Энцеклопедия кораблей
Четверг, 28.03.2024, 23:19



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Блог ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Ледокол [54]
Эскадренный миноносец [391]
Речные пассажирские суда [8]
Круизные суда [82]
Парусные линейные корабли [1]
Дредноут [1]
Пассажирское судно [35]
Теплоход [55]
Линкор [33]
Фрегат [74]
Танкер [11]
Сухогруз [6]
Учебные корабли [8]
Буровое судно [5]
Парусные линейные корабли [2]
Теплоходы [20]
Линейные крейсера [15]
Паромы [25]
Шхуна [2]
Подводные лодки [50]
Авианосцы [73]
Военные корабли [1]
Лёгкий крейсер [44]
Пароходы [33]
Вспомогательный крейсер [6]
Линейный корабль (парусный) [296]
Корабль 6 ранга [1]
Миноносец [81]
Королевская яхта [13]
Научно-исследовательские суда [39]
Грузовое судно [8]
Шлюп [10]
Тяжёлый крейсер [5]
Бронепалубный крейсер [64]
Барк [11]
Галера [10]
Контейнеровоз [2]
Корвет [14]
Броненосец [57]
Бригантина [2]
Бомбардирский корабль [2]
проа [1]
Бриг [15]
Галеон [5]
Клипер [12]
Джонка [2]
Ладья [1]
Катер [4]
Каравелла [4]
Трирема [2]
Каракка [6]
Яхта [4]
Канонерская лодка [32]
Большой противолодочный корабль [36]
Тяжёлый авианесущий крейсер [3]
Ракетный крейсер [9]
Броненосный крейсер [26]
Крейсера проекта 1144 [1]
Крейсер [23]
Малый ракетный корабль [8]
Буксир [4]
Моторная яхта [1]
Госпитальное судно [7]
Лидер эскадренных миноносцев [5]
Сторожевой корабль [6]
Судно на подводных крыльях [6]
Пожарное судно [2]
Вспомогательные корабли и суда [10]
Пароходофрегат [2]
Малый противолодочный корабль [19]
Тримаран [1]
Монитор [20]
Тральщик [5]
Минный крейсер [5]
Минный заградитель \ Минный катер [9]
Моторные яхты [4]
Сторожевые корабли [15]
Океанские лайнеры [18]
Вертолётоносец [2]
Десантные корабли [3]
Буровые суда [1]
Десантный корабль [5]
Разведывательные корабли [3]
Парусное судно [1]
Ракетный катер [5]
Шнява [1]
Люгер [2]
Траулер [2]
Торпедный катер [2]
Доковое судно [1]
Гражданские суда [1]

Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Главная » 2012 » Ноябрь » 20 » Красный Кавказ (крейсер)
04:37
Красный Кавказ (крейсер)

null

«Красный Кавказ» (бывший «Адмирал Лазарев»)— лёгкий крейсер ВМФ СССР , модифицированный вариант лёгкого крейсера типа «Светлана» .

Принимал участие в боевых действиях в составе Черноморского Флота в годы Великой отечественной войны , стал первым гвардейским кораблём Черноморского флота.

История создания

Строительство было санкционировано в июне 1912 года по «Программе усиленного судостроения на 1912—1916 гг.» .

В Техническом бюро РСО под руководством подполковника М.И.Сасиновского был разработан эскизный проект, а затем и вычерчены теоретический и общего устройства чертежи легкого крейсера для Чёрного моря. После чего оные были высланы фирме «Дж. Браун» (в Клайдбэнке) для изготовления модели и испытания её в бассейне. Что и было выполнено в мае 1913 года .

Заложен на заводе « Руссуд » («Русское судостроительное общество» в городе Николаев 19 октября 1913 года . Кодовое имя— проект «Балашка». К июню 1916 года корабль довели до 48% готовности (от сдаточной). 28 мая при попытке спустить корабль на воду тот это сделать отказался, войдя воду только частью кормовой оконечности. Только через 1,5 недели дождавшись подъёма воды в реке, двумя паровозами, шестью домкратами, плавучим краном и мерами по смещению ЦТ удалось столкнуть будущий крейсер в воду. В январе 1918 года работы по достройке крейсера были прекращены при готовности 55%.

Постройка корабля была прервана немецкими и украинскими властями, которые рассчитали рабочих завода и начали вывоз оборудования в Германию. Центральный комитет по строительству легких крейсеров в Петрограде, оставшись без заводов, был вынужден разослать своим контрагентам письма такого содержания:

Настоящим уведомляем, что вследствие занятия украино-германцами (имеется в виду Центральная Рада) города Николаева мы теперь лишены возможности принять изготовленное Вами оборудование для легких крейсеров типа «Адмирал Нахимов» и просим не отказать хранить их на ваших складах вплоть до нашего распоряжения

Советом труда и обороны СССР в 1924 году принимается решение о возобновлении строительства крейсера. Но от бумажных решений до дела долгий срок (работы даже не начинались).

