«Владимир» — русский 11-пушечный колёсный пароходофрегат .
История
Фрегат прославился тем, что 5 ноября 1853 года вступил в первый в истории бой паровых судов. «Владимир» под флагом начальника штаба Черноморского флота вице-адмирала В.А.Корнилова атаковал 10-пушечный турецко-египетский пароход «Перваз-Бахри».
Командир «Владимира» капитан-лейтенант Г.И.Бутаков , использовал преимущество «Владимира»— высокую маневренность: держась в пределах кормовых курсовых углов турецкого парохода экипаж вёл меткий артиллерийский огонь по противнику. Особенно важно было даже не использование маневренности русского корабля самой по себе, а то что опытный моряк Г.И.Бутаков заметил отсутствие орудий на корме турецкого парохода и весь бой старался держаться так, чтобы турки не могли обстреливать «Владимир», а вот русский пароходофрегат имел вооружение позволявшее ему громить противника на всех дистанциях и во всех секторах обстрела.
Трёхчасовой бой закончился победой: «Перваз-Бахри» был вынужден спустить флаг. Правда русские моряки едва не «перестарались»— они с большим трудом смогли довести свой трофей до Севастополя. Турецкий пароход потом отремонтировали и он вошел в состав Черноморского флота под названием «Корнилов».
Г.И.Бутаков после этого боя был произведён в капитаны 2-го ранга и награждён орденом св. Георгия IV степени .
После окончания Крымской войны , Г.И.Бутаков, обобщив опыт использования пароходофрегатов, создал труд «Новые основания пароходной тактики», который использовался моряками Российского флота как основной документ при боевом использовании паровых и броненосных судов.
Так же интересна история создания корабля, ведь по английским законам тех лет английские кораблестроители не имели права строить другим флотам паровые корабли и все русские пароходо-фрегаты построенные в Англии по сути были военной контрабандой. Ведь они строились как якобы почтовые пакетботы.
«Владимир» удалось официально построить как боевой пароходо-фрегат с паровой машиной повышенной мощности только благодаря тому что на нём из европейского путешествия возвращался в Россию Государь Император Николай Павлович.
Благодаря этому в Англии на «Владимир» даже установили артиллерию, в частности английские 10-дюймовые бомбические орудия. Первым командиром корабля был капитан-лейтенант Н.А.Аркас . А уже позже, во время осады Севастополя пароходо-фрегат будучи флагманом отряда русских пароходов под командованием кап.2 ранга Г.И.Бутакова впервые в мире применят новую тактику. Для повышения дальности действия артиллерии «Владимира» в контрбатарейной стрельбе русские моряки приданием искусственного крена кораблю повысили угол возвышения его орудий.
«Владимир» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | Колёсный пароходофрегат |
---|
Спущен на воду | Сентябрь 1848 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 1850 год |
---|
Выведен из состава флота | 1855 год. Затоплен в Северной бухте, в 1860 году поднят, служил ещё несколько лет |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1200 тонн |
---|
Длина между перпендикулярами | 61 м |
---|
Ширина по мидельшпангоуту | 10,9 м |
---|
Осадка | 4,3 м |
---|
Двигатели | Паровая машина с качающимися цилиндрами мощностью 400 л. с. , паруса |
---|
Вооружение |
---|
Общее число орудий | 9 орудий, перед Крымской войной— 11 орудий (два 10-дюймовых, три 68-фунтовых, четыре 24-фунтовых пушко-карронады, две 24-фунтовых карронады) |
---|
|
|