Ташкент (лидер эскадренных миноносцев) - 16 Декабря 2012 - Блог - Энциклопедия кораблей
Энцеклопедия кораблей
Понедельник, 05.12.2016, 23:40



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Блог ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Ледокол [54]
Эскадренный миноносец [391]
Речные пассажирские суда [8]
Круизные суда [82]
Парусные линейные корабли [1]
Дредноут [1]
Пассажирское судно [35]
Теплоход [55]
Линкор [33]
Фрегат [74]
Танкер [11]
Сухогруз [6]
Учебные корабли [8]
Буровое судно [5]
Парусные линейные корабли [2]
Теплоходы [20]
Линейные крейсера [15]
Паромы [25]
Шхуна [2]
Подводные лодки [50]
Авианосцы [73]
Военные корабли [1]
Лёгкий крейсер [44]
Пароходы [33]
Вспомогательный крейсер [6]
Линейный корабль (парусный) [296]
Корабль 6 ранга [1]
Миноносец [81]
Королевская яхта [13]
Научно-исследовательские суда [39]
Грузовое судно [8]
Шлюп [10]
Тяжёлый крейсер [5]
Бронепалубный крейсер [64]
Барк [11]
Галера [10]
Контейнеровоз [2]
Корвет [14]
Броненосец [57]
Бригантина [2]
Бомбардирский корабль [2]
проа [1]
Бриг [15]
Галеон [5]
Клипер [12]
Джонка [2]
Ладья [1]
Катер [4]
Каравелла [4]
Трирема [2]
Каракка [6]
Яхта [4]
Канонерская лодка [32]
Большой противолодочный корабль [36]
Тяжёлый авианесущий крейсер [3]
Ракетный крейсер [9]
Броненосный крейсер [26]
Крейсера проекта 1144 [1]
Крейсер [23]
Малый ракетный корабль [8]
Буксир [4]
Моторная яхта [1]
Госпитальное судно [7]
Лидер эскадренных миноносцев [5]
Сторожевой корабль [6]
Судно на подводных крыльях [6]
Пожарное судно [2]
Вспомогательные корабли и суда [10]
Пароходофрегат [2]
Малый противолодочный корабль [19]
Тримаран [1]
Монитор [20]
Тральщик [5]
Минный крейсер [5]
Минный заградитель \ Минный катер [9]
Моторные яхты [4]
Сторожевые корабли [15]
Океанские лайнеры [18]
Вертолётоносец [2]
Десантные корабли [3]
Буровые суда [1]
Десантный корабль [5]
Разведывательные корабли [3]
Парусное судно [1]
Ракетный катер [5]
Шнява [1]
Люгер [2]
Траулер [2]
Торпедный катер [2]
Доковое судно [1]
Гражданские суда [1]

Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Главная » 2012 » Декабрь » 16 » Ташкент (лидер эскадренных миноносцев)
17:31
Ташкент (лидер эскадренных миноносцев)

«Ташке́нт» — лидер эскадренных миноносцев проекта 20И , построенный в Ливорно по итальянскому проекту для Военно-Морских Сил РККА . Из-за голубоватого защитного цвета лидер «Ташкент» получил среди гражданского населения причерноморских городов прозвище «Голубой крейсер»  Принимал участие в боях в составе Черноморского Флота СССР в годы Великой Отечественной войны . Потоплен немецкой авиацией в Новороссийском порту 2 июля 1942 года .

История разработки

 Выбор фирмы

Вполне естественные трудности, возникшие при разработке советской наукой и промышленностью лидеров эсминцев проекта 1 , заставили руководство РККФ начать поиск возможностей заказа кораблей этого класса за границей

Предварительные переговоры о возможном заказе советской стороной проекта «обычного» небронированного лидера эскадренных миноносцев состоялись в 1932 году во время рабочей командировки в Италию и Германию начальника Технического управления УМС РККА А.К.Сивкова . Основным результатом командировки А.К.Сивкова стало ознакомление специалистов УВМС и судостроительной промышленности с проектными материалами итальянских судостроительных фирм «Ансальдо» и «Одеро-Терни-Орландо» (ОТО)  . Позднее переговоры о заказе на разработку и постройку лидеров для СССР велись также с французскими фирмами «Шанте де Франс» и «Фиэ Лилль». Предполагалось, что за основу при проектировании кораблей французского проекта, будет взят конструктивный облик французских лидеров типа «Фантаск» . Но дальнейшему развитию переговоров представителей УМС РККА и НКТП с представителями французских судостроительных фирм помешала высокая цена проектирования лидера, никак не укладывающаяся в отведённую УМС РРКА сумму .

