Проект 723 (тип «Волга»)— проект железнодорожного парома , разработанный в СССР в середине 1940-х годов. По проекту 723 было построено 4парома, работавших на переправе через реку Амур в Комсомольске-на-Амуре . По модификациям 723-бис (тип «Надым») и 723-у (тип «Северный») было построено ещё 4парома, эксплуатировавшихся на Керченской паромной переправе в Керчи .
Разработкой проекта 723 занималось ЦКБ-51 (в настоящее время— ОАО КБ «Вымпел» , Нижний Новгород ), главный конструктор— А. С.Рачков. Паромы проекта 723 строились на Амурском судостроительном заводе (Комсомольск-на-Амуре), проектов 723-бис и 723-у — на Заводе№402 (в настоящее время— ОАО «ПО „Севмаш"» , Северодвинск ).
Конструктивные особенности
Габаритная длина парома составляла 90метров, ширина — 18метров, осадка при полной загрузке — 3метра, полное водоизмещение — около 3400тонн. Корпус электросварной конструкции формировался из листовой стали толщиной 10мм, а в районе ледового пояса усиливался 16мм металла и специальными подкреплениями . Судно могло самостоятельно ходить во льдах толщиной до 20 см .
Паром вмещал 32 двухосных грузовых вагона или 16 четырёхосных. Для обеспечения загрузки и выгрузки вагонов в местностях, где наблюдается значительный перепад уровней воды, каждый паром был оборудован лифтовым вагоноподъёмником, установленным в носовой части судна. Подъёмник поднимал вагоны весом до 90 тонн на высоту до 5 метров. Позже была создана модификация 723-у, которая отличалась удлиннённой платформой вагоноподъёмника, позволявшей принимать пассажирские вагоны. При перевозке пассажирского поезда на пароме могло разместиться до 8 четырёхосных пассажирских вагонов.
Эксплуатация
Паромная переправа в Комсомольске-на-Амуре
Предварительные работы по проекту моста через реку Амур велись с 1939 года , однако, начавшаяся Вторая мировая война вынудила отказаться от строительства моста и заменить его более дешёвой альтернативой — паромной переправой.
Первые два парома проекта 723 — «Волга» и «Дон» — были построены в 1945 году на Амурском судостроительном заводе, и 31 июля того же года переправа через Амур была открыта. Протяжённость переправы составила 7 км. В зимнее время поезда пересекали Амур по проложенным через замёрзшую реку рельсам. В 1951 году к работе на переправе подключились ещё два парома — «Амур» и «Комсомольск»
Паромная переправа в Комсомольске-на-Амуре просуществовала 30лет. 26 сентября 1975 года состоялось торжественное открытие моста через реку Амур. Паром «Комсомольск» протяжным гудком приветствовал первый прошедший по мосту поезд, а также последний рейс на переправе.
После закрытия переправы два парома были проданы Китаю , оставшиеся два — порезаны на металл .
Керченская паромная переправа
Паром «Чулым» (с 1955 года — «Южный») на ходовых испытаниях
15апреля 1950года на Заводе№402 были заложены два парома модернизированного проекта 723-бис . Паромы, названные «Надым» и «Заполярный», являлись первыми в серии из четырёх судов, предназначавшихся для работы на Трансполярной магистрали — на железнодорожных переправах через Енисей в Ермаково и через Обь в Салехарде .
Вторую пару судов — «Северный» и «Чулым» — заложили 25мая 1951года, эти два парома строились по проекту 723-у. «Надым» и «Заполярный» вошли в состав советского флота 31июля 1951года, «Северный» и «Чулым» — 31июля 1952-го .
Во второй половине 1951года «Надым» прибыл в Игарку, а «Заполярный» — в Салехард . «Северный» и «Чулым» отправиться на Трансполярную магистраль не успели — работы по строительству магистрали были внезапно остановлены, а все четыре судна перенаправлены на новую переправу в Керченском проливе , при этом «Надым» переименовали в «Восточный», а «Чулым» — в «Южный».
Поскольку перепад уровней воды в Керченском проливе небольшой, с паромов демонтировали вагоноподъёмники, вместо них использовали установленные на берегу П-образные подъёмники, опускавшие на паром разводной мост с железнодорожными путями. В результате, все четыре парома получили возможность загружаться как грузовыми так и пассажирскими вагонами. Также, паромы занимались перевозкой автомобилей — на свободном от вагонов месте в носовой части судна могло разместиться несколько машин. Иногда паромы выполняли рейсы без вагонов — заполнив всю палубу автотранспортом.
За время эксплуатации на Керченской переправе над паромами провели ряд технических доработок, например, расширили площадь верхней палубы , а на «Южном» надстроили дополнительный ярус ходовой рубки .
На Керченской переправе паромы прослужили почти 40 лет. Первым был списан «Восточный» — в 1987 году . В это же время прекратилось движение пассажирских поездов через Керченскую переправу — старые, изношенные паромы были признаны небезопасными для пассажирских перевозок. «Южный» и «Заполярный» списали в 1989 и 1991 годах соответственно . Последний оставшийся железнодорожный паром — «Северный» — до 1996 года занимался перевозкой товарных составов, затем несколько лет простоял в порту «Крым» , после чего его также отправили на слом .
Железнодорожное сообщение на Керченской паромной переправе возобновилось лишь в 2004 году с приходом новых железнодорожных паромов.
«Проекты723, 723-бис, 723-у» |
---|
|
---|
Железнодорожный паром «Амур» проекта723
|
---|
Флаг | СССР |
---|
Класс и тип судна | Железнодорожный паром |
---|
Изготовитель | Проект 723: Амурский судостроительный завод
Проекты 723-бис, 723-у:
Завод№402 |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 3400 т |
---|
Длина | 90 м |
---|
Ширина | 18 м |
---|
Осадка | 3 м |
---|
|
|