HMS Sheffield (C24) (Его величества корабль «Шеффилд» )— британский легкий крейсер первой серии крейсеров типа «Таун» . Заказан 17 декабря 1934 года на верфи Vickers Armstrong в Ньюкасле и заложен 31 января 1935 года. Крейсер был спущен на воду 23 июля 1936 года, став первым кораблем в Британском флоте, который стал носить это имя. 25 августа 1937 года строительство было завершено и корабль вошёл в состав 2-й крейсерской эскадры Home Fleet ’а.
Девиз корабля звучал: «With God’s help I advance»— С Божьей помощью я впереди!
История службы
В августе 1938 года крейсер оснастили радаром воздушного предупреждения Type 79Y, и, таким образом, корабль стал одним из трёх кораблей королевского флота, оснащённым этим новейшим устройством в предвоенный период.
В феврале 1939 года крейсер совместно с однотипным Southampton и эсминцами нанёс визит в португальскую столицу Лиссабон , продолжавшийся с 2 по 8 февраля, после чего корабли направились в Гибралтар для проведения совместных учений со Средиземноморским флотом . В ходе этих учений активно использовалась радарная установка, и был приобретён практический опыт по её использованию. В марте корабли вернулись в домашние воды.
31 августа крейсер выходил из Скапа-Флоу в составе флота из линкоров « Nelson », « Rodney », « Ramillies », « Royal Oak », « Royal Sovereign », линейных крейсеров « Hood » и « Repulse » и эсминцев Home Fleet’а в связи с угрозой надвигающейся войны.
Вторая мировая война
В составе Home Fleet’а
Перед самым началом войны крейсер был переведён в состав 18-й крейсерской эскадры. На начало войны, 3 сентября, он в составе эскадры, входил в состав Home Fleet’а. 5 сентября в Скапа-Флоу вместе с флотом, подвергался воздушным атакам.
7 сентября вместе с линкорами Nelson , Rodney , линейным крейсером Repulse , авианосцем Ark Royal и крейсером Aurora был развернут западнее Гебридских островов для поиска германских торговых судов, пытающихся прорваться домой. 9 сентября крейсер пошёл в Скапа-Флоу для дозаправки, куда и вернулся 10 сентября.
12 сентября отправился в Sullom Voe для перехватывающего патруля. 18 сентября для аналогичного потруля развернут в Северо-западных проходах.
22 сентября вместе со 2-й эскадрой крейсеров участвовал в набеге в воды Каттегата , однако 23 сентября корабли вернулись в Скапа-Флоу, после того, как столкнулись эсминцы Jersey и Javelin .
26 сентября совместно с крейсерами Southampton , Glasgow и Aurora и 6 эсминцами вышел из Скапа-Флоу для участия в сопровождении в базу поврежденной в Северном море подводной лодки Spearfish . 27 сентября крейсер вернулся в базу.
5 октября крейсер отплыл в Инвергордон . 6 октября возобновил дежурство в Скапа-Флоу.
8 октября вышел вместе с линейными крейсерами Hood и Repulse и 4 эсминцами в море на поиск прорвавшихся в Северное море немецких линкора Gneisenau и крейсера Koln . 10 октября вернулся в Скапа-Флоу после безуспешного поиска.
15 октября крейсер вместе с флотом был переведён в Лох-Эве, после потопления немецкой подлодкой U-47 линкора Royal Oak в Скапа-Флоу. 17 октября из новой базы он вышел в очередной патруль в Датский пролив. 21 октября он на позиции 65.5 , -22.083333 65°30′ с.ш. 22°05′ з.д. / 65.5° с.ш. 22.083333° з.д. (G) (O) перехватил и захватил немецкое торговое судно Gloria (5896 брт .), которое позже привёл в Керкуолл в качестве приза.
29 октября крейсер встал на ремонт в Розайте , который окончил 9 ноября и тут же вышел в патрулирование к Северно-западным проходам. 21 ноября крейсер вернулся в Лох-Эве.
23 ноября вышел в составе флота на поиск немецких линкоров Scharnhorst и Gneisenau после того, как они потопили британский вспомогательный крейсер Rawalpindi .
10 декабря крейсер встал в док в Тайне на коммерческой верфи. 17 декабря закончил его и отправился в Скапа-Флоу на соединение с эскадрой. В период 18-28 декабря снова выходил на патрулирование Северо-западных проходов. 7 января 1940 очередной патруль в те же воды. 30 января крейсер попал в шторм и получил повреждения корпуса, после чего крейсер встал на ремонт, который длился весь февраль и часть марта, после чего крейсер был привлечён для сопровождения конвоев в Норвегию.