После срыва переговоров с французской стороной, в 1935 году были продолжены переговоры с итальянскими фирмами «Ансальдо» и «Адриатика», но, как и в случе с французскими фирмами, они тоже были прерваны из-за неприемлемой для советской стороны цены заказа. Приемлемой цены проектирования и постройки корабля представителям УМС РККА удалось добиться в ходе переговоров с фирмой «Одеро-Терни-Орландо». Фирма ОТО заключением этого договора добилась возможности построить лидер эсминцев по советскому ТТЗ (тактико-техническому заданию), одновременно получая возможность проверить на нём конструкторские решения и тактические концепции, которые затем, уже опробованные, можно было использовать при проектировании новых лидеров итальянского флота  . Постройка лидера советской стороной рассматривалась как чисто экспериментальная, но предполагалось, что лидер проекта «И»  станет прототипом для серийной постройки подобных ему кораблей на верфях СССР .

 Тактико-техническое задание

Тактико-техническое задание на проектирование и постройку лидера «И» было разработан при участии специалистов ЦКБС-1. ТТЗ предусматривало улучшение основных элементов лидера по сравнению с лидерами проекта 1 «Ленинград» , скорость хода— не менее 42,5 узлов на 6-часовом испытании, дальность плавания— не менее 5000 морских миль 20-узловым ходом. Артиллерия главного калибра размещалась по ТТЗ в трёх двухорудийных башенных установках, зенитная артиллерия должна была состоять из 6 45-мм полуавтоматов и 6 12,7-мм зенитных пулемётов; торпедное вооружение должно было состоять из 3 трёхтрубных торпедных аппаратов, также предусматривались рельсы для постановки мин заграждения. Нормальное водоизмещение должно было составить 3216 тонн, мощности ГЭУ— 100 000 л. с.

 Подписание договора о строительстве

9 сентября 1935 года в Ленинграде был подписан договор между уполномоченным Главморпромом НКТП «Судопроектом»  и фирмой ОТО, на проектирование и постройку— «быстроходного разведчика» ( итал. esploratore ). Договор был подписан: с советской стороны директором «Судопроекта» Л.С.Окорским, с итальянской стороны— директором-распорядителем фирмы «Орландо» инженером Луиджи Орландо  . 11 сентября этого же года вышло постановление СТО о постройке в Италии лидера проекта «И» (проекту присвоен номер 20). Проектирование лидера специалистами фирмы ОТО началось с октября 1935 года и велось под наблюдением Морской комиссии заказчика, которую возглавляли А.С.Кассациер (от Главморпрома) и М.П.Бомзе (от УВМС РККА). Кроме этого, в состав Морской комиссии вошли отдельные конструкторы ЦКБС-1: В.Г.Королевич, В.И.Гинзбург, Г.Г.Краснов, М.Д.Царёв, А.И.Песчанский, К.В.Шлиссель и другие .

3 февраля 1936 года фирмой ОТО был представлен общий проект корабля, а через десять дней, 13 февраля , документация проекта, получив необходимое согласование Комиссией, была доставлена в СССР на рассмотрение и утверждение. После окончания её изучения в УВМС и Главморпроекте, и внесения советскими специалистами отдельных замечаний и предложений, согласованных впоследствии с итальянской фирмой, 25 февраля 1936 года было оформлено соответствующее решение НМС РККА, подписанное флагманом 1 ранга В.М.Орловым , и фирма ОТО начала его осуществление .

 История строительства

е

Через год с момента выдачи эскизного проекта, после различных согласований и доработок, на судоверфи фирмы OTO в Ливорно был заложен лидер эсминцев, вскоре получивший название «Ташкент». Это имя лидер унаследовал от корабля Волжской военной флотилии (бывшего речного буксирного парохода №7) периода Гражданской войны , погибшего в бою 5 сентября 1918 года .

