Спешный (фрегат, 1801) - 15 Декабря 2012 - Блог - Энциклопедия кораблей
Энцеклопедия кораблей
Понедельник, 05.12.2016, 21:39



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Блог ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Ледокол [54]
Эскадренный миноносец [391]
Речные пассажирские суда [8]
Круизные суда [82]
Парусные линейные корабли [1]
Дредноут [1]
Пассажирское судно [35]
Теплоход [55]
Линкор [33]
Фрегат [74]
Танкер [11]
Сухогруз [6]
Учебные корабли [8]
Буровое судно [5]
Парусные линейные корабли [2]
Теплоходы [20]
Линейные крейсера [15]
Паромы [25]
Шхуна [2]
Подводные лодки [50]
Авианосцы [73]
Военные корабли [1]
Лёгкий крейсер [44]
Пароходы [33]
Вспомогательный крейсер [6]
Линейный корабль (парусный) [296]
Корабль 6 ранга [1]
Миноносец [81]
Королевская яхта [13]
Научно-исследовательские суда [39]
Грузовое судно [8]
Шлюп [10]
Тяжёлый крейсер [5]
Бронепалубный крейсер [64]
Барк [11]
Галера [10]
Контейнеровоз [2]
Корвет [14]
Броненосец [57]
Бригантина [2]
Бомбардирский корабль [2]
проа [1]
Бриг [15]
Галеон [5]
Клипер [12]
Джонка [2]
Ладья [1]
Катер [4]
Каравелла [4]
Трирема [2]
Каракка [6]
Яхта [4]
Канонерская лодка [32]
Большой противолодочный корабль [36]
Тяжёлый авианесущий крейсер [3]
Ракетный крейсер [9]
Броненосный крейсер [26]
Крейсера проекта 1144 [1]
Крейсер [23]
Малый ракетный корабль [8]
Буксир [4]
Моторная яхта [1]
Госпитальное судно [7]
Лидер эскадренных миноносцев [5]
Сторожевой корабль [6]
Судно на подводных крыльях [6]
Пожарное судно [2]
Вспомогательные корабли и суда [10]
Пароходофрегат [2]
Малый противолодочный корабль [19]
Тримаран [1]
Монитор [20]
Тральщик [5]
Минный крейсер [5]
Минный заградитель \ Минный катер [9]
Моторные яхты [4]
Сторожевые корабли [15]
Океанские лайнеры [18]
Вертолётоносец [2]
Десантные корабли [3]
Буровые суда [1]
Десантный корабль [5]
Разведывательные корабли [3]
Парусное судно [1]
Ракетный катер [5]
Шнява [1]
Люгер [2]
Траулер [2]
Торпедный катер [2]
Доковое судно [1]
Гражданские суда [1]

Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Главная » 2012 » Декабрь » 15 » Спешный (фрегат, 1801)
10:25
Спешный (фрегат, 1801)

Спе́шный — первый фрегат одноимённой серии из 34 единиц ( тип «Спешный» )  . Заложен 10 марта 1800 года на Соломбальской верфи  . Строитель Г. Игнатьев. Спущен 29 августа 1801 года, вошёл в состав Балтийского флота  . Относился к рангу 44-пушечных фрегатов, однако фактически был вооружён 50-ю 24-фунтовыми орудиями  . Во время англо-русской войны (1807—1812) был захвачен британским флотом в Портсмуте

Служба в мирное время

  • В июле-сентябре 1803 года в составе эскадры перешел из Архангельска в Кронштадт
  • В 1804 и 1805 годах находился в практических плаваниях в Балтийском море, заходил в Данциг (1804) и Любек (1805)
  • В 1806 году стоял в Кронштадте

Странный поход

Подготовка к выходу

21 июля 1807 года  выполняя повеление императора Александра I с кронштадтского рейда отправился в дальний поход отряд в составе фрегата «Спешный» под командованием капитан-лейтенанта Никанора Григорьевича Ховрина  и транспорта «Вельгемина» под командованием голландца на русской службе капитан-лейтенанта Андрея Михайловича  (Ария  ) Пильгарда). Кораблям предписывалось доставить на средиземноморскую эскадру вице-адмирала Д.Н.Сенявина денежное довольствие и имущество. Также по Высочайшему повелению на фрегат «Спешный» в качестве пассажиров прибыли обер-прокурор Святейшего Синода князь Александр Николаевич Голицын с больною супругою и домочадцами. Их надлежало переправить в Англию .