Норвежская операция
7 апреля крейсер совместно с линкорами Rodney (флаг командующего флотом), Valiant , линейным крейсером Repulse , крейсером Penelope и французским крейсером Emile Bertin под прикрытием эсминцев Codrington , Griffin , Jupiter , Electra , Escapade , Brazen , Bedouin , Punjabi , Eskimo и Kimberley отправился на перехват немецких кораблей, двигающихся в Северном море по направлению к Норвегии, которые были обнаружены разведывательным самолётом. 8 апреля крейсер оставался вместе с Rodney и Valiant , тогда как остальные корабли были отсоединены для поиска к северу и в районе Берген — Тронхейм . 9 апреля вместе с систершипами Manchester , и Birmingham и 7 эсминцами был выделен в отряд для атаки судов в Бергене, однако операция была отменена Адмиралтейством во время перехода, а на обратном пути корабли подверглись воздушным атакам, в ходе которых был потоплен эсминец Gurkha . 10 апреля вместе с систершипом Glasgow был отправлен в патруль к Бергену, после чего корабли вернулся к главным силам и ушли на дозаправку в Скапа-Флоу.
11 апреля крейсер совместно с Glasgow и 6-ю эсминцами типа Трайбл: Somali , Sikh , Mashona , Afridi , Matabele и Mohawk снова вышли для поиска немецких десантных судов. 12 апреля корабли провели патрулирование севернее Олесунна где по сообщениям разведывательных самолетов был обнаружен немецкий десант.
13 апреля оба крейсера с теми же эсминцами отвлечены для выполнения операции Генри ( Operation Henry ): высадки в Намсусе морских пехотинцев. Корабли начали посадку войск. 14 апреля высадка передовых войск, которая прошла в Бангсунде (Bangsund), около Намсуса прошла успешно. После высадки крейсера вместе с систершипами Manchester и Birmingham провели патрулирование на север ( Operation Harry ). Крейсер также прикрывал высадку десанта с эсминцев, после чего 17 апреля пришёл в Скапа-Флоу для дозаправки и в Розайт для приема партии следующих войск.
20 апреля крейсер был выделен для проведения ( Operation Sickle )— высадки войск в Молде .
22 апреля совместно с крейсерами Galatea и Glasgow и эсминцами Vansittart , Campbell , Icarus , Ivanhoe , Impulsive и Witch погрузил войска и вышел из Розайта для проведения высадки. 23 апреля корабли прибыли в Молде, после чего Glasgow был отделён для проведения высадки в Andalsnes. 24 апреля Шеффилд высадил войска и самостоятельно отправился в Скапа-Флоу. 25 апреля сопровождал повреждённый крейсер Curacoa , также шедший в Скапа-Флоу.
26 апреля крейсер был определён в состав командования Нор в Хамбере . 28 апреля был назначен в состав сил прикрытия авианосца Ark Royal , осуществляющего воздушное прикрытие сил флота действующего в Норвежских водах ( Operation DX ).
30 апреля крейсер вышел в составе сил: крейсера Galatea , Arethusa , Southampton ; Эсминцы Somali , Mashona , Sikh , Wanderer , Walker , Westcott и десантный транспорт Royal Ulster , осуществляющих эвакуацию из Andalsnes. Крейсер встал на якорь и принял войска с борта Walker . 1 мая он отправился в Скапа-Флоу, имея на борту 600 человек из сил десанта.
10 мая вышел из Скапа-Флоу вместе с крейсером Manchester для прикрытия перехода повреждённого в бою с немецкими торпедными катерами эсминца Kelly в устье Тайна .
Противодесантные операции
27 мая прибыл в Хамбер для участия в антидесантных операциях, в которых участвовал также и в июне.
В июле выходил вместе с линейными крейсерами Repulse и Renown , и тяжёлыми крейсерами Devonshire , York и Australia на поиск немецких кораблей угрожавших судоходству, после чего ушёл на ремонт в Гринок .
В августе крейсер был определён в состав сил Соединения H, заменив, отправившийся на ремонт крейсер Arethusa . Завершив короткий ремонт в Гриноке крейсер 22 августа вышел в Гибралтар, попутно прикрывая конвой в Александрию. 29 августа крейсер прибыл на новое место несения своей службы.