16 марта 1926 года Реввоенсовет принимает разработанный в научно техническом комитете проект достройки крейсера, для вооружения которого решено взять с ушедших на слом балтийских кораблей 8 203-мм орудия.

14 декабря 1926 года строившийся как «Адмирал Лазарев» (крейсер типа «Адмирал Нахимов», тот же «Светлана». только для Чёрного моря) корпус был переименован в «Красный Кавказ». Только в начале 1927 года недостроенный корпус поставили в док, для очистки от ржавчины , который он покинул в апреле. Работы в минимальном объёме удалось начать только в сентябре, и только в мае 1929 года , после утверждения проекта достройки они развернулись в полном объёме. План вооружения корабля новыми 180-мм дальнобойными орудиями руководство ВМС включило в «Программу строительства Морских сил РККА на 1926/27— 1931 год», со сроком начала гос. сдаточных испытаний— 1 мая 1931 года (к празднику).

Строитель— Николаевский судостроительный завод (завод им. А.Марти— одноимённый с Ленинградской судостроительной верфью). Завод «Большевик»— изготовление 180-мм орудий. Ленинградский Металлический завод— изготовление и монтаж башенных установок. Ижорский завод— броня башенных установок. Заведующий достройкой (главный строитель)— инженер Л.И.Попандопуло.

1 июня 1930 года крейсер вновь попадает для проведения достроечных работ в док. 9 сентября покидает его (условная дата вторичного спуска на воду). Из-за очевидности невозможности достройки к назначенному сроку его переносят— раз, потом другой, затем ещё.

В 1931 году, за успехи на военных манёврах, корабль был награждён Орденом Трудового Красного Знамени ЗСФСР

25 января 1932 года , на корабле был поднят военно-морской флаг, символизирующий его вступление в состав Морских сил РККА.

Последний из строившихся в царской России кораблей достроенных уже в Советском Союзе.

Конструкция

Схема бронирования осталась от старого проекта— башни и их барбеты 25-мм.

СЭУ

14 котлов Ярроу (барабанный котёл шатрового типа с изогнутыми трубками)? В первоначальном проекте котлы имели смешанное нефтеугольное питание. Но выполнены были только под нефтяное. 4 турбины Парсонса (турбина реактивного принципа, требовали установки на судне специальных экономических турбин для крейсерского хода).

Запас топлива— 930 тонн, полный— 1000 тонн, наибольший возможный— 1050 тонн.

Вооружение

ГК

Теоретически орудия ГК были рассчитаны для стрельбы на 200 кбт.

В башнях не было своих дальномеров и автоматических приборов обеспечения стрельбы.

Только гораздо позднее в процессе эксплуатации ПУС будет заменена на «Молния». Отсутствовала также система продувки стволов после выстрела.

Минное

Торпедные аппараты образца 1913 года системы Гончарова, приводы наведения— электромеханический (запасной ручной). Система управления торпедной стрельбой (ПТУС)— ГАК-2 (1926 года) Всего 24 торпеды.

При водоизмещении 7 930 тонн кратковременно развил на испытаниях форсированную мощность— 64 000 л.с. достиг скорости 30,7 уз.

Служба

5 мая дивизию крейсеров Чёрного моря реорганизовали в бригаду крейсеров— которую возглавил «Красный Кавказ».

В ночь с 9 на 10 мая 1932 года в Феодосийском заливе, во время проведения манёвров из-за неграмотного управления кораблём и неоднократного выхода из строя рулевого привода, произошло столкновение «Красного Кавказа» с крейсером « Профинтерн ». Командира «Красного Кавказа» после этого сместили. Новым командиром стал Н.Ф.Заяц (а на короткий срок старшим помощником— Н.Г.Кузнецов ). Крейсеру пришлось вернуться на только что покинутую верфь.

В 1933 году совершил единственный заграничный поход (визит вежливости) командир бригады Ю.Ф.Ралль . Вышел в поход 17 октября совместно с эсм. «Петровский» (будущий «Железняков») и «Шаумян» из Севастополя. На следующий день вошёл в Стамбул (Турция), затем посетил Пирей (Греция) и Неаполь (Италия). 7 ноября пройдя 2 650 миль вернулся в базу.

В 1939 − 1940 году во время проведения капитального ремонту катапульту демонтировали.

20 декабря 1940 года в пояснительной записке к оперативно-тактическому заданию, начальник оперативного управления контр-адмирал В.А.Алафузов укажет: «В настоящее время „Красный Кавказ", вследствие неудовлетворительного состояния артиллерии не боеспособен … и не может быть использован как учебный корабль.»

