур зее Хайнца Шомберга, но они прошли мимо. Однако тот день закончился для «Аргуса» тяжёлыми повреждениями — 250 килограммовая авиабомба попала в кормовую часть, уничтожив 4 самолёта из авиагруппы и нанеся серьёзный ущерб самому кораблю.

В конце 1943 года «Аргус» был переведён в статус учебных авианосцев. На нём проходили обучение экипажи эскортных авианосцев.

Заключение

Несмотря на небольшую скорость и малую самолётовместимость, «Аргус», из-за своей новаторской конструкции, оказал заметное влияние на развитие авианосцев в целом. Как учебное судно «Аргус» позволил провести обучение большого числа лётчиков Royal Navy и FAA Великобритании и лётчиков частей союзных государств. Корабль также внёс посильный вклад в военные действия на Средиземноморском театре военных действий Второй мировой войны и в битве за Атлантику. Всё это делает «Аргус» примечательной вехой в развитии морского военного дела.


Категория: Авианосцы | Просмотров: 908 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей

...

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024      Конструктор сайтов - uCoz