В составе Соединения H
Уже 30 августа крейсер в составе соединения вышел в море для участия в переброске подкреплений для Средиземноморского флота шедших в составе Соединения F ( Operation Hats ). После того как Соединение F вошло в проливы, Соединение H развернулось в Гибралтар. По пути домой, самолёты с авианосца Ark Royal нанесли удар по аэродрому в Кальяри (Operations Smash и Grab . 3сентября Соединение в полном составе вернулось в Гибралтар.
4 сентября крейсер был назначен для прикрытия войскового конвоя в Клайд и 5 сентября вышел в Великобританию. Однако в метрополии крейсер пробыл недолго. 3 октября он вышел в составе сил прикрытия войскового конвоя WS3A (медленный). 13 октября он был заменён в составе сил прикрытия конвоя крейсером Cumberland и отправился в Гибралтар на воссоединение с Соединением H.
27 октября крейсер вышел на безуспешные поиски немецких блокадопрорывателей , вышедших, по донесениям, с Азорских островов. 5 ноября он остановил в Атлантике французский лайнер Messila , шедший из Ливерпуля, но позже разрешил тому продолжить свой вояж.
7 ноября крейсер в составе Соединения H: авианосец Ark Royal и эсминцы Duncan , Encounter , Faulknor , Firedrake , Forester , Fortune и Fury вышел для прикрытия проводки очередных подкреплений для Средиземноморского флота— Соединение X в составе: линкор Barham , крейсера Berwick и Glasgow , а также эсминцы Gallant , Greyhound и Griffin ( Operation Coat ). 9 ноября самолеты авианосца провели повторную операция против Кальяри ( Operation Crack ) после чего Соединений H повернуло в Гибралтар, а его подопечные пошли на Мальту, причем для их усиления из состава Соединения H выделили эсминцы Encounter , Faulknor , Fortune и Fury . Соединение X прибыло на Мальту 10 ноября, а Соединение H в полном составе 14 ноября в Гибралтар.
Уже 15 ноября крейсер участвовал совместно с линейным крейсером Renown , авианосцем Ark Royal , и эсминцами Faulknor , Firedrake , Forester , Fortune и Foxhound в другой операции— прикрытии авианосца Argus , доставляющего воздушные подкрепления для Мальты ( Operation White ). 17 ноября авианосец успешно запустил свои самолёты, а Шеффилд тем временем был отделён для проведения самостоятельной операции по поиску немецких вспомогательных крейсеров в Атлантике. Однако уже 21 ноября западнее Гибралтара он встретил свои систершипы Manchester и Southampton , прикрывающие очередные суда и корабли для Средиземноморского флота ( Operation Collar ). 25 ноября крейсер вместе с соединением H в составе линейного крейсера Renown , авианосца Ark Royal , крейсера Despatch и 8 эсминцев: Encounter , Faulknor , Firedrake , Forester , Fury , Jaguar , Kelvin , Wishart вышел из Гибралтара для сопровождения этих судов и кораблей в Средиземном море. Этот поход в конечном счёте привёл к сражению, известное как бой у мыса Спартивенто , которое произошло 27 ноября. 29 ноября крейсер вместе с Соединением вернулся в Гибралтар.
14 декабря крейсер вышел в патрульное плавание к Азорским островам, продолжавшееся до 18 декабря.
После этого, крейсер вместе с Соединением H, в рамках операции «Hide» ( Operation Hide ), встречал линкор Malaya и конвой MG-1 двигающиеся с Мальты. 24 декабря все корабли пришли в Гибралтар.
25 декабря Шеффилд вместе с линейным крейсером Renown и авианосцем Ark Royal вышел для защиты конвоя WS5A, который был атакован у побережья Испании немецким тяжёлым крейсером Адмирал Хиппер .
1 января крейсер выходил в Средиземное море, вернувшись в Гибралтар 4 января.
С 7 января крейсер вместе с Соединением H участвовал в операции Excess ( Operation Excess )— проводке очередного конвоя на Мальту.
С 27 января Шеффилд, в течение двух дней сопровождал конвой шедший в Великобританию, после чего вернулся в Гибралтар.
Атака Генуи
31 января крейсер вместе с Соединением H вышел для атаки самолётами авианосца плотины на реке Тирсо на Сардинии ( Operation Picket ). Данная операция была отвлекающим манёвром от планирующегося обстрела Генуи кораблями Соединения H ( Operation Result ), однако последняя была отменена из-за неблагоприятных походных условий и 4 февраля Соединение вернулось в Гибралтар.