В годы войны

22 июня находился в Севастополе, с 23 принимал участие в минных постановках— выставил 110, а 24 июня — 90 мин. 5 июля ушёл в Новороссийск . 6 сентября уходит из Новороссийска в Севастополь, куда прибывает на следующий день. Ночью 11 сентября выходит к Одессе. 12 сентября обстреливает немецкие войска— выпущено 27 снарядов ГК, на следующий день— 58 снарядов, ночью 13 сентября возвращается в Севастополь.

В ночь 22 сентября в составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала С.Г.Горшкова (КР «Красный Крым», ЭМ «Бойкий», «Безупречный»), принимает участие в высадке десанта морской пехоты (3-й Черноморский полк) в районе Григорьевки . «Красный Кавказ» доставил 696 десантников, выстрелив восемь снарядов. Возвращается в Севастополь. 4 октября приходит в Одессу и эвакуирует из неё в Севастополь около 1000 человек. 16 октября повторяет этот поход, выпустив при этом по немецким позициям 27 снарядов и эвакуировав 1 180 человек.  23 ноября переход Туапсе .

В период с 26 октября по 9 декабря 1941 года «Красный Кавказ» пять раз совершал походы в Севастополь, перевезя и эвакуировав 5 277 человек, 58 машин, 70 орудий, около 17 вагонов боеприпасов и 10 вагонов продовольствия. Выпустив при этом по немецким позициям 135 снарядов ГК.

21 декабря в составе отряда кораблей под командованием вице-адмирала Ф.С.Октябрьского ( «Красный Крым» , лидер « Харьков », ЭМ «Незаможник», «Бодрый»), доставил в Севастополь 1500 человек (части 79-й отдельной морской стрелковой бригады), 8 минометов, 15 автомобилей. Приняв борт около 500 раненых ушёл к Балаклаве , откуда произвел артобстрел немецких позиций выпустив 39 снарядов, после чего вернулся в Туапсе.

Высадка Феодосийского десанта

29 декабря 1941, принимая участие в высадке Феодосийского десанта , в 3 часа 48 минут открыл огонь по городу и порту Феодосия . Артиллерийский налет продолжался 13 минут, за которые «Красный Кавказ» успел выпустить 26 снарядов ГК. В 5 часов начинает маневрировать для отшвартовки к причалу №3 Широкого мола (для высадки десанта), манёвр удался только с 3-й попытки в 7 часов 15 минут. В течение этих 2 часов корабль находился в гавани под обстрелом немецкой полевой артиллерии:

  • 5.08 в крейсер попало две минометных мины.
  • 5.15 первый снаряд.
  • 5.21— 150мм снаряд пробивает лобовую броню 2-й башни КГ и взрывается внутри. Несмотря на гибель расчёта и пожар через 1,5 часа башня снова находится в строю.
  • 5.35 Почти одновременно на мостике разорвались две мины и снаряд. Большая часть людей находившихся там погибла, многие получили ранения.
  • 5.45 снаряд разорвался в корпусе п/б в районе 83 шпангоута.
  • 7.07— л/б 50 шп.
  • 7.17— снаряд попадает рядом, но не пробивает брони.
  • 7.30— 60 шп.
  • 7.31 в рубку, брони не пробил.
  • 7.35— 42 шп.
  • 7.39 в течение одной минуты в баковую надстройку в районе 43 −46 шп. попадут три снаряда подряд. Погибнет 27 человек и 66 получат ранения.
  • 8.08 закончив высадку десанта— 1 586 человек (техника выгружена не была), обрубив швартовы начал манёвр по выходу на рейд, затратив для этого 7 минут. В 9.25 подвергся налету немецкой авиации, которая продолжалась с перерывами до 18 часов. При этом на крейсер было проведено 14 атак.
  • 1.30 1 января 1942 ложится курсом на Новороссийск. За время высадки и поддержки десантников, крейсер израсходовал 70 снарядов ГК и 429 100-мм.

Второй поход в Феодосию

 

4 января года крейсер доставил в Феодосию бригаду ПВО . Во время разгрузки подвергся атаке пикирующих бомбардировщиков Ju-87 , несших 500кг бомбы (из состава StG77). В результате атаки крейсер получил тяжелые повреждения :

Несмотря на интенсивный зенитный огонь, 4 бомбы врага взорвались у борта крейсера. В кормовой части корабля образовались 3 громадные пробоины. Не успел крейсер выйти на рейд, как снова был атакован большой группой «юнкерсов» и вновь вступил в неравную схватку с врагом. На этот раз бомба взорвалась совсем рядом. Корму крейсера выбросило из воды, оторвало правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и заклинило рулевое устройство. Осадка корабля увеличилась на 5 метров, и палуба до четвертой башни скрылась в волнах.