В трюм фрегата, одного из лучших ходоков Балтийского флота, были загружены дубовые бочонки с золотыми и серебряными монетами (140 197 голландских червонцев и 601 167 испанских пиастров)   . Транспорт «Вельгемина», вёз сукно для пошива обмундирования командам эскадры и шкиперское имущество. Судно было весьма тихоходным и довольно ветхим. Надо сказать, что Д.Н.Сенявину были очень нужны деньги, и фрегат мог бы быстро их доставить. Но Ховрину было приказано сопровождать тихоходный транспорт со снаряжением, что и привело к такому исходу . Перед отплытием командир фрегата получил строжайшую инструкцию: прилежно конвоируя транспорт, скорейшим образом доставить по назначению ценный груз. Столь странное сочетание быстроходного фрегата с валютой и тихоходного транспорта с «тряпьём» сразу же вызвали недоумение у бывалых моряков в Кронштадте  .

 Переход в Портсмут

Как только наши суда вышли из Финского залива их встретили английские корабли, которые на почтительном расстоянии постоянно сопровождали «Спешного» и «Вильгельмину». Столь странный эскорт настораживал. В Копенгаген они пришли 3 августа. Сразу же на фрегат прибыл представитель Британского Адмиралтейства . Действуя с явной неприязнью, он потребовал отчета о пути следования и грузе. При этом ему уже было известно не только количество бочонков, но и сколько монет было в каждом из них

Поскольку Англия готовилась к войне с Данией, русским судам было предписано срочно покинуть Копенгаген. Договорившись о встрече в Портсмуте, «Спешный» и «Вильгельмина» 5 августа 1807 вышли в море

Пришедший первым (в августе 1807) в Портсмут Ховрин полностью подготовил фрегат к дальнейшему плаванию. Однако время шло, а «Вельгемина» не появлялась. Обеспокоенный отсутствием транспорта, командир «Спешного» пытался выяснить его местонахождение, но безуспешно. Тогда он отправил в Кронштадт письмо Министру военных морских сил адмиралу П.В.Чичагову с просьбой дать указания, как ему действовать в сложившейся ситуации и одновременно связался с российским посланником в Лондоне графом М.М.Алопеусом. Граф советовал, не дожидаясь транспорта следовать в Средиземное море к эскадре вице-адмирала Д.Н.Сенявина, а «Вельгемине» назначить рандеву в Гибралтаре или на Мальте .

Изрядно потрепанная штормами «Вельгемина» прибыла в Портсмут лишь 2 ноября  . На устранение неполадок, загрузку продовольствия и воды ушло почти две недели. И когда оба корабля, наконец, были готовы к отплытию, поступило указание от графа М.М.Алопеуса: из Портсмута не выходить, поскольку эскадра вице-адмирала Д.Н.Сенявина блокирована англичанами в Лиссабонском порту.

Обстановка в Портсмуте стремительно менялась. Английский флот в боевой готовности маневрировал на Сент-Элинском и Спидгедском рейдах, а «Спешный» и «Вельгемину» окружили 74-х пушечные корабли «Leader» и «Brunswick» и 44-х пушечный фрегат «Husar»  . В этой обстановке уход из Портсмута был ещё возможен, но рискован. Капитан-лейтенант Ховрин решил не рисковать.

Арест

Утром 20 ноября 1807 года  Адмиралтейские Лорды телеграфом уведомили главного командира Портсмута адмирала Монтегю о начале войны с Россией и приказали ему немедленно наложить эмбарго на все находящиеся в порту российские суда. Тотчас же к нашим кораблям от английской эскадры отвалили двенадцать вооруженных баркасов. На шканцы «Спешного» поднялись два английских лейтенанта и вручили командиру фрегата письмо от адмирала Монтегю. Адмирал с холодной английской учтивостью сообщал:

«Милостивый государь. Имею честь вас известить, что Лорды Адмиралтейства предписали мне взять и задержать все русские суда, в здешнем порту находящиеся, до дальнейшего распоряжения. Исполняя эту обязанность, я полагаю Милостивый Государь, что мне будет излишним предлагать, какие бы то ни было извинения, овладевая кораблем, находящимся под вашим начальством. Караул и надлежащие офицеры для введения его в гавань будет присланы.