6 февраля операцию решили повторить под другим наименованием ( Operation Grog ) и корабли вышли к Генуи. 9 февраля крейсер совместно с линкором и линейным крейсером обстреливали Гавань Генуи, в то время как самолёты выполняли атаки береговых целей и минирование. Операция прошла успешно и Соединение, избежав перехвата итальянским флотом благополучно прибыло в Гибралтар 11 февраля.
13 февраля корабли Соединения вышли в Атлантику, после того, как крейсер Адмирал Хиппер устроил резню судов конвоя SL-64. 18 февраля крейсер заменил крейсер в качестве эскорта конвоя SL-65, с которым оставался до 1 марта.
10 марта вместе с крейсером Arethusa сопровождал транспорт Strathmore шедший к Клайду.
12 марта провёл плановое докование в Гибралтаре.
17 марта в параване крейсера взорвались две противолодочные британские мины, но последствия взрывов не потребовали докования.
21 марта сопровождал базу подводных лодок Maidstone шедшую в Гибралтар.
30 марта перехватил Вишистский конвой у Орана . Подвергся ответному огню береговых батарей и атаке 2-х французских самолётов, получив повреждения.
2 апреля в составе Соединения H участвовал в прикрытии авианосца Ark Royal , доставляющего воздушные подкрепления на Мальту ( Operation Winch ).
5 апреля крейсер встал в док, для устранения повреждений, полученных во время атаки 30 марта.
С 6 по 16 апреля крейсер, после окончания докования, присоединился в Атлантике к Ark Royal , Renown , крейсеру Fiji и эсминцам 8-й флотилии для поисков линкоров Шарнхорст и Гнейзенау.
20 апреля крейсер сопровождал авианосец Argus , несший на борту самолёты для передаче их в Гибралтаре на борт Ark Royal , для последующей транспортировке на Мальту ( Operation Dunlop ). 24 апреля крейсер вышел в составе Соединения H для выполнения операции и попутной проводке крейсера Dido в состав Средиземноморского флота ( Operation Transit ).
6 мая крейсер в составе Соединения H прикрывал проход очередных подкреплений: линкор Queen Elizabeth , крейсера Fiji , Gloucester и Naiad и конвой с танками для 8-й армии ( Operation Tiger ). 12 мая, на завершающем этапе операции сопровождал в Гибралтар поврежденный эсминец Fortune .
19 мая с Соединением H эскортировал авианосцы Ark Royal и Furious , доставляющие очередные самолеты на Мальту ( Operation Splice ).
В погоне за «Бисмарком»
24 мая Соединение H присоединилось к поиском прорвавшегося на просторы Атлантики линкора «Бисмарк». 26 мая крейсер, двигавшийся впереди соединения, следом за «Бисмарком» подвергся по ошибке атаке палубными торпедоносцами Swordfish с борта Ark Royal , но благодаря неисправности взрывателей торпед избежал серьёзных повреждений и впоследствии участвовал в бою с Бисмарком. Тем не менее на крейсере были повреждения на верхней палубе, радиолокационное оборудование было отключено, а 3 моряка из его команды погибли. 29 мая Соединение H вернулось в Гибралтар.
5 июня очередное прикрытие по доставке самолетов на Мальту авианосцами Ark Royal и Furious ( Operation Rocket ). 8 июня должна была состоятся операция с участием авианосца Victorious в качестве транспорта, но она была задержана.
Тем временем, 10 июня Шеффилд был заменен в составе Соединения H крейсером Hermione и был привлечен к участию в патрулировании в Атлантике. Уже 14 июня он в точке 44.733333 , -22.333333 44°44′ с.ш. 22°20′ з.д. / 44.733333° с.ш. 22.333333° з.д. (G) (O) задержал и потопил немецкий танкер— снабженец подводных лодок Fredriche Breme (10 397 брт .), 88 членов экипажа которого он спас. 20 июня Шеффилд присоединился к крейсеру Cumberland , усилив эскорт конвоя в Великобританию.
Снова в составе Home Fleet’а
По прибытии в Великобританию Шеффилд стал на ремонт в Розайте, в ходе которого были установлены радары Type 284 для управления огнем главного калибра, Type 285 для управления огнем зенитных орудий среднего калибра, а также установлены 6 Эрликонов для усиления зенитной батареи малого калибра. После окончания ремонта, крейсер 12 августа в Скапа-Флоу вошёл в состав 10-й крейсерской эскадры Home Fleet’а.
