« Сума » (須磨)— бронепалубный крейсер Японского Императорского флота . Головной корабль в серии крейсеров типа «Сума» . Первый японский крейсер, построенный по японскому проекту, на японских верфях и из японских материалов . Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне .
Крейсер получил название в честь живописных песчаных пляжей, ныне расположенных в городской черте Кобе .
Конструкция
Крейсер «Сума» построен Морским Арсеналом Йокосука в течение четырёх лет (с 1892 по 1896год ). В ходе испытаний выяснилось, что корабль оказался перетяжелённым с плохой мореходностью и недостаточной остойчивостью .
Корпус
Корпус крейсера стальной, с двойным дном, ниже броневой палубы разделен водонепроницаемыми переборками .
Бронирование
Жизненно-важные механизмы, котлы, машины и погреба боезапаса защищены карапасной броневой палубой толщиной в 25-мм, толщина брони на скосах— 50-мм. 152-мм орудия прикрыты 115-мм щитами. Толщина брони боевой рубки крейсера составляла 102-мм. Вся броня «гарвеевского» типа .
Артиллерийское вооружение
Главный калибр крейсера— два 152-мм скорострельных орудия раздельного заряжания системы Армстронга с длинной ствола 40 калибров. Максимальная дальность стрельбы составляла до 9100м, максимальная скорострельность 5-7 выстрелов в минуту. Одно орудие устанавливалось на полубаке , другое— на полуюте .
Артиллерия среднего калибра состояла из шести 120-мм скорострельных орудий раздельного заряжания системы Армстронга с длинной ствола 40 калибров. Максимальная дальность стрельбы составляла до 9000м, максимальная скорострельность до 12 выстрелов в минуту. Все шесть орудий устанавливались в спонсонах на верхней палубе .
Десять 47-мм скорострельных пушек Гочкиса устанавливались: четыре на верхней палубе (по две на борт), два на полуюте, два на кормовом мостике, по два орудия находилось в носу и в корме. Максимальная дальность стрельбы составляла до 6000м, максимальная скорострельность до 20 выстрелов в минуту .
На марсах мачт крейсера были установлены по две четырёхствольных 1-дм (25,4-мм) картечницы Норденфельда . К началу русско-японской войны они были заменены на четыре 7,62-мм пулемёта Максима .
Минное вооружение
На «Сума» было установлено два 356-мм бортовых надводных торпедных аппарата
Силовая установка
Две паровые машины тройного расширения с вертикально установленными цилиндрами. Диаметр цилиндров: высокого давления— 0,82м, среднего— 1,24м и низкого— 0,72м, ход поршней 0,72м. Мощность машин 8384 л.с.
Пар вырабатывали восемь цилиндрических котлов, расположенных в двух котельных отделениях, разделённых водонепроницаемой переборкой, по четыре в каждом.
Нормальный запас угля «Сума» составлял 200 т, на 4000 миль десятиузлового хода, полный— 600 т
История службы
В 1898 году , во время испано-американской войны , «Сума» в качестве стационера находился в Маниле , для обеспечения возможной защиты японцев, проживающих на Филиппинах . К началу 1900 года крейсер «Сума» действовал в составе постоянной эскадры в китайских водах . В июле 1900 года в ходе подавления восстания ихэтуаней «Сума» в составе отряда кораблей альянса восьми держав принимал участие в захвате Тяньцзиня .
Русско-японская война
Перед началом русско-японской войны крейсер «Сума» вошел в состав 6-го боевого отряда 3-й эскадры Соединенного флота, специально сформированного для наблюдения за Корейским проливом и действий против Владивостокского отряда крейсеров . С 6 февраля 1904 года крейсер в составе своего отряда приступил к сторожевой службе, базируясь в заливе Такесики (на острове Цусима ) .
18 февраля 1904 года крейсер, в составе своего отряда, по приказу начальника Морского генерального штаба адмирала Ито, прибыл в Шанхай для принуждения к разоружению или уничтожения канонерской лодки «Манчжур» . 26 февраля 6-й боевой отряд убыл в Корейский пролив, оставив для наблюдения за разоружением русского корабля крейсер «Акицусима» .
1 мая крейсер в составе отряда был задействован для конвоирования транспортов, перевозящих 2-ю японскую армию . С 5 мая по 22 мая крейсер прикрывал высадку войск 1-го отряда 2-й армии, а его шлюпки перевозили солдат с транспортов на берег . 23 мая крейсер, в составе отряда присоединился к Соединенному флоту, блокирующему Порт-Артур .
15 мая 1904 года «Сума» принял участие в спасении экипажа броненосца «Ясима» , подорвавшегося вместе с броненосцем «Хацусе» на минах , установленных возле Порт-Артура , минным заградителем «Амур» . С гибнувшего корабля на «Сума» был перенесен портрет императора [16] .