После закладки «Ташкента» было принято решение о постройке в Советском Союзе ещё трёх однотипных лидеров со сроками сдачи в 1938 — 1939 годах : два лидера должны были быть заложены на судостроительном заводе №190 им. А.А.Жданова (в Ленинграде ) и один на судостроительном заводе №198 в Николаеве  . Подготовка к закладке двух первых лидеров велась полным ходом (головной корабль даже успел получить название— «Баку»), когда во второй половине 1937 года поступил приказ об отмене строительства. Внезапный отказ от строительства серии кораблей по итальянскому проекту объяснялся возникшими трудностями в переработке итальянских чертежей и различиями в технологии постройки, поставившими под сомнение получение заданных тактико-технических элементов . Кроме того, начальник Главного штаба ВМФ адмирал Л.М.Галлер считал, что вооружение лидеров проекта 20-И не оправдывается их величиной и стоимостью

В условиях осложнявшейся международной обстановки 28 декабря 1937 года лидер «Ташкент» был спущен на воду. 11 марта 1938 года были проведены ходовые испытания лидера, на которых при мощности 130 000 л. с. и водоизмещении 3422 т корабль развил скорость 43,53 узла

После завершения испытаний машин, достройка лидера замедлилась. За период от завершения ходовых испытаний до приёмки (чуть больше 1 года) в Италию прибыл советский экипаж. Первым командиром лидера был назначен капитан 2 ранга Л.А.Владимирский . В приёмке лидера, последовавшей в Ливорно 18 апреля 1939 года участвовал заместитель главного конструктора по механической части ЦКБ-17 В.Г.Королевич

После подписания приёмного акта «Ташкент» был подготовлен к переходу в Одессу для последующего ввода в состав Черноморского флота  . После прибытия в Одессу «Ташкент» 6 мая 1939 года был передан судостроителям ВМФ. Совершив несколько пробных выходов в море, лидер был переведён для дальнейшей достройки в Николаев, где на него было установлено вооружение

Особенности конструкции

Конструкция корпуса и надстройки

Конструкция корпуса лидера была сравнительно лёгкой и рациональной. Клёпаный корпус, набранный из 232 шпангоутов и разделённый водонепронецаемыми переборками на 15 отсеков, имел сравнительно полные обводы в носовой части, создающие подобие бульба и круглую, яйцеобразную корму. Как выяснилось в процессе эксплуатации лидера, корпус корабля имел недостаточную прочность  . На корабле имелся закрытый штормовой коридор  . В надстройке обтекаемой формы располагалась удобная ходовая рубка .

Энергетическая установка

Так как монополия на производство корабельных турбин в Италии принадлежала фирме «Ансальдо», а переговоры о строительстве и проектировании кораблей с ней были провалены, на «Ташкент» пришлось устанавливать английские турбины системы Парсонса. Энергетическая установка лидера состояла из 2 турбозубчатых агрегатов (ТЗА) суммарной мощностью 100 000 (110 000) л. с. на 350 оборотах в минуту и четырёх котлов  . Каждый ТЗА состоял из одной турбины высокого давления и двух турбин низкого давления. Для увеличения боевой живучести ГЭУ на лишённом бронирования и противоторпедной защиты лидере была выполнена в эшелонном варианте— с чередованием котельных и турбинных отделений. Очевидным недостатком такого расположения являлась необходимость иметь очень длинные валопроводы при значительной общей протяжённости энергетической установки корабля, занимавшей около половины длины корпуса .

Максимальный запас топлива составлял 1178 тонн, также на корабле имелись запасы (147 тонн) котельной, питьевой (33 т) и (54 т) бытовой воды  . Дальность плавания 20- узловым ходом составляла по расчётным данным 5030 морских миль .

Вооружение

Артиллерийское

Первоначальное артиллерийское вооружение лидера (на конец 1939 года ) включало 3 одиночные 130-мм/50 артиллерийские установки Б-13 , 6 45-мм полуавтоматических универсальных пушек 21-К , установленных на навесном мостике вокруг второй дымовой трубы и 6 12,7-мм крупнокалиберных пулемётов ДШК , 4 из которых размещались в районе носовой надстройки, а 2 пулемёта— в районе кормовой надстройки, по обе стороны и чуть позади от кормового прожектора  . В феврале — июне 1941 года лидер прошёл модернизацию, в ходе которой одинарные башенные установки Б-13 были заменены на двухорудийные 130-мм артиллерийские установки Б-2-ЛМ , так что общее число артиллерийских стволов 130-мм калибра на лидере достигло 6 единиц. Подверглись замене на новые 37-мм автоматы 70-К также устаревшие 45-мм АУ 21-К [17] . В сентябре 1941 года по предложению С.И.Шрайбера при поддержке флагарта Черноморского флота [14] к артиллерийскому вооружению лидера была добавлена 1 двухорудийная 76-мм/55 зенитная артиллерийская установка 39-К , снятая с недостроенного эсминца проекта 30 (типа «Огневой») — ЭМ « Озорного ». Установку разместили в корме, в районе кубриков №4 и 5 .