30 августа вышел в качестве эскорта войскового конвоя WS11 вместе с авианосцем Furious , линейным крейсером Repulse , крейсером Cairo вспомогательным крейсером Derbyshire . 2 сентября Шеффилд отделился от конвоя и вернулся в Скапа-Флоу.
Конвой Алебарда
12 сентября Шеффилд был отправлен из Клайда в Гибралтар с 300 солдат на борту и автоматами Oerlikon, предназначенными для установки на корабли Соединения «H» в качестве усиления зенитной артиллерии. Он прибыл туда 17 сентября. Крейсер участвовал в очередной проводке конвоя на Мальту ( Operation Halberd ). 27 сентября крейсер готовился к отражению воздушных атак и атаки итальянского флота, но эти угрозы так и не материализовались.
По прибытию в Гибралтар, Шеффилд, вместе с крейсером Kenya был послан в Атлантику на перехват немецких судов снабжения, местоположение которых было определено по результатом перехвата радиопереговоров. 3 октября гидросамолет с Kenya обнаружил немецкое судно Kota Pinang (7275 брт.), которое немцы самостоятельно подожгли и затопили до подхода британских крейсеров. 6 октября крейсера совместно пришлив Гринок и снова вошли в состав Home Fleet’а.
Сопровождая Арктические конвои
3 ноября Шеффилд вместе с 18-й эскадрой крейсеров был развернут в Исландии для прикрытия Арктических конвоев. 1 декабря он вышел в качестве эскорта конвоя PQ-5 . 7 декабря отделился от конвоя вместе с тральщиками Hazard и Hebe идя на помощь тральщикам Bramble и Seagull после чего корабли пошли в Кольский залив .
16 декабря вместе с крейсерами Kenya и Suffolk выходил на поиски линкора Тирпиц, по сообщениям, прорвавшегося в Атлантику.
Подрыв на мине
27 января 1942 года крейсер совместно с крейсерами Kenya и Trinidad был включен в состав Северного патруля между Исландией и Фарерскими островами. В составе патруля Шеффилд был до 4 марта, когда он при подготовке к проводке конвоя PQ-12 северо-восточнее Исландии подорвался на мине. Основные повреждения пришлись на корму, где был убит часовой— морской пехотинец. Крейсер под эскортом эсминцев Faulknor и Eskimo . (по другим данным Bedouin и Faulknor ) был отправлен в Seidisfiord куда и прибыл на 6-и узловой скорости 6 марта. 27 марта, после завершения временного ремонта крейсер отправился в Скапа-Флоу. 2 апреля он встал на ремонт на верфи Palmer’s Yard в Hebburn-on-Tyne. В ходе ремонта на корабле установили радар надводного обнаружения Type 273, а радар воздушного обнаружения Type 79Y заменили на новый Type 281. Была установлена система радиолокационного опознавания и радиотелефоны американского производства для межкорабельного общения. Также были установлены дополнительные Эрликоны. Ремонт длился по июль месяц, после чего, по итогам проведения испытаний Шеффилд 24 июля вернулся в состав 18-й крейсерской эскадры в Скапа-Флоу.
8 сентября вместе с крейсером Cumberland и эсминцем Eclipse Шеффилд ушёл в Исландию, откуда отплыл 14 сентября вместе с крейсерами Cumberland , Norfolk , Suffolk , London и эсминцами. 16 сентября вместе с Cumberland и эсминцем Eclipse отделился уйдя на Шпицберген для выгрузки оборудования и припасов для его гарнизона. 23 сентября крейсер прикрывал конвой QP-14 во время перехода в Скапа-Флоу.
9 октября крейсер находился в Скапа-Флоу во время визита премьер-министра и сэра Стаффорда Криппса .