Имею честь быть, Милостивый Государь, Вашим послушнейшим и покорнейшим слугою. Георгий Монтегю „Рояль Вильяж". Портсмутский рейд

20 ноября1807 года».

Прочитав послание, Ховрин собрал офицеров и сообщил им о своём решении сдать корабли ради спасения экипажей. Офицеры встретили решение командира угрюмым молчанием. После объявления Ховриным решения о сдаче фрегата, английские парламентарии опечатали люки трюмов с валютой. Команды были арестованы. На плененных кораблях спустили российские и подняли английские военно-морские флаги.

Плен

Командиров, офицеров и гардемарин (проходивших на фрегате и транспорте практическое плавание) по указанию Адмиралтейства отправили жить в провинциальный городок Эндовер (под надзор полиции без права выезда за пределы указанного пункта). Пленных матросов и солдат отправили на блокшив ( плавучая тюрьма ). Всего в плен попало: 24 офицера, 11 гардемарин и 436 человек нижних чинов, в том числе 44 солдата 2-го драгунского полка  .Судьбы плененных российских моряков в дальнейшем сложились по-разному.

Высочайшим повелением «Балтийского флота капитан-лейтенанты Ховрин и Пильгард, за неисполнение возложенных на них от начальства поручений» были «исключены из службы» . Капитан-лейтенант Ховрин очень переживал случившееся, в связи с чем у него возникло тяжелое психическое расстройство . Английское правительство разрешило ему вернуться в Россию. 9 сентября 1809 года на одном из английских транспортов перевозивших экипажи эскадры вице-адмирала Д.Н.Сенявина, он прибыл в Ригу, а оттуда в Кронштадтской госпиталь. Лечение было успешным.

Капитан-лейтенант Пильгард в мае 1810 года подал на Высочайшее имя Прошение о помиловании. Вскоре пришел ответ: "Капитан-лейтенантов Ховрина и Пильгарда простить, и принять «в службу»  .

Не прост был путь домой гардемарин. После месяца проживания в Эндовере их, по ходатайству графа М.М.Алопеуса, «по малолетству» освободили от плена и на почтовых каретах отвезли в Лондон. Там выдали документы на освобождение и отправили кружным путем через Гарич, Готенбург, Стокгольм и Аландские острова в Финляндию, откуда по очереди стали переправлять в Россию. Первая партия 18 февраля 1808 года благополучно достигла Санкт-Петербурга, а вторая в дороге была застигнута известием о начале войны между Россией и Швецией и российские гардемарины вновь оказалась в плену, но теперь уже шведском. Домой они возвратились, лишь год спустя (в 1809) .

13 октября 1810 года в честь 50-летия царствования английского короля Георга III, всем русским офицерам была сделана амнистия  . Через полгода окончился и четырёхлетний плен для нижних чинов. Однако не все из них возвратились на Родину— часть умерло в английском плену, некоторые, отказавшись от присяги, остались навсегда на Британских островах. 30 мая 1811 года на госпитальном судне «Горгона» 368 русских моряков отплыли в Россию

По прибытии в Россию и офицерам и матросам все время пребывания в плену засчитали в срок службы, а также выдали причитающееся жалование и обмундирование. Офицеров назначили на новые должности

Спешный
Служба: Россия
Класс и тип судна 44-пушечный фрегат
тип «Спешный»
Тип парусного вооружения трёхмачтовый корабль
Организация Балтийский флот
Изготовитель Соломбальская верфь , Архангельск
Корабельный мастер Г. Игнатьев
Основные характеристики
Водоизмещение около 1950 т
Длина между перпендикулярами 48,53 м
Ширина по мидельшпангоуту 12,65 м
Осадка 3,68 м
Двигатели Паруса
Экипаж 340 человек
Вооружение
Общее число орудий 50 × 24-фунтовых пушек
 
Категория: Фрегат | Просмотров: 345 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей

...

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2016      Конструктор сайтов - uCoz