Торпедно-минное и противолодочное вооружение

На палубе средней надстройки лидера были установлены 3 трёхтрубных торпедных аппарата 39-Ю . Боезапас торпед— 18 единиц  . Все торпедные аппараты имели сектор обстрела 80° на противоположный борт  . В качестве минного вооружения лидер мог взять до 110 мин заграждения образца 1931 года  . В корме лидера было установлено 2 кормовых рычажных бомбосбрасывателя Б-1. Боезапас глубинных бомб составлял 4 больших глубинных бомбы типа Б-1 и 20 малых глубинных бомб типа М-1 .

Система управления огнём

На лидере «Ташкент» были установлены ПУС (приборы управения стрельбой) с ЦАС (центральным автоматом стрельбы) «централь» производства фирмы «Галилео» (Италия). ЦАС позволял определять элементы движения цели. Помимо ЦАС в состав ПУС входила вспомогательная «централь», визиры центральной наводки (ВЦН), командно-дальномерный пост и кормовую дальномерную рубку. Управление зенитной стрельбой на лидере осуществлялось так называемой вспомогательной «централью». Данные для вспомогательной «централи» поступали из дальномерной рубки с 3-метровым дальномером. Дальномеры фирмы «Галилео», установленные на «Ташкенте», имели серьёзные недостатки: малую базу, большие габариты, повышенную сложность, низкое качество изготовления  . Кроме того, кормовая дальномерная рубка не имела стабилизации. Закономерным следствием многочисленных недостатков оборудования кормовой дальномерной рубки было то, что единственным предназначением этого оборудования было определение наклонной дальности до воздушной цели: вследствие отсутствия стабилизации, сопровождение воздушной цели на качке было делом сложным, а ошибка измерения дальности до цели была очень большой .

Средства связи и обнаружения

Для светосигнализации и визуальной связи лидера с другими кораблями, а также для наблюдения за противником в тёмное время суток и в тумане, служили 2 90-см прожектора фирмы «Галилео», фонари системы Семёнова, стереотрубы, бинокли , пистолеты Верри, сигнальные флаги и сигнальные ракеты

 Служба лидера «Ташкент» до Великой Отечественной войны

Лидер «Ташкент» в 1939 году

В строй «Ташкент» вступил 22 октября 1939 года . В составе Черноморского флота в предвоенный период лидер проходил интенсивные испытания, курсируя между причерноморскими портами и часто меняя место своей дислокации. В феврале 1941 года произошла смена командира лидера. На место прежнего командира— капитана 3 ранга Евгения Николаевича Жукова был назначен капитан 3 ранга Ерошенко Василий Николаевич , до этого командовавший лидером «Москва»  . В феврале — июне 1941 года на Николаевском заводе имени 61 коммунара на лидере была произведена замена вооружения. Одноорудийные установки Б-13 были заменены на двухорудийные Б-2-ЛМ-И  В этот же период на лидере зенитные полуавтоматы 21-К были заменены на 37-мм автоматические пушки 70-К . Основные работы на лидере к 22 июня 1941 года были закончены.

 

Боевая служба лидера с 22 июня по 29 августа 1941 года

Война застала «Ташкент» в Николаеве , в доке завода имени 61 коммунара  . В ночь на 22 июня лидер вывели из дока, а утром на его палубе состоялся общий митинг экипажа и рабочих  . В июле 1941 года лидер, ещё не полностью укомплектованный личным составом, был включён в состав второго дивизиона эсминцев эскадры Черноморского флота  . В середине июля лидер совершил переход из Николаева в Севастополь . Переход, короткий в мирное время, затянулся более чем на сутки: из-за сильного шквала пришлось стать на якорь прямо в фарватере Южного Буга . Во время перехода зенитчикам лидера дважды приходилось открывать огонь по самолётам противника. К Севастополю шли медленно, так как на подходе к главной базе в это время ставили минные заграждения .

В конце июля, по приходу корабля в Севастополь, на нём была произведена установка размагничиваюшего устройства. Электронно-монтажные работы выполнило Крымское предприятие ЭМТ, а корпусные— Севастопольский Морской завод (№200)  . К середине августа 1941 года лидер «Ташкент» был готов к несению активной боевой службы .