Операция Торч
24 октября выходил вместе с крейсером Jamaica и авианосцем Argus к Северо-западным подходам для прикрытия планирующихся десантов. 26 октября погрузил на борт 670 американских бойцов и направился к Гибралтару. 27 октября присоединился в качестве эскорта к войсковому конвою, перевозящему войска для высадки в Северной Африке ( Operation Torch ). 5 ноября после дозаправки присоединился к конвою KMF1 вместе с авианосцами Argus и Avenger и крейсерами Scylla и Charybdis . 6 ноября вместе с крейсером Bermuda вошёл в состав сил Восточного соединения, прикрывающего высадку в Алжире. 7 ноября передал американские войска на эсминцы Malcolm и Broke для последующей их высадке. 9 ноября был развёрнут для патрулирования в районе высадки. 10 ноября эскортировал войсковой транспорт, высаживающий десант в Бужи . 11 ноября крейсер столкнулся с тральщиком Cadmus , получил небольшие повреждения шкафута и на верхней палубе погиб один кочегар. 13 ноября крейсер отправился в Гибралтар в сопровождении эсминца Clare . 14 ноября он ушёл в Скапа-Флоу в сопровождении крейсера Jamaica . 20 ноября крейсер встал на ремонт в Скапа-Флоу, после чего занялся боевой подготовкой.
Возвращение в Арктику
14 декабря вышел из Лох-Эве на встречу с крейсером Jamaica , после чего крейсера и эсминцы Beagle , Matchless и Opportune 15 декабря отправились в Seidisfjord (Исландия) для последующего прикрытия конвоя JW51 , направляющийся в СССР. 19 декабря эти корабли образовали Соединение «R», которое обеспечивало ближнее прикрытие конвоя JW51A на переходе в Кольский залив . Линкор King George V и тяжёлый крейсер Berwick составляли дальнее прикрытие.
Бой в Баренцевом море
27 ноября крейсера вышли из Мурманска, чтобы встретить вторую секцию конвоя— JW51B и 31 декабря приняли участие в бою с немецкой эскадрой , атаковавшей конвой. 1 января крейсера присоединились к защите обратного конвоя RA51 в Исландию, который покинули 2 января и направились в Великобританию.
23 января крейсер входил вместе с линкором Anson в состав дальнего прикрытия конвоя JW52 и после обратного— RA52 .
В феврале крейсер перешёл в Исландию, где вместе с крейсерами Belfast и Cumberland составил эскорт очередного конвоя— JW53 . 15 февраля крейсер отплыл из Seidisfjord вместе с эскортным авианосцем Dasher , в то время как конвой в тот же день отплыл из Лох-Ю. В этом походе, условиях ужасной погоды, крейсер получил значительные повреждения— был полностью снесён верх башни «A». 27 февраля крейсер встал на ремонт на верфи Клайда. «Шеффилд» оставался в операционной готовности и 1 марта предпринял прикрытие обратного конвоя RA53 в Лох-Эве, после чего снова ушёл в Клайд, куда прибыл 11 марта, встав на ремонт и переоборудование на торговой верфи. В частности было снято авиационное вооружение, но были оставлены оба подъёмных крана и были установленны дополнительные Эрликоны. Ремонт продлился до июня. По окончании ремонта вернулся к службе в Скапа-Флоу.
Высадки на Сицилию и в Италию
22 июня выходил к юго-западным подходам для прикрытия войсковых конвоях участвуюзих в высадке на Сицилию ( Operation Husky ).
В июле крейсер встал на ремонт на верфи Девенпорта для ремонта котельного оборудования. По окончании ремонта, в августе вернулся к службе участвуя в операциях по перехвату блокадопрорывателей в Бискайском заливе и прикрытии конвоев на Гибралтар.
В сентября крейсер был назначен на службу в состав 15-й эскадры крейсеров в Средиземном море. 14 сентября оказывал огневую поддержку при высадке в Солерно ( Operation Avalanche ). В октябре крейсер оставался в центральном Средиземноморье оказывая артиллерийскую и зенитную поддержку.
В ноябре крейсер базировался на Алжир. 19 ноября крейсер находился в Оране во время визита американского линкора Iowa с президентом Рузвельтом на борту. 20 ноября крейсер ушёл в Великобританию и 7 декабря вошёл в состав 10-й крейсерской эскадры.
Повторное возвращение в Арктику
12 декабря крейсер вместе с крейсерами Belfast и Norfolk вышел в составе сил прикрытия конвоя в СССР JW55 A, прибыв в Кольский залив 19 декабря.