При попытке дать полный ход было обнаружено, что один вал вращается с недопустимым биением а другой пошёл вразнос. В результате атаки крейсер получив 3 пробоины ниже ватерлинии и 26 марта встал на капитальный ремонт в Поти (до 17 августа 1942).

3 апреля 1942 приказом нарком ВМФ СССР Н.Г.Кузнецова крейсеру присвоено звание гвардейского корабля.

Дальнейшая служба:

  • 17 августа вышел на ходовые испытания после ремонта.
  • 16 сентября 1942 года при переходе из Поти в Туапсе на борту кроме экипажа в 878 человек, находилось 4 340 военнослужащих (408-й стрелковой дивизии).
  • 22 октября при швартовочных манёврах в Туапсе подвергся безрезультатной атаке торпедного катера.
  • 4-9 февраля 1943 года обеспечивал высадку десанта у пос. Южная Озерейка, а затем у пос. Станичка. Большими потерями десанту удалось захватить плацдарм около 7км по фронту и 3км в глубину, выйдя к окраинам Новороссийска.

Завершающий боевой поход

4 июня 1943 года вышел из Поти целью отвлечения немецкого командования от действий в районе Новороссийска. Ночью вернулся в порт. В сентябре 1944 года здесь же стал на заводской ремонт, который закончится только в мае 1945 года . 23 мая вернулся в Севастополь.

В период с 1941—1943 год крейсер совершил всего 64 боевых похода, обстрелял 13 батарей противника, вероятно уничтожил 2 танка и 3 самолета, подверг бомбардировке свыше 5 батальонов вражеской пехоты. Перевез более 25 000 человек. Отразил около 200 воздушных атак.

24 июня 1945 года в 11.20, знаменосцем батальона Черноморского флота (из состава сводного полка Северного, Балтийского и Черноморского флота, Дунайской и Днепровской флотилии ), флаг крейсера «Красный Кавказ» был пронесён перед мавзолеем Ленина на параде Победы в Москве.

Послевоенная служба

12 мая 1947 года — Устаревший лёгкий крейсер переведен в категорию «учебный корабль».

С июня 1951 года учебный корабль «Красный Кавказ» служил в качестве условной мишени, при испытаниях, по программе телеориентирования в радиолуче, самолётов «К»— пилотируемых аналогов крылотого снаряда КС-1. Корабль ходил переменными курсами на удалении около 100км от Феодосии.

С весны 1952 года — корабль мишень.
21 ноября 1952 года , при завершении испытаний ракетного комплекса « Комета » («КС-1» на «Ту-4К»), испытываемую крылатую ракету оснастили боевой частью. В результате попадания ракеты, корабль разломился на две части, которые затонули менее чем за 3 минуты. Предполагаемое место гибели корабля: в 15 милях к югу от мыса Чауда, район Феодосийского залива.

В 1955 году Гвардейский учебный корабль «Красный Кавказ», был исключён из списков корабельного состава ВМФ СССР. Название «Красный Кавказ», было передано большому противолодочному кораблю (БПК) .

Командиры

  • 1932 — Карл Меер
  • 1933 — Николай Филиппович Заяц
  • 1941—1942 годы— Алексей Матвеевич Гущин (капитан 1-го ранга)
  • 1942 — 1946— Василий Николаевич Ерошенко (капитан 2-го ранга, бывший командир лидера «Ташкент» ).
«Красный Крым»

Гвардейский корабль

null

Лёгкий крейсер «Красный Кавказ».
Служба:
Класс и тип суднаКрейсер типа «Светлана»
Изготовитель «Руссуд»
Строительство начато13 октября 1913
Спущен на воду 8 июня 1916
Введен в эксплуатацию25 января 1932
Выведен из состава флота1955
СтатусЗатоплен
Основные характеристики
Водоизмещение 7 560 тонн стандарт
8 200 тонн нормальное
9 030 тонн полное
Длина169.5 м
Ширина15,7 м
Осадка 5.9 м нормальная
6.4 м полная
Бронирование 75 мм главный пояс
20-25 мм палуба
125 мм рубка
Двигатели10 котлов
Мощность 55 000 л.с
Движитель4 трёхлопастных винта
Скорость хода 29 узлов
Дальность плавания 1 490 миль на 14 узлах
Вооружение
Артиллерия 4 × 180 мм
Зенитная артиллерия 8 × 100 мм (Минзини)
4 × 45 мм ЗАУ 21-К
6×12,7 мм ЗП ДШК
Минно-торпедное вооружение 4 × 3 450-мм ТА
Авиационная группа КОР-1 , 1 катапульта
 
Категория: Лёгкий крейсер | Просмотров: 1230 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей

...

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024      Конструктор сайтов - uCoz