19 августа 1941 года лидер, совместно с эсминцами «Безупречный», «Бодрый» и «Беспощадный», был включён в группу для поиска и уничтожения кораблей и транспортов врага в западной части Чёрного моря . Поиск оказался безрезультатным, но при возвращении из рейса группа произвела обстрел войск противника в районе деревень Мещенка , Михайловка и Визария . С дистанции 90 кабельтовых кораблями группы было выпущено 450 фугасных 130-мм снарядов, после чего в полном составе группа покинула район стрельб и ушла полным ходом в Севастополь

На рассвете 29 августа 1941 года лидер «Ташкент» в составе группы из 6 боевых кораблей (крейсера «Червона Украина», эсминцев «Фрунзе», «Шаумян», «Смышлёный» и быстроходного тральщика №27), 7 торпедных катеров, транспорта «Абхазия» и танкера «Москва» прибыл в осаждённую Одессу  . С внешнего рейда Одессы боевыми кораблями был произведён обстрел войск противника в районе деревень Ильинка, Чебанка, Новая Дофиновка, Гильдендорф  . К 17.03 того же дня лидеру удалось подавить батарею противника, обстреливавшую эсминец «Фрунзе» и крейсер «Червона Украина» , при этом расход боекомплекта на лидере составил 120 снарядов. После успешного выполнения боевой задачи «Ташкент» вошёл в Одесский порт и отшвартовался к причалу «холодильника». .

Авианалёт 30 августа 1941 года

На следующий день лидер «Ташкент», крейсер «Червона Украина», эсминец «Дзержинский» и канонерские лодки «Красная Армения» и «Красная Грузия» получили задачу уничтожить вражескую 152-мм батарею, расположенную восточнее посёлка Новая Дофиновка. «Ташкент», маневрируя на внешнем рейде Одессы на скорости 6 узлов , вёл огонь по позициям противника. В 15.42 командир отделения сигнальщиков А.М.Цепин и А.А.Гордиенко доложили командиру лидера о появлении в зените над лидером 3 бомбардировщиков Ю-88 . В 15.45 с горизонтального полёта на курсовом угле 90° бомбардировщики атаковали лидер, сбросив с высоты 4000 метров 12 250-кг фугасных бомб. По самолётам был открыт зенитный огонь. Лидер, по приказу командира, попытался набрать скорость и уклониться вправо, однако предпринятых мер оказалось недостаточно и 1 250-кг авиабомба разорвалась вблизи кормы корабля по правому борту между корпусом лидера и местом выхода гребного вала. От мощного гидродинамического удара корпус лидера отбросило влево. Погасло освещение, вышла из строя рулевая машина, были полностью затоплены кубрики №4 и №5, в результате чего дифферент на корму вырос сразу на 0,15м и корабль стал хуже слушаться руля . Забортная вода через пробоину правого борта продолжала поступать в корпус «Ташкента»: из кубрика №4 она начала поступать в помещение старшин, а оттуда через люк в погреб №3. Часть личного состава из кубриков покинула затапливаемые помещения через верхний люк, часть— через помещение старшин. Но всем спастись не удалось: погибли 2 машиниста-турбиниста, ещё одного члена экипажа— машиниста В.В.Лаушкина, выбросило взрывной волной из 4-го кубрика через пробоину за борт. Через 3 часа он был подобран из воды сторожевым катером и возвратился на корабль

От полученных в ходе авианалёта повреждений лидер остановился, и если бы за этим последовала новая воздушная атака, «Ташкент» был бы потоплен. Новой атаки, однако, не последовало, а тем временем на лидере началась борьба за живучесть корабля. Основная тяжесть борьбы с последствиями авианалёта легла на личный состав электромеханической боевой части (БЧ-5), возглавляемый инженер-капитаном 3 ранга Павлом Петровичем Суриным  . К моменту атаки личный состав БЧ-5 находился в состоянии готовности №3, а сменившиеся с вахты моряки обедали  . На КП-1 находились командир БЧ-5, командир электромоторной группы и старшина. В ходе борьбы за живучесть было восстановлено питание рулевой машины (путём переключения на левый телемотор), а управление кораблём было перенесено на ЗКП (запасной командный пункт), расположенный на кормовом мостике. Было восстановлено освещение, включены главный и два переносных эжектора для осушения погреба №3. Последний, тем не менее, осушить не удалось из-за повреждений переборки на 176 шпангоуте. Полностью затопленными остались трюм в районе повреждения, кубрик №5, и частично— кубрики №4 и погреб №3 .