7 июня «Сума» в составе своего отряда, совместно с канонерскими лодками «Удзи», «Акачи» и 10-м отрядом миноносцев вошли в Бохайский (Печилийский) залив для оказания поддержки частям 2-й японской армии с моря . В первой половине дня «Сума», «Акаси» и «Идзуми» обстреляли подразделения русских войск и линию железной дороги . 8 июня «Сума» входил в устье реки Ляохэ для досмотра пароходов. 11 июня 6-й отряд убыл из Бохайского (Печилийского) залива к главным силам японского флота .
23 июня «Сума» в составе отряда участвовал в безрезультатной встрече Соединенного флота с кораблями русской эскадры, вышедшей из Порт-Артура .
26 июля крейсер «Сума» участвовал в перестрелке с русскими кораблями «Баян» , «Аскольд» и «Новик» в бухте Лунвантан .
В ходе боя в Жёлтом море у «Сума» в самом начале сражения произошла поломка в машине и крейсер получил приказ до исправления держаться за строем своего отряда . К концу боя «Сума» получил приказ присоединиться к 5-му отряду ( «Хасидатэ» , «Мацусима» и «Чин-Иен» ), находившемуся в 10 милях севернее. В результате, когда большая часть русской эскадры повернула в направлении Порт-Артура , «Сума» оказался отрезанным от 5-го отряда . Видя невозможность догнать 5-й боевой отряд, командир «Сума» принял решение развернуться и пойти на соединение с 6-м боевым отрядом. В это время крейсера русские крейсера «Аскольд» и «Новик» вышли из строя в южном направлении и развив максимальную скорость хода, направились на прорыв. Некоторое время «Сума» один вел бой с этими крейсерами, но, несмотря на подошедшие корабли 6-го боевого отряда, предотвратить прорыв русских кораблей не удалось. Сведений о боевых повреждениях крейсера «Сума» не имеется.
После завершения боя «Сума» был отправлен на ремонт к островам Эллиот . После исправления поломки, вплоть до падения Порт-Артура , крейсер «Сума» принимал участие в блокаде крепости.
С 6 февраля по 12 февраля 1905 года «Сума» принимал участие в конвоировании парохода, перебрасывавшего подразделения флота в Вонсан , для устройства там береговых батарей .
С 14 февраля по 6 марта 1905 года «Сума» принимал участие в конвоировании транспортных судов, перебрасывающих части 2-й резервной дивизии в северную Корею .
27 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсер «Сума» действовал во главе 6-го боевого отряда под флагом контр-адмирала Того Масамити. С утра 27 мая, после обнаружения русской эскадры, «Сума» и «Чиода» с двумя отрядами миноносцев первыми вышли со стоянки в заливе Одзаки на острове Цусима . По приказанию вице-адмирала Катаока 6-й боевой отряд занял положение впереди курса русской эскадры ведя за ней наблюдение . Около 11:55 «Сума» и «Чиода» были обнаружены на русской эскадре слева на траверзе . После начала боя главных сил 6-й отряд получил приказ вице-адмирала Катаока атаковать обнаруженные южнее транспорты, однако это оказались японские вспомогательные крейсера. Затем 6-м отрядом были обнаружены госпитальные суда Орёл и Кострома . Контр-адмирал М.Того направил к ним вспомогательные крейсера «Садо-мару» и «Маньшу-мару», а сам направился к месту боя главных сил . Около 15:20 6-й отряд присоединился к 4-му боевому отряду и вступил в бой с русскими крейсерами . Около 16:00-16:20 огнем крейсеров 6-го отряда был потоплен буксирный пароход «Русь», брошенный командой после столкновения с транспортном «Анадырь» . Затем в течение около 30 минут крейсера 6-го отряда вели огонь по русским крейсерам «Олег» , «Аврора» , «Владимир Мономах» , «Дмитрий Донской» , а также по броненосцам. Затем, что бы напасть на арьергард русской эскадры, 6-и отряд повернул на юг, где обнаружил тяжело поврежденный броненосец «Князь Суворов» и немеющую хода плавучую мастерскую «Камчатка». С 4000-6000 м 6-й отряд открыл огонь по «Камчатке», затем, с подошедшими кораблями 4-го и 5-го боевых отрядов с 1200-4000 м— по «Суворову» . «Камчатка» была потоплена около 18:30 , «Суворов» затонул около 19:30 . Во время боя «Сума» получил незначительные повреждения, три матроса из его экипажа получили ранения .
