«Сава́нна» ( англ. Savannah )— парусно-паровой пакетбот : парусное судно и одновременно колёсный пароход . Построен в Соединённых Штатах Америки . Корабль был назван в честь американского города Саванна в штате Джорджия . Это первый парусный пароход , пересекший Атлантический океан .
История постройки
Постройка была начата в 1818 году . Первоначально судно строилось как чисто парусное (трехмачтовый корабль ), но ещё на стапеле капитан Мозес Роджерс убедил будущих владельцев, «Скарборо и Айзекс» ( англ. Scarborough & Isaacs ) из Саванны, оснастить его паровой машиной ради престижа первого трансокеанского перехода.
Для размещения машины грот-мачта была сдвинута в корму больше, чем у обычных парусников. Единственный цилиндр (одноцилиндровая паровая машина низкого давления мощностью 90 лошадиных сил, простого действия, наклонного типа, диаметр цилиндра 40 дюймов /100см, ход поршня 5 фт/152 см) был изготовлен в Нью-Йорке, остальные части машины и кованые гребные колеса в Нью-Джерси . «Саванна» была первым судном со складывающимися гребными колесами и кожухами из парусины. Конструкция позволяла избежать их повреждения от волны, когда машина не использовалась. Запас топлива составлял 75 тонн угля и около 90 кубометров дров.
Пароход «Саванна». Теоретический чертёж и схема парусности
Были предусмотрены места для 32 пассажиров, исключительно в каютах. По записям в судовом журнале, «помещения для дам совершенно отдельно от мест мужчин». Для обеда и отдыха имелись три полностью обставленных салона.
Постройка обошлась около 50 тысяч долларов США . 22 августа 1818 года «Саванна» была спущена на воду.
Плавания парохода «Саванна»
Свое первое плавание корабль совершил 28 марта 1819 года . Первоначально «Саванна» была почтовым судном, однако ей было суждено навсегда войти в историю в качестве пионера трансатлантических пароходных рейсов .
24 мая 1819 года в 05.00 парусно-паровой пакетбот снялся с якоря на рейде города Саванна и направился через Атлантический океан в город Ливерпуль ( Англия ). Через 29 с половиной суток судно прибыло в пункт назначения, став по праву называться первым пароходом, пересекшим Атлантику. Из гавани Ливерпуля корабль продолжил своё историческое путешествие, направившись в Стокгольм ( Швеция ), а затем Санкт-Петербург ( Российская империя ).
Владельцы судна надеялись продать его в Европе , однако у возможных покупателей «Саванна» интереса не вызвала. Двигателем пароход пользовался не более 85 часов за всё время перехода и только в пределах прибрежной зоны (при непрерывной работе дорогостоящий уголь стал бы единственным грузом, которым можно было заполнить трюмы пакебота). В Америку корабль возвратился и вовсе не используя паровую машину.
По возвращении судна в родной порт паровой двигатель был демонтирован и, уже как парусник, «Саванна» вплоть до 1821 года «трудилась» на линии Нью-Йорк — Саванна.
5 ноября 1821года пароход «Саванна» потерпел кораблекрушение близ острова Лонг-Айленд . Почти три десятилетия после этого ни один построенный в США пароход не пересекал Атлантику.
Саванна |
---|
Savannah |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | США |
---|
Класс и тип судна | Парусно-паровой колесный пакетбот |
---|
Тип парусного вооружения | трёхмачтовый корабль |
---|
Организация | Scarborough & Isaacs , Саванна |
---|
Изготовитель | Fickett & Crocker , Нью-Йорк |
---|
Спущен на воду | 22 августа 1818 |
---|
Введен в эксплуатацию | 28 марта 1819 |
---|
Выведен из состава флота | сел на мель и разбился 5 ноября 1821 |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 320 тонн , по другим данным 380 тонн |
---|
Длина по верхней палубе | 98 футов (29,8 м ) |
---|
Ширина по мидельшпангоуту | 25 фт (7,62 м) |
---|
Осадка | 14 фт (4,27 м) |
---|
Двигатели | Паруса , паровая машина , 72 л.с. (по другим данным 90 л.с. ) |
---|
Скорость хода | 6 узлов (9 км/час) под машиной |
---|
|
|