Командиром БЧ-5 было доложено на ГКП (главный командный пункт) о состоянии корабля и возможности следовать своим ходом. Командир корабля, В.Н.Ерошенко решил следовать в Одессу самостоятельно, предварительно завершив обстрел вражеских позиций. Ходом 12 узлов к 17. 30 того же дня лидер прибыл к Воронцовскому маяку Одессы и вскоре без помощи буксиров пришвартовался к причалу. Сразу по прибытию «Ташкента» в Одесский порт к лидеру подошёл водолазный бот спасательного отряда Одесской военно-морской базы , после чего водолазы произвели осмотр подводной части корабля. В ходе осмотра подводной части лидера выяснилось, что рули, гребные винты и валопроводы «Ташкента» не повреждены, а в обшивке правого борта находится вмятая пробоина размером 2 на 4 метра; палуба кубрика №4 разорвана и поднята вверх на половину высоты кубрика .

В силу ограниченности ремонтных возможностей Одесской ВМБ лидер «Ташкент» было решено ремонтировать в Севастополе на Севморзаводе. После принятия этого решения лидер стали срочно готовить к межбазовому переходу. Были укреплены старые и установлены новые подпоры, с большим трудом удалось провернуть кормовую и носовую турбины при двойной мощности валопроводного устройства; было исправлено рулевое управление и установлено наблюдение за солёностью в цистернах котельной и пресной воды. После завершения подготовительных работ командующим Одесским оборонительным районом контр-адмиралом Г.В.Жуковым и флагманским инженер-механиком северо-западного района инженер-капитаном 3 ранга А.Н.Селиховым было дано разрешение на межбазовый переход  . В 23 часа 10 минут лидер «Ташкент» был выведен буксирами на внешний рейд Одесской ВМБ и в сопровождении эсминца Смышлёный и катеров-«морских охотников» пошёл в Севастополь . С воздуха корабельную группу прикрывали истребители ВВС флота, базирующиеся на крымских аэродромах  . Во время межбазового перехода было обнаружено значительное нагревание дейдвудных сальников и скорость хода была последовательно уменьшена с 12 до 10, а потом и до 6 узлов. Кроме нагревания сальников, было обнаружено и повышение солёности котельной воды в тёплых ящиках. Несмотря на проблемы технического характера, «Ташкент» 31 августа 1941 года в 20 часов 09 минут прибыл в главную военно-морскую базу Черноморского флота Севастополь .

Ремонт в доке Севморзавода (31 августа— октябрь 1941 года)

31 августа поврежденный лидер совершает переход в Севастополь где докуется. Общая площадь пробоины в обшивке правого борта (район 192—205 шп) достигает 35 кв.м. Пробоина находится на метр ниже верхней палубы и простирается до самого киля, глубина вмятины достигает двух метров, весь бортовой набор (с обоих бортов) поврежден и деформирован (с 184 по 205 шп). В междудонных отсеках разрушены все продольные и поперечные переборки. Пробоина имеет рваный характер краев. Из-за излома корпуса (от 195 шп) корма провисает вниз на 558мм, а киль в районе пробоины выгнут кверху со стрелкой прогиба 0,53 метра. В районе пробоины разрушено все оборудование кубриков №4 и 5, магистрали и нефтецистерны (№62,63). Разорваны, вдавлены вовнутрь корабля и выгнуты верхняя палуба лидера и платформа в районе пробоины. Осевшая корма зажала гребные валы и от нагревания выплавились дейдвудные втулки. По нормам мирного времени на устранение таких повреждений требовалось не менее пяти месяцев. Тридцать пять дней доковых работ потребовалось севморзаводцам, чтобы вернуть корабль в строй. В процессе ремонта на корму установили спаренную 76мм зенитную артустановку.

Служба лидера с 1 ноября по 31 декабря 1941 года

1 ноября переход из Севастополя в Батуми. 21 ноября доставил в Севастополь боезапас. На следующий день, приняв раненых и эвакуируемых, отбыл на Батуми. 25— 29 ноября вместе с эсминцами «Сообразительный» и «Способный» выполнял конвоирование от Батуми к Босфору ледокола «Анастас Микоян», танкеров «Туапсе», «Сахалин» и «Варлаам Аванесов», направляющихся с Чёрного моря на Дальний Восток.. Во время операции суда попали в тяжелый шторм. На лидере от ударов волн треснула верхняя палуба по обоим бортам в районе миделя.

