Свирь — морской буксирный пароход-спасатель российского Добровольного флота , сопровождавший 2-ю Тихоокеанскую эскадру во время Цусимского похода и сражения .
Технические данные
- Водоизмещение: 611 т
- Длина: 50,3 м
- Ширина 5,2 м
- Осадка 2,7 м
- Тип двигателя: паровая машина тройного расширения
- Мощность: 1500 л. с.
- Скорость: 13,5 уз.
История
Построен в 1898 году на верфи голландской компании «Smit & Sonn Kindeforijk» под названием «Zwarte Zee». В 1903 году был приобретен германской компанией «Diderichsen» ( Киль ). В 1904 году приобретен российским Добровольным флотом и под названием «Свирь» передан Морскому ведомству для включения в отряд контр-адмирала Н.И.Небогатова .
Под флагом Добровольного флота и с военной командой в 35 человек пароход соединился с отрядом 7 февраля 1905 года у пролива Большой Бельт . Во время Цусимского похода выполнял функции посыльного судна. Во время Цусимского сражения спасал команды погибших русских кораблей, в том числе офицера, двух кондукторов и 93 нижних чина с вспомогательного крейсера «Урал» и команду буксирного парохода «Русь». После завершения сражения, в котором погиб один член команды, был интернирован в Шанхае .
По завершении войны прибыл во Владивосток . В начале 1906 года был выкуплен у Добровольгого флота и включён в состав Сибирской военной флотилии в качестве портового судна. В ноябре 1906 года с 10 солдатами и 2 унтер-офицерами на борту участвовал в неудачной экспедиции против хунхузов около бухты Холувай
Вооружён четырьмя 75-мм пушками и переименован в канонерскую лодку . В октябре 1922 года под командованием Лейтенанта С.В.Курова вышел из Владивостока в Манилу в составе флотилии контр-адмирала Г.К.Старка .
В 1924 году был продан китайской фирме в Гонконге , а затем филиппинскому владельцу, который переименовал судно в в «Sugbo». В 1928 году был приобретен американской компанией и эксплуатировался под наименованием «llo-llo». По окончании Второй мировой войны, в ноябре 1945 года, был отремонтирован в Куре и передан англичанам. В апреле 1947 года в Гонконге было вновь возвращен довоенным владельцам, которые в октябре того же года продали его китайской фирме, которая эксплуатировала его под названием «Yue Kwok».