« Император Александр II »— парусный бриг, совершивший кругосветное путешествие с финляндскими эмигрантами на борту из Германии на Дальний Восток России в 1868—1869гг., позднее вошёл в состав Сибирской флотилии под названием «Курил».
Построен на судоверфи Ottman в Германии в 1852 году . Корпус судна был обшит дубовыми досками, наружная подводная часть— листами из меди. На корабле размещалось 15 жилых помещений. Долгое время ходило на промысел в Атлантическом океане. Прошло капитальный ремонт в 1863 году. Приобретено Фридольфом Геком на ссуду, предоставленную Удельным ведомством России при условии доставки финляндских переселенцев к берегам Тихого океана в гавань Находку . По воспоминаниям российских современников, судно на тот момент представляло собой «деревянный ящик с очертаниями едва похожими на корабль».
26 ноября 1868года «Император Александр II» с 50 переселенцами на борту отправился из Бремерхафена в кругосветное плавание к Тихому океану до гавани Находки. По пути в Атлантику судно зашло в Гамбург , взяв на борт 7-х немцев, изъявивших желание присоединиться к шведским эмигрантам из Финляндии. Гек повёл бриг к берегам Южной Америки , чтобы оттуда выйти в Тихий океан. Однако при входе в Магелланов пролив парусное судно попало на продолжительный шторм, которые вынудили экипаж повернуть к Индийскому океану . Во время плавания пассажиры сочинили гимн, посвящённый своей новой родине. В конце августа 1869 года бриг достиг берега бухты Находка . Однако на новом месте эмигранты не задержались и 30 августа «Император Александр II» взял курс на запад. 1 сентября 1869 года переселенцы вышли на берег залива Стрелок , где основали своё поселение.
В течение нескольких лет под командованием Фридольфа Гека судно ходило в Охотское море для занятия китобойным промыслом. После ликвидации фактории в гавани Находка в 1871 году бриг «Император Александр II» был передан финскими переселенцами во главе с Фридольфом Геком государству в счёт погашения невыплаченной ссуды. 22 мая 1873 года судно было зачислено в состав Сибирской флотилии (с портом приписки в Николаевске ) под новым названием «Курил». 28 августа 1876 года бриг «Курил» был исключён из списка судов флота. Последним местом стоянки судна был полуостров Шкота во Владивостоке , где оно простояло до начала 1900-х годов.
«Император Александр II» с 1873 г. «Курил» |
|
|
Флаг |
Россия |
Класс и тип судна |
Китобойное судно |
Порт приписки |
Бремерхафен Находка Николаевск |
Оператор |
Сибирское удельное ведомство Сибирская флотилия |
Изготовитель |
Ottman , Германия |
Спущен на воду |
1852 |
Выведен из состава флота |
1876 |
Основные характеристики |
Длина |
27 м |
Скорость хода |
5 узлов |
Регистровый тоннаж |
193 т |
|
|