Боевая служба (январь 1942— 26 июня 1942)

По 26 июня 1942 года лидер совершает доставку пополнения, боеприпасов, горючего в осажденный Севастополь и эвакуацию раненных. Поход из Новороссийска в Севастополь занимал 9 часов.

Последний бой

Фаза боя

Ночью 27 июня 1942 года приняв на борт свыше 2100 человек и 86 уцелевших частей картины «Оборона Севастополя 1854—1855гг.» . лидер покинул Севастополь. Перегруженный корабль (водоизмещение 3800 тонн, средняя осадка 4,2 метра) смог развить скорость порядка 33 узлов. Начиная с 5 часов утра вплоть до 9 часов лидер подвергался непрерывным атакам самолетов противника (около 90 машин). На него было сброшено свыше 300 бомб. С первой же атаки на лидере заклинило руль, из-за пробоины с левого борта затопило румпельное отделение там погибли эвакуируемые. Повреждение с трудом удалось исправить. Вскоре разорвавшиеся с правого борта на траверзе первого котельного отделения бомбы нанесли новые повреждения. На мостик поступили доклады, что затоплено первое котельное отделение и через поврежденную переборку на 75-ом шпангоуте затапливает второе котельное отделение. Началось затопление центрального артиллерийского поста, второго артпогреба и кубрика №3. Скорость упала до 20 узлов. Для её сохранения турбины носового эшелона подключили к котлам кормовой группы. Носовые турбины продолжали работать в полузатопленном отсеке (а ряд вспомогательных механизмов под водой). В результате близких разрывов новой серии бомб образовалась трещина на верхней палубе (71-75 шп), увеличился дифферент на нос. Корабль стал зарываться в волну, скорость упала до 13 узлов. Близкие разрывы наносили лидеру новые повреждения, а одна 250кг бомба нанесла скользящий удар в районе левого якоря, но не взорвалась и утонула. Для облегчения медленно тонущего корабля были сброшены за борт параваны, бухты стального троса, колосники и запасной котельный кирпич, подготовили к сбросу якоря и торпеды. Дифферент на нос медленно, но неуклонно возрастал, носовая оконечность погрузилась в воду до якорных клюзов. Командир корабля приказал Балмасову Николаю Яковлевичу — командиру БЧ-4 — собрать все секретные документы связи, позывные, опознавательные, шифровальные и уничтожить их в котельном отделении корабля (оформив это актом). Для спрямления корабля были затоплены свободные кормовые топливные цистерны, кубрик №5, артпогреб №3 и погреба малого калибра. Положение «Ташкента» удалось стабилизировать, но не удалось определить и ликвидировать главные источники поступления воды.

Угроза затопления

В 8.30 лидер находился в 40 милях южнее мыса Такиль и продолжал самостоятельно двигаться со скоростью 12 узлов. Кончался зенитный боезапас. Только в 9.15 над «Ташкентом» появилось несколько самолетов Петлякова. Был произведен осмотр повреждений, спущен водолаз, установлено местоположение основных повреждений корпуса. Корабль принял более 1900 тонн воды, в том числе 200 тонн было принято как контрзатопление, потеряно 45% запаса плавучести, в действии находились механизмы только кормового эшелона, но корабль продолжал двигаться.

Вскоре подошли корабли поддержки высланные из Новороссийска. Эсминец «Сообразительный», ошвартовавшись лагом к лидеру, принял за 22 минуты 1975 человек с поврежденного корабля и передал на лидер часть зенитного запаса, аварийное имущество и шланги для осушения. Оставшихся на лидере пассажиров приняли сторожевые катера №014, 084, 036. Около 15 часов эсминец «Бдительный» взял лидер на буксир, но корабль «рыскал» из-за большого дифферента на нос и вскоре лопнул буксирный трос. Тогда стали буксировать «Ташкент» за корму. Рядом лагом шёл спасатель «Юпитер», откачивая воду из носового машинного и 2-го котельного отделения. Скорость буксировки около 8 узлов. На полубаке установили со спасателей переносные помпы. Несмотря на постоянное откачивание воды, её уровень не убывал, а пробоины заделать было уже нечем. Буксировка длилась около 6 часов. В 20.15 «Ташкент» прибыл ко входу в гавань Новороссийска. Два буксира ввели лидер в гавань, поставив его к правой стороне Элеваторного причала.