Бой у Нордкапа
23 декабря крейсера вышли из Кольского залива, чтобы встретить другую секцию конвоя JW55A, сопровождать обратный конвой RA55 A. 26 декабря крейсера приняли участие в бою с немецким линкором Шарнохорст, в ходе которого последний был потоплен линкором « Duke of York ». В ходе боя Шеффилд был накрыт залпом с немецкого линкора, от которого был повреждён подшипник внутреннего вала, вызвавший падение скорости до 22 узлов. 27 декабря крейсера с победой вернулись в Кольский залив. В начале января 1944 года они вернулись в Скапа-Флоу, после чего Шеффилд ушёл в Ливерпуль на ремонт внутреннего вала и переоборудование, на который встал 25 января.
16 февраля крейсер вернулся на службу в состав 10 крейсерской эскадры, действуя в северных водах и у северо-западных подходов.
Авианосные операции у берегов Норвегии
30 марта Шеффилд вместе с авианосцем Furious , крейсером Jamaica и эскортными авианосцаами Emperor , Fencer , Pursuer и Searcher в составе Соединения 2 отправились на прикрытие очередного арктического конвоя JW58 и обратного RA58 . Соединение 1 составляли линкоры Duke of York , Anson , крейсера Belfast , Royalist и авианосец Victorious . 3 апреля авианосцы под эскортом крейсеров нанесли удар по немецкому линкору Тирпиц, стоящему в Альтен-фьорде. Эта операция ( Operation Tungsten ) была выполнена одновременно с проводкой конвоев. 6 апреля крейсер вместе с кораблями флота вернулся в Скапа-Флоу.
15 апреля крейсер сопровождал эскортные авианосцы в противолодочной операции у северо-западных подходов ( Operation Pitchbowl ), после чего ушёл в Клайд. 21 апреля он встал на ремонт в Гриноке , в ходе которого количество Эрликонов было доведено до 22.
7 мая крейсер вернулся в состав 10-й эскадры крейсеров, и 11 мая находился в Скапа-Флоу во время визита короля Георга VI .
12 мая крейсер вышел вместе с линкором Anson , и авианосцами Victorious и Furious для нанесения очередного удара по Тирпицу, но операция была отменена из-за плохой погоды над целью.
14 мая эскортировал эскортные авианосцы Emperor и Striker совместно с крейсером Royalist и 6 эсминцами в операции по нарушению вражеского судоходства у берегов Норвегии в районе Рёрвика — Stadtlandet, вернувшись в Скапа-Флоу 16 мая.
20 июня крейсер вместе с эскортными авианосцами Striker , Fencer и эсмнинцами вышел в активное патрулирование за полярным кругом у Норвежских вод ( Operation Wanderer ). Целью операции была имитация проводки очередного арктического конвоя или высадки в Северной Норвегии с целью отвлечения внимания от операций в Ла-Манше.
Ремонт в США
18 июля крейсер ушёл на ремонт в США, на Бостонскую морскую верфь, куда и прибыл 25 июля. Ремонт продлился по май 1945 года, после чего «Шеффилд» только 28 мая отплыл в Великобританию. По прибытии, он 5 июня встал на очередное переоборудование радиолокационного оснащения. Окончание Второй мировой войны крейсер встретил стоя на ремонте, который завершился только в июле 1946 года.
«Шеффилд» |
---|
HMS Sheffield (C24) |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Великобритания |
---|
Класс и тип судна | Лёгкий крейсер |
---|
Организация | Королевский флот |
---|
Изготовитель | Vickers-Armstrongs , Ньюкасл |
---|
Строительство начато | 31 января 1935 года |
---|
Спущен на воду | 23 июля 1936 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 25 августа 1937 года |
---|
Выведен из состава флота | 1967 год |
---|
Статус | Сдан на слом |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | Стандартное— 9100 т , полное— 11 350 т |
---|
Длина | 170,1/180,3 м |
---|
Ширина | 18,8 м |
---|
Осадка | 6,2 м |
---|
Бронирование | Пояс— 114мм; траверзы— 63мм; палуба— 32мм; погреба— 114…32мм; башни— 25мм; барбеты— 25 мм |
---|
Двигатели | 4 ТЗА Parsons |
---|
Мощность | 75 000 л. с. (55,1 М Вт ) |
---|
Скорость хода | 32 узла (59,26 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 7700 морских миль на скорости 13 узлов |
---|
Экипаж | 748 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4 × 3— 152-мм/50, 4 × 2— 102-мм/45 |
---|
Зенитная артиллерия | 2 × 4— 40-мм/40, 3 × 4— 12,7-мм пулемёта |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата |
---|
Авиационная группа | 1 катапульта, 2гидросамолёта |
---|
|
|