«Быстрый» ; с 5 февраля 1925 года— «Фрунзе» — эскадренный миноносец типа «Счастливый» , построенный по «Программе спешного усиления Черноморского флота» и принадлежавший к числу эскадренных миноносцев типа «Новик» .
История службы
Служба в Российском Императорском флоте
Зачислен в списке судов Черноморского флота 11 октября 1911 года . Заложен на стапеле Металлического завода в августе 1912 года , перезаложен на стапеле завода А. Ваддона в Херсоне 16 октября 1913 года , спущен на воду 25 мая 1914 года . В начале сентября 1914 года , после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний. 18 апреля 1915 года «Быстрый» был принят в состав 2-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота
Вместе с эсминцем «Счастливым» вышел в свой первый боевой поход 25 апреля 1915 года . До конца года корабль совместно с другими эсминцами совершил шесть боевых походов к берегам Турции для обстрела побережья Угольного района и уничтожения судов врага на его собственных коммуникациях. В результате этих походов было уничтожено 26 парусных судов и 3 парохода противника, повреждён крейсер «Гамадие»
В 1916 году эсминец «Быстрый» активно участвовал в боевых действиях на Чёрном море, совершил 10 боевых походов для обстрела турецкого и румынского побережья, выполнения минных постановок и охраны походов линейных кораблей и авиатранспортов . Во время боевого похода, 2 февраля 1917 года , «Быстрый» столкнулся с минным заградителем и получил серьёзное повреждение носовой части; был помещён в ремонт, на котором находился до начала июля. В августе— первой половине октября 1917 года эсминец совершил 4 боевых выхода на обстрел турецкого побережья и коммуникаций. Результатом одного из походов было потопление 18 октября турецкого миноносца «Хамидабад», 2 пароходов и повреждение 3 турецких тральщиков . До конца 1917 года эсминец в море больше не выходил
Служба во время Гражданской войны
В декабре 1917 года «Быстрый» был введён в состав Красного Черноморского флота, и в январе 1918 года был поставлен на ремонт в мастерских Севастопольского военного порта. В мае 1918 года германские войска, занявшие Севастополь , захватили корабль и 7 августа ввели его в состав германского флота под бортовым номером «R 02». Из-за неудовлетворительного технического состояния (турбины корабля были разобраны) германским командованием в строй введён не был. После ухода германских войск из Севастоопля в декабре 1918 года «Быстрый» перешёл под контроль английского командования и 24января ( 6февраля ) 1919 года был зачислен в состав Черноморского флота ВСЮР , однако в строй введён так и не был, с эсминца также была снята вся артиллерия. Из-за невозможности буксировки после оставления ВСЮР Крыма корабль остался в Севастополе и 15 ноября 1920 года был захвачен частями Красной Армии
Восстановительный ремонт и модернизация
Вплоть до 1923 года корабль находился на хранении в Севастопольском военном порту . С 1923 по 1927 год на Севморзаводе (по другим данным— на заводе имени Андре Марти в Николаеве ) «Быстрый» прошёл восстановительный и капитальный ремонт. В ходе ремонта эскадренный миноносец получил 4-е 102-мм орудие, дальность стрельбы которого была доведена до 88 кабельтовых ; вместо 2 47-мм пушек Гочкиса была установлена 1 76-мм зенитная пушка Лендера, 1 37-мм автомат Максима и 4 7,62-мм пулемёта М-1 . Торпедное вооружение было заменено на 3 строенных торпедных аппарата . Водоизмещение корабля возросло до 1540 тонн, а экипаж достиг численности 133 человек. В ходе капитального ремонта, 5 февраля 1925 года , «Быстрый» был переименован во «Фрунзе»
Служба в Советском Военно-Морском Флоте