Утром 28 мая крейсера 6-го боевого отряда обнаружили шедшие в направлении Владивостока русские корабли под командованием контр-адмирала Небогатова , немедленно доложив об этом своему командующему . После сдачи в плен большинства русских кораблей 6-й отряд пытался преследовать крейсер «Изумруд» , однако не смог его догнать, повернул обратно
19 июня 6-й боевой отряд вошел в состав Северной эскадры, предназначенной для обеспечения проведения операции по захвату Сахалина . 4 июля «Сума» с отрядом вышел из Оминато в составе конвоя первого десантного эшелона 13-й пехотной дивизии Харагучи в направлении Сахалина Утром 7 июля объединенный десант с 6, 7, 8 и 9-го боевых отрядов захватил плацдарм у деревни Мерея, после чего была начата высадка подразделении сухопутных войск . 10 июля «Сума», «Чиода» и 9-й отряд миноносцев осуществили высадку взвода солдат на мыс Крильон (Ниси Ноторо) , овладевшим маяком . С 21 июля по 24 июля «Сума» в составе своего отряда принимал участие в конвоировании и обеспечении высадки второго десантного эшелона 13-й пехотной дивизии . 27 июля «Сума», «Чиода» и два миноносца провели разведку Императорской гавани , высадив на берег два десанта до взвода каждый для обследования сооружений и местности, также с «Сума» был высажен десант для обследования маяка и местности на мысе Николая и десант на мысе Стукамбис для устройства там наблюдательного пункта . 6 августа по 25 августа «Сума», под флагом контр-адмирала Того Масамити и «Идзуми» провели разведку южного побережья Камчатки и Командорских островов . Выйдя 6 августа из Корсаковска корабли 10 августа прибыли к острову Симусю (Шумшу) . 12 августа в Вилюченской бухте корабли разделились: «Сума» направился в Петропавловск , а «Идзуми» — к маяку мыса Вертикальный для поиска задержанного русскими властями отставного лейтенанта Сигэтады Гундзи ( яп. 郡司成忠 ) (в русскоязычных источниках— Сечу Гундзи) . «Сума» подойдя к Петропавловску обстрелял казарму, но не встретив сопротивления высадил десант. На рейде был задержан с грузом военной контрабанды и отправлен с призовой командой в Йокосука американский пароход «Австралия» . 16 августа «Сума» и «Идзуми» подошли к острову Беринга , где для досмотра села Никольское был высажен десант . 19 августа корабли вернулись в Петропавловск , где 20 августа вновь был высажен десант, оставивший письмо к уездному начальнику с требованием освобождения отставного лейтенанта С.Гундзи. 25 августа «Сума» и «Идзуми» вернулись в Корсаковск . С 25 августа по 25 сентября «Сума» во главе 6-го боевого отряда нес охрану Сангарского пролива , базируясь на Оминато .
20 октября «Сума» прибыл в Иокогама для участия в Императорском смотре флота, состоявшемся 23 октября 1905 года
Между двух войн
В 1908 году цилиндрические котлы были заменены на водотрубные котлы системы Миябара . 28 августа 1912 года «Сума» был переклассифицирован в крейсер 2-го класса .
Первая мировая война
В 1916 году крейсер «Сума» базировался в Маниле и с целью защиты судоходства принимал участие в патрулировании Южно-Китайского моря , моря Сулу и у берегов Голландской Ост-Индии
7 февраля 1917 года «Сума», вместе с крейсерами «Яхаги» , «Цусима» и «Ниитака» и второй флотилией эсминцев были сведены в Первую эскадру специального назначения под командованием контр-адмирала Огури Кодзабуро, предназначенной для противодействия немецким рейдерам . Базируясь в Сингапуре «Сума» задействовался для патрулирования акватории Индийского океана и у восточных берегов Австралии и Новой Зеландии
Завершение службы
1 сентября 1921 года «Сума» был переклассифицирован в корабль береговой обороны 2-го класса. 1 апреля 1923 года бывший крейсер исключили из списков флота, а в 1928 году разобрали на металлолом
«Сума» |
---|
須磨 |
---|
|
---|
Крейсер «Сума» в 1904 году
|
---|
Служба: | |
---|
Класс и тип судна | бронепалубный крейсер |
---|
Изготовитель | Морской Арсенал ( Йокосука , Япония ) |
---|
Заказан к постройке | 1891 |
---|
Строительство начато | 6 августа 1892 |
---|
Спущен на воду | 6 марта 1895 |
---|
Введен в эксплуатацию | 12 декабря 1896 |
---|
Выведен из состава флота | 4 апреля 1923 |
---|
Статус | разобран на металл в 1928 году |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 2657 т |
---|
Длина | 93,5 м |
---|
Ширина | 12,24 м |
---|
Осадка | 4,63 м |
---|
Бронирование | палуба: 25 мм скосы палубы: 50-мм щиты 152-мм орудий: 115-мм боевая рубка: 102-мм |
---|
Двигатели | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения 8 Цилиндрических паровых котлов |
---|
Мощность | 8384 л.с. |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 20 узлов максимальная |
---|
Дальность плавания | 11000 миль |
---|
Экипаж | 256 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 2×1 152-мм 6×1 120-мм 12×1 47-мм 4×1 7,62-мм пулемёта Максима |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2 × 356-мм ТА |
---|
|
|