За проявленый в походе героизм экипаж лидера был представлен к правительственным наградам, а командиру корабля капитану 2 ранга В. Ерошенко и военкому батальонному комиссару Г. Коновалову вручили ордена Ленина.

Гибель лидера «Ташкент»

2 июля 1942 года в 11 часов 20 минут Новороссийск атаковали 64 пикирующих бомбардировщика в сопровождении 14 Bf 109. При налете было сброшено 170 бомб весом 250—1000кг. Налет длился 15 минут. В результате налета были потоплены лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина», спасательный буксир «Черномор», три рыболовных катера, одна баржа, недостроенный корпус транспорта «Пролетарий». Повреждения разной степени получили крейсер « Коминтерн », эсминцы «Сообразительный» и « Незаможник », сторожевые корабли «Шторм» и «Шквал», ПЛ «Л-24», ТК №41, транспорт «Курск» и плавучий док с транспортом «Ворошилов».

Одна из первых бомб разорвалась на пирсе и осыпала лидер осколками. Две следующие 250кг бомбы взорвались прямо в носовом машинном отделении, а ещё две— в кормовой части «Ташкента». Через 3 минуты лидер затонул у стенки причала №3. Глубина в месте гибели «Ташкента» составляла 10 метров и корабль лег на грунт с креном 19 градусов на левый борт в носовой части и 21 градус в кормовой.

Из 344 человек экипажа, числившихся на «Ташкенте» на 2 июля 1942 года, погибли и пропали без вести семьдесят шесть человек, семьдесят семь получили ранения.

Подъём лидера «Ташкент»

Решением Военного совета ЧФ от 19 июля 1942 года было приказано демонтировать с «Ташкента» вооружение, а сам лидер поднять и отвести для восстановления в Поти. Срок окончания спасательных работ намечался на 15 августа 1942года. Орудия лидера предполагалось использовать для обороны Новороссийска. Во время работ по демонтажу оборудования с затонувшего лидера германская авиация потопила три водолазных бота, килектор и две водолазных станции. Подъем пришлось отложить. То, что осталось от корабля, удалось поднять только 30 августа 1944 года . Повреждения были таковы, что восстанавливать «Ташкент» не было смысла, и после буксировки в Николаев лидер был там разобран на металл.

В воспоминаниях В.Н.Ерошенко: лидер «Ташкент» прошёл 27 000 миль, отконвоировал без потерь 17 транспортов, перевез 19 300 человек, 2 538 т боеприпасов, продовольствия и других грузов. Провел 100 боевых стрельб главным калибром, заставив замолчать 6 батарей, и повредил один аэродром. Сбил и повредил 13 самолетов противника. Потопил торпедный катер.

Послужил прототипом для строительства итальянских легких крейсеров типа Attilo Regolo и образцом для проектирования советских эсминцев проекта 48 (1939 года).

Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент»

«Ташкент» в 1941 или 1942 году
Служба: СССР
Класс и тип судналидер эскадренных миноносцев
Изготовитель ОТО ( Италия )
Строительство начато11 января 1937
Спущен на воду 28 декабря 1937
Введен в эксплуатацию22 октября 1939
Выведен из состава флота1944
Основные характеристики
Водоизмещение 2836 т (стандартное),
3216 т (нормальное)
4175 т (полное)
Длина133,3 м (между перпендикулярами)
139,7 м (наибольшая)
Ширина13,7 м (наибольшая)
Осадка 3,98 м (средняя)
Бронирование нет
Двигатели2 турбозубчатых агрегата
Мощность 130 000 л. с.
Движитель2 винта
Скорость хода 20 узлов экономическая
42,7 узла (полная)
43,5 узлов максимальная
Дальность плавания 5030 миль на 20 узлах
Экипаж 250 человек
Вооружение
Тактическое ударное вооружение нет
Артиллерия 3×2 130-мм АУ Б-2ЛМ
Зенитная артиллерия 6×1 37-мм ЗАУ 70-К , 2×1 76-мм ЗАУ 39-К
Минно-торпедное вооружение 3×3 ТА калибра 533мм (18 парогазовых торпед , до 110 мин заграждения обр. 1931 года
Авиационная группа нет
 
Категория: Эскадренный миноносец | Просмотров: 513 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей

...

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2016      Конструктор сайтов - uCoz