16 декабря 1927 года «Фрунзе» вступил в строй МСЧМ и был зачислен в состав 1-го дивизиона эсминцев . В мае-июне 1928 года «Фрунзе» посетил с дружеским визитом порт Стамбула , а в сентябре следующего года— порт Неаполя . 8 июня 1931 года в районе Севастополя произошло столкновение корабля с подводной лодкой №16 «Металлист» (бывшая АГ-21 ) ; в результате столкновения подводная лодка затонула. В 1936 - 1940 годах «Фрунзе» проходил капитальный ремонт на Севморзаводе. Зенитное вооружение корабля в ходе ремонта было усилено до 1 76-мм пушки, 2 45-мм полуавтоматов 21-К и 2 12,7-мм пулемётов ДШК , а число принимаемых мин было сокращено до 40 обр. 1908 или 1912 гдоов или до 20 обр. 1926 года или КБ. Полное водоизмещение корабля увеличилось до 1700 тонн, а экипаж— до 172 человек
К 22 июня 1941 года эсминец «Фрунзе» входил в состав 1-го дивизиона эскадренных миноносцев Эскадры Черноморского флота. В июне-июле «Фрунзе» участвовал в эскортировании транспортов и выполнении минных постановок; во второй половине августа включился в боевые действия по обороне Одессы . 21 сентября 1941 года эсминец вышел из Севастополя в Одессу под флагом командующего Эскадрой контр-адмирала Л.А.Владимирского. В районе Тендровской косы во время оказания помощи тонущей канонерской лодке «Красная Армения» «Фрунзе» был атакован 9 пикирующими бомбардировщиками Ju-87 . В ходе налёта эскадренный миноносец был поражён 5 бомбами и, погрузившись левым бортом в воду, затонул (сел на грунт) на глубине 6 метров в 9 милях от Тендровской косы в точке 46° 10' с.ш. и 31° 2' 7" в. д. Гибель «Фрунзе» унесла жизни 50 человек из состава его команды, тем не менее, большей части экипажа корабля удалось спастись на надстройках и трубах эсминца, после затопления оставшихся над водой. 6 октября 1941 года эскадренный миноносец «Фрунзе» был исключён из состава Советского ВМФ
Разбитый штормами эсминец, от которого сохранилась только нижняя часть корпуса и механизмы, на 2006 год продолжал находиться на месте своего затопления и был доступен для дайвинга
С 3 сентября 2012 года МНС Украины будет проводить разминирование затонувшего корабля, на котором находится огромное количество неразорвавшихся боеприпасов
«Быстрый»
«Фрунзе» (с 5 февраля 1925 года) |
---|
|
---|
Эсминец «Фрунзе» (бывший «Быстрый»)
|
---|
Служба: | Россия РСФСР Германия Великобритания Россия ( ВСЮР ) СССР (1924—1935) СССР (с 1935) |
---|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
---|
Организация | ВМФ Российской империи Императорские военно-морские силы ВМФ Великобритании ВМФ СССР |
---|
Изготовитель | Металлический завод ( Санкт-Петербург ) Завод А. Ваддона ( Херсон ) |
---|
Строительство начато | август 1912 (перезаложен 16 октября 1913 ) |
---|
Спущен на воду | 25 мая 1914 |
---|
Введен в эксплуатацию | 18 апреля 1915 |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1460 т (полное) |
---|
Длина | 97,99 м |
---|
Ширина | 9,76 м |
---|
Осадка | 3,41 м |
---|
Двигатели | 2 паровые турбины «А. Е.Г.Кертис-Вулкан», 5 котлов «Ярроу» |
---|
Мощность | 23 000 л. с. (контрактная) |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | около 34,0 узлов (контрактная) |
---|
Дальность плавания | 1 680 миль (расчётная) на скорости 21,0 узел 1020 миль на 34,0 узлах (расчётная) |
---|
Экипаж | 111 человек, в том числе 7 офицеров 133 человека (с 1927 года) 172 человека (с 1940 года). |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 3х1 102-мм/60 орудий (боезапас 450 патронов) С 1927 года— 4х1 102-мм/60 орудий (600 патронов)
|
---|
Зенитная артиллерия | 2 47-мм (с 1916 года) с 1927 года: 1 76-мм, 1 37-мм-мм зенитные пушки с 1940 года: 1 76-мм, 2 45-мм полуавтомата 21-К , 2 12,7-мм пулемёта ДШК |
---|
Минно-торпедное вооружение | 5х2 457-мм ТА (13 торпед образца 1910 года или 45-12 ), 80 мин образца 1908 или 1912 годов К 1941 году: 3х3 457-мм ТА, до 40 мин образца 1908 или 1912 годов, до 20 мин образца 1926 года или КБ. |